Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа
Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Цель факультатива: научить учащихся выражать свои мысли грамотно, точно, выразительно, образно, как писал Л. Толстой, «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов» в устном и письменном высказывании.
Задачи:
От значения к написанию (VIII класс)
Автор – Татьяна Владимировна Игнатович, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, канд. филологических наук
Цель факультатива: коррекция правописных умений в тех орфограммах, верный выбор в которых зависит от значения слова или формы слова; обобщение и закрепление принципов и законов русской орфографии в соответствии с особенностями личности и языковой картиной мира ученика.
Задачи:
• закрепить знания о разных типах написания путем группировки написаний по морфемам и частям речи в соответствии с психологической мотивацией (ученик должен найти для себя индивидуальный вариант орфографической закономерности в соответствии с особенностями памяти, характера восприятия);
• совершенствовать формирование орфографических навыков на основе персонализированных моделей (таблица, опорная схема, алгоритм и др.);
• развивать орфографическую зоркость, умение работать с различными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
Секреты синтаксиса и пунктуации
(Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации) (IX класс)
Автор – Елена Евгеньевна Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, канд. филологических наук
Цель факультатива: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Задачи:
• повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;
• закрепление навыков
синтаксического и
• совершенствование правописных (пунктуационных) умений и навыков учащихся;
• формирование потребности обращения к справочной литературе, навыка самостоятельной работы с научно-популярной литературой.
Функциональная стилистика русского языка (X класс)
Автор – Ирина Михайловна Саникович, доцент кафедры риторики
и методики преподавания языка и литературы БГУ, канд. педагогических наук
Цель факультатива: систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка и продолжение развития коммуникативных умений создавать связные высказывания различных стилей и жанров.
Задачи:
Культура речи (X класс)
Автор – Василий Федорович Русецкий, докт. педагогических наук, ученый секретарь Национального института образования
Цель факультатива: совершенствование речевой культуры учащихся на основе усвоения норм современного русского литературного языка, требований коммуникативных качеств речи и овладения основными видами речевой деятельности.
Задачи:
совершенствовать и развивать
умения эффективного речевого общения,
овладевать способами речевой деятельности
в актуальных для современного человека
ситуациях общения на основе исследовательской,
поисковой, творческой деятельности и
профессионального
Современная риторика: основы речевого общения (XI класс)
Автор – Лариса Александровна Мурина, докт. педагогических наук, ведущий научный сотрудник Национального института образования
Цель факультативных занятий: формирование у учащихся знания основ речевого общения, что является необходимым условием их успешной учебной, научной, творческо-поисковой и общественной деятельности; способствование сохранению традиционной речевой культуры в молодёжной среде; коммуникативной компетенции.
Задачи:
• ознакомление с общими законами общения, правилами и условиями успешной коммуникации, факторами речевого воздействия и др.;
• совершенствование умений на каждом этапе создания текстов различных стилей и жанров речи;
• развитие умений самостоятельной и коллективной работы по подготовке и проведению диалогических видов речевой деятельности (дискуссия, дебаты и др.).
Обозначенные цели и задачи всех предложенных факультативов по русскому языку дают основание сделать вывод: факультативные занятия направлены на реализацию обучающей, диагностирующей, развивающей и стимулирующей функций в процессе обучения предмету [ ].
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Представленная тематика факультативов по русскому языку свидетельствует, что ею охвачены практически все разделы школьного курса. Однако по орфографии разработано два факультатива, что совершенно справедливо, поскольку в орфографическом материале находят отражение практически все языковые единицы. Обратимся к анализу содержания факультативов по орфографии.
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии
По орфографии русского языка разработано два факультатива: один – для учащихся 6 класса, второй – для учащихся 8 класса. Адресация выбрана не случайно. Первый факультатив на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» предназначен для учащихся 6 классов, которые глубоко и всесторонне изучают состав слова и словообразование. А поскольку русская орфография непосредственно связана с этими разделами, то её углублённое изучение вполне закономерно и необходимо. Представим содержание факультативных занятий на эту тему.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Повторение – мать учения (3 ч.)
