Факультативные занятия по русскому языку как способ лингвистического и речевого развития учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

MPRYa_kursovaya.docx

— 157.98 Кб (Скачать файл)

 

Цель факультатива: научить учащихся выражать свои мысли грамотно, точно, выразительно, образно, как писал Л. Толстой, «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов» в устном и письменном высказывании.

 

Задачи:

  •  узнавать, различать, группировать слова разных частей речи по выразительно-изобразительным функциям;
  • анализировать, обосновывать употребление выразительных средств частей речи поэтами и писателями в поэтических и прозаических произведениях;
  • употреблять слова различных частей речи в составе тропов и фигур речи;
  • формировать у учащихся умения использовать выразительные средства частей речи в самостоятельно создаваемых текстах.

 

От значения к  написанию (VIII класс)

 

Автор – Татьяна Владимировна Игнатович,  доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, канд. филологических наук

Цель факультатива: коррекция правописных умений в тех орфограммах, верный выбор в которых зависит от значения слова или формы слова; обобщение и закрепление принципов и законов русской орфографии в соответствии с особенностями личности и языковой картиной мира ученика.

Задачи:

• закрепить знания о  разных типах написания путем  группировки написаний по морфемам и частям речи в соответствии с  психологической мотивацией (ученик должен найти для себя индивидуальный вариант орфографической закономерности в соответствии с особенностями памяти, характера восприятия);

• совершенствовать формирование орфографических навыков на основе персонализированных моделей (таблица, опорная схема, алгоритм и др.);

• развивать орфографическую  зоркость, умение работать с различными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

 

Секреты синтаксиса и пунктуации

(Трудные вопросы  синтаксиса и пунктуации) (IX класс)

 

Автор – Елена Евгеньевна Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, канд. филологических наук

 

Цель факультатива: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Задачи:

• повторение, обобщение  и систематизация теоретических  сведений по разделу «Синтаксис и  пунктуация»;

• закрепление навыков  синтаксического и пунктуационного  разборов;

• совершенствование правописных (пунктуационных) умений и навыков  учащихся;

• формирование потребности  обращения к справочной литературе, навыка самостоятельной работы с  научно-популярной литературой.

 

Функциональная стилистика русского языка (X класс)

Автор – Ирина Михайловна Саникович, доцент кафедры риторики

и методики преподавания языка и литературы БГУ, канд. педагогических наук

 

Цель факультатива: систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка и продолжение развития коммуникативных умений создавать связные высказывания различных стилей и жанров.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;
  • обобщить знания школьников о задачах, сфере применения и стилевых чертах речи пяти функциональных стилей русского литературного языка;
  • обогатить знания учащихся о характерных стилеобразующих языковых средствах каждой функциональной разновидности (лексические, морфологические, синтаксические языковые единицы, которые наиболее часто встречаются в текстах конкретного стиля речи);
  • выработать умения создавать тексты разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

 

Культура речи (X класс)

 

Автор – Василий Федорович Русецкий, докт. педагогических наук, ученый секретарь Национального института образования

 

Цель факультатива: совершенствование речевой культуры учащихся на основе усвоения норм современного русского литературного языка, требований коммуникативных качеств речи и овладения основными видами речевой деятельности.

Задачи:

  • совершенствовать представления о целесообразной и эффективной коммуникации в различных сферах общения; закреплять и систематизировать знания о системе норм современного русского литературного языка и коммуникативных качествах речи;
  • совершенствовать культуру русской речи в условиях современной языковой среды;

совершенствовать и развивать  умения эффективного речевого общения, овладевать способами речевой деятельности в актуальных для современного человека ситуациях общения на основе исследовательской, поисковой, творческой деятельности и  профессионального самоопределения.

 

Современная риторика: основы речевого общения (XI класс)

 

Автор – Лариса Александровна Мурина, докт. педагогических наук, ведущий научный сотрудник Национального института образования

 

Цель факультативных занятий: формирование у учащихся знания основ речевого общения, что является необходимым условием их успешной учебной, научной, творческо-поисковой и общественной деятельности; способствование сохранению традиционной речевой культуры в молодёжной среде; коммуникативной компетенции.

 

 

Задачи:

• ознакомление с общими законами общения, правилами и условиями  успешной коммуникации, факторами речевого воздействия и др.;

• совершенствование умений на каждом этапе создания текстов  различных стилей и жанров речи;

• развитие умений самостоятельной  и коллективной работы по подготовке и проведению диалогических видов  речевой деятельности (дискуссия, дебаты и др.).

 

Обозначенные цели и задачи всех предложенных факультативов по русскому языку дают основание сделать  вывод: факультативные занятия направлены на реализацию обучающей, диагностирующей, развивающей и стимулирующей  функций в процессе обучения предмету [ ].

 

 

2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ  РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Представленная тематика факультативов по русскому языку свидетельствует, что ею охвачены практически все разделы школьного курса. Однако по орфографии разработано два факультатива, что совершенно справедливо, поскольку в орфографическом материале находят отражение практически все языковые единицы. Обратимся к анализу содержания факультативов по орфографии.

 

2.1. Анализ содержания  факультативов по орфографии

По орфографии русского языка разработано два факультатива: один – для учащихся 6 класса, второй – для учащихся 8 класса. Адресация выбрана не случайно. Первый факультатив на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» предназначен для учащихся 6 классов, которые глубоко и всесторонне изучают состав слова и словообразование. А поскольку русская орфография непосредственно связана с этими разделами, то её углублённое изучение вполне закономерно и необходимо. Представим содержание факультативных занятий на эту тему.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Повторение – мать учения (3 ч.)

Повторение изученного в 5-м классе (1 ч). Функции морфем в слове. Типы морфем: формообразовательные и словообразовательные (2 ч).

 

Зри в корень! (11 ч)

Корень – главная значимая часть слова. Однокоренные слова (1 ч). Правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными (1 ч). Правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми согласными (2 ч). Написание букв ь и ъ (2 ч.). Правописание корней с чередующимися гласными о – а, и – е, а/я – им, а/я – ин (2 ч). Правописание гласных после шипящих и в корне слова (1 ч). Написание имен существительных с корнем пол-(полу-). Написание сложных слов. Сложение основ (2 ч).

 

Загадочная приставка (4 ч.)

Приставка как значимая часть слова. Приставочный способ образования слов. Синонимичные приставки (1 ч). Написание неизменяемых приставок; приставок, оканчивающихся на з/с (1 ч). Правописание приставок пре- и при- (2 ч).

 

Неутомимый труженик (8 ч.)

Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов (2 ч). Правописание суффиксов имен существительных -ек-, -ик-, -чик-, -щик-, -ец-, -иц-. Суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования слов (4 ч). Правописание суффиксов имен прилагательных -к-, -ск-, -и-, -енн-, -онн-. Написание букв о–ё в суффиксах имен прилагательных (2 ч).

 

Таинственное  окончание (5 ч.)

Окончание как часть слова. Нулевое  и материально выраженное окончание (1 ч). Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных (2 ч). Правописание падежных окончаний имен числительных (2 ч.).

 

Подведение итогов (2 ч.)

Повторение способов образования  слов и правописания морфем (2 ч).

Резервные часы (2 ч).

Как утверждает автор данного факультатива Т. В. Дикун, в процессе проведения занятий могут использоваться различные формы деятельности: написание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, конспектирование, составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, конкурсы на лучшую творческую работу, дискуссии по актуальным проблемам словообразования и правописания, путешествие в «Мир занимательного».

Какие учебно-языковые умения по словообразованию должны быть углублены у учащихся? Это разграничение морфем и определение их в составе слова, выделение основы слова, окончания, нахождение в слове соединительной гласной; подбор к слову синонимичных и антонимичных морфем; подбор однокоренных слов; разграничение корней с чередующимися гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением; словообразовательный разбор и разбор слова по составу.

Учебно-языковые умения по орфографии: совершенствование правописания неизменяемых приставок до-, по-, пере-, в-, вз-, с-, приставок пре- и при-; правописания корней с чередующимися гласными о–а, и–е, а/я – им, а/я – ин, корней, проверяемых и непроверяемых ударением; правописания суффиксов имен существительных, суффиксов имен прилагательных; написания падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, имен числительных; сложных слов.

Коммуникативные умения и навыки: толкование лексического значения слова с опорой на морфемный анализ, использование синонимичных морфем для более точного выражения мысли; создание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, аргументирование доказательств.

Ожидаемые результаты: курс носит дифференциально-систематический и практически направленный характер, то есть должен обеспечить приобретение учащимися системы знаний.

В результате систематизации знаний по составу слова, словообразованию и правописанию именных частей речи у учащихся должно быть сформировано представление о русской орфографии и словообразовании как системе.

Второй факультатив по орфографии «От значения к написанию» адресован учащимся 8 класса, которые уже изучили морфологию русского языка и весь орфографический материал. Поэтому основная задача, которая решается в ходе данных факультативных занятий, направлена на закрепление знаний о разных типах написания: морфемных, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических (условия написания, орфографическая норма, приёмы разграничения сложных случаев) – путем группировки написаний по морфемам и частям речи в соответствии с их значением. В учебной программе представлены все принципы русской орфографии (морфемный, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический) и темы сгруппированы в соответствии с ними и с психологическими особенностями усвоения и воспроизведения орфографических навыков. Для учащегося применение правила мативируется не структуризацией единиц языка и не их грамматическим соотнесением, а составленными им самим аналогиями, семантической и внешней схожестью слов. Для того чтобы писать грамотно, учащийся должен найти для себя индивидуальный вариант арфографической закономерности в соответствии с особенностями памяти, характера восприятия. В процессе занятий учитель помогает найти наиболее подходящий для каждого учащегося способ формулирования правила (таблица, опорная схема, алгоритм, мнемоническая фраза и др.) и самый эффективный вариант его усвоения (проговаривание, графическое выделение, различные виды диктантов, составление мнемонических фраз, этимологический комментарий и др.).

Распределение часов (35 ч)

Правописание  гласных и согласных корня (6 ч)

Труднопроверяемые гласные  и согласные, выбор чередующихся гласных, зависящих от значения корня, проверка написания гласных и  согласных в словарных словах, проверка написания слов с удвоенными согласными. И, ы после приставок. И, ы после ц.

Информация о работе Факультативные занятия по русскому языку как способ лингвистического и речевого развития учащихся