Повторение изученного в 5-м классе (1 ч). Функции морфем в слове. Типы морфем: формообразовательные и словообразовательные (2 ч).
Зри в корень! (11 ч)
Корень – главная значимая часть слова. Однокоренные слова (1 ч). Правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными (1 ч). Правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми согласными (2 ч). Написание букв ь и ъ (2 ч.). Правописание корней с чередующимися гласными о – а, и – е, а/я – им, а/я – ин (2 ч). Правописание гласных после шипящих и в корне слова (1 ч). Написание имен существительных с корнем пол-(полу-). Написание сложных слов. Сложение основ (2 ч).
Загадочная приставка (4 ч.)
Приставка как значимая часть слова. Приставочный способ образования слов. Синонимичные приставки (1 ч). Написание неизменяемых приставок; приставок, оканчивающихся на з/с (1 ч). Правописание приставок пре- и при- (2 ч).
Неутомимый труженик (8 ч.)
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов (2 ч). Правописание суффиксов имен существительных -ек-, -ик-, -чик-, -щик-, -ец-, -иц-. Суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования слов (4 ч). Правописание суффиксов имен прилагательных -к-, -ск-, -и-, -енн-, -онн-. Написание букв о–ё в суффиксах имен прилагательных (2 ч).
Таинственное окончание (5 ч.)
Окончание как часть слова. Нулевое и материально выраженное окончание (1 ч). Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных (2 ч). Правописание падежных окончаний имен числительных (2 ч.).
Подведение итогов (2 ч.)
Повторение способов образования слов и правописания морфем (2 ч).
Резервные часы (2 ч).
Как утверждает автор данного факультатива Т. В. Дикун, в процессе проведения занятий могут использоваться различные формы деятельности: написание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, конспектирование, составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, конкурсы на лучшую творческую работу, дискуссии по актуальным проблемам словообразования и правописания, путешествие в «Мир занимательного».
Какие учебно-языковые умения по словообразованию должны быть углублены у учащихся? Это разграничение морфем и определение их в составе слова, выделение основы слова, окончания, нахождение в слове соединительной гласной; подбор к слову синонимичных и антонимичных морфем; подбор однокоренных слов; разграничение корней с чередующимися гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением; словообразовательный разбор и разбор слова по составу.
Учебно-языковые умения по орфографии: совершенствование правописания неизменяемых приставок до-, по-, пере-, в-, вз-, с-, приставок пре- и при-; правописания корней с чередующимися гласными о–а, и–е, а/я – им, а/я – ин, корней, проверяемых и непроверяемых ударением; правописания суффиксов имен существительных, суффиксов имен прилагательных; написания падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, имен числительных; сложных слов.
Коммуникативные умения и навыки: толкование лексического значения слова с опорой на морфемный анализ, использование синонимичных морфем для более точного выражения мысли; создание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, аргументирование доказательств.
Ожидаемые результаты: курс носит дифференциально-
В результате систематизации знаний по составу слова, словообразованию и правописанию именных частей речи у учащихся должно быть сформировано представление о русской орфографии и словообразовании как системе.
Второй факультатив по орфографии «От значения к написанию»
адресован учащимся 8 класса, которые уже
изучили морфологию русского языка и весь
орфографический материал. Поэтому основная
задача, которая решается в ходе данных
факультативных занятий, направлена на
закрепление знаний о разных типах написания:
морфемных, фонетических, традиционных,
лексико-синтаксических, словообразовательно-
Распределение часов (35 ч)
Правописание гласных и согласных корня (6 ч)
Труднопроверяемые гласные и согласные, выбор чередующихся гласных, зависящих от значения корня, проверка написания гласных и согласных в словарных словах, проверка написания слов с удвоенными согласными. И, ы после приставок. И, ы после ц.