Факультативные занятия по русскому языку как способ лингвистического и речевого развития учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

MPRYa_kursovaya.docx

— 157.98 Кб (Скачать файл)

 

Тема 9. Написание имен существительных с корнем пол-(полу-).

Написание сложных  слов. Сложение основ (2 ч)

Изучение темы целесообразно начать с повторения теории. Организовать эту работу можно по-разному: предложить взаимопроверку, соревнование, кто больше запомнит положений правила о написании сложных слов или написании имен существительных с корнем пол-(полу-), выяснить, какими морфемами в слове являются: вице-, аэро-, гидро-, фото- и др.

Обобщающим заданием станет составление  научного сообщения на тему «Почему раздел называется "Зри в корень!"?». К составлению такого сообщения учащиеся готовятся на факультативном занятии. В процессе подготовки уместно напомнить о структуре построения такого текста, т. е. обязательному наличию основных частей: тезиса, доказательства, вывода. А также необходимо выяснить, какие слова в заглавии несут основную нагрузку («почему», «зри»).

Завершается изучение этой темы небольшим  тестом, выполнение которого рассчитано на 7–10 минут.

 

Раздел III. ЗАГАДОЧНАЯ ПРИСТАВКА (4 ч)

Цель: совершенствовать умения учащихся находить приставки в словах, познакомить со значениями наиболее употребительных приставок, научиться правильно их писать в словах.

 

Тема 10. Приставка как значимая часть слова.

Приставочный  способ образования слов.

Синонимичные  приставки (1 ч)

Раздел занимает небольшое место  в курсе факультатива, так как  учащиеся довольно легко и быстро овладевают приставочным способом образования слов и понимают значение приставок. Некоторую информацию о приставке они получат из материала рубрики «Это интересно!» и упр. 11 (целесообразно к нему вернуться вновь).

Параллельно с работой над значениями приставок в пособии предлагаются упражнения, где в словах выделяются не одна, а две приставки и приставки, находящиеся не в абсолютном начале слова (упр. 74, 88). Учащиеся иногда не могут отличить приставку от предлога, предупреждению таких ошибок будет способствовать выполнение упр. 77.

Тема 11. Написание неизменяемых приставок; приставок, оканчивающихся на з/с (1 ч)

С написанием неизменяемых приставок  учащиеся знакомились еще в начальной школе, поэтому на занятиях целесообразно, выполняя упр. 72, повторить правописание приставок по-, до-, под-, над-, в-, с-, за-, у- и др. в форме игры.

Рассматривая в этой теме приставки, оканчивающиеся на з—с, следует обратить особое внимание учащихся на приставку вз-(вс-), так как и учащиеся могут ошибочно выделить две приставки, особенно в варианте вс-. Начинать работу над данной группой приставок лучше всего с повторения глухих и звонких согласных звуков. В материале упр. 78 все глухие согласные звуки зашифрованы в одном предложении: Степях ка, хочешь щец? Фи! В этом упражнении упоминается название радиопередачи для учащихся, популярной в 70-х годах XX века: «Радио няня». Авторы ее помогали учащимся в усвоении трудных вопросов русского языка, которые подавались в занимательной игровой и стихотворной форме.

 

Тема 12. Правописание приставок пре- и при- (2 ч)

Для лучшего понимания семантики  приставок предлагаются упр. 81 и 84. При выполнении упр. 80 следует акцентировать внимание учащихся на том, что не во всех словах пре- и при- являются приставками.

В упр. 86 ведется работа по развитию речи и учащиеся, выполняя задание, могут подобрать следующие слова: премудрый, предприимчивый, презабавный, примчаться, признательный.

Орфографическую зоркость формируют  упр. 83, 90, 91. Задание упр. 91 можно отнести  к заданию повышенной сложности.

Завершается изучение раздела традиционным вопросом: Почему раздел назван «Загадочная  приставка»? Здесь не требуется особенно глубоких рассуждений, главное – учащиеся должны продемонстрировать в ответе, что приставка имеет значение, в слове может быть несколько приставок, а некоторые находятся даже в середине слова (в сложных словах).

 

 

Раздел IV. НЕУТОМИМЫЙ ТРУЖЕНИК (8 ч)

Цель: познакомить учащихся со значением наиболее распространенных суффиксов, показать их функцию в слове, повторить правила написания суффиксов.

 

Тема 13. Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов (2 ч)

Суффикс — один из основных строительных компонентов слова. А вот находить и выделять суффиксы в словах учащимся бывает сложно, особенно если в слове имеется:

♦ несколько суффиксов;

  • чередование звуков в суффиксах;
  • сочетание букв, напоминающее отдельные суффиксы, а в действительности это либо часть корня, либо один суффикс -очк-, -ник-, либо – два: -оч- + -к-; -н- + -ик- и др.

Чтобы научить учащихся правильно  производить разбор слова по составу, необходимо выработать у них умение действовать в определенной последовательности:

1) определить лексическое значение слова;

2) определить, какой частью речи является слово.

Для формирования умения находить суффиксы в слове предлагается упр. 95. Выполняя это упражнение, учащиеся узнают, что  сочетание букв очк может входить в разные морфемы: булочка ← булка, белочка ← белка, кофточка ← кофта, ласточка — непроизводное и т. д. При выполнении задания упр. 96 учащиеся вспомнят двойную роль букв е, ё, ю, я. Так, в данных словах они потренируются в выделении

фонетического окончания [э] и суффикса [-ени-].

Определению значения суффиксов имен существительных, пониманию их роли в слове будет способствовать выполнение упражнений 94, 97, 98, 100, 101, 115.

 

Тема 14. Правописание суффиксов имен существительных. Суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования слов (4 ч)

При выполнении упр. 99 следует обратить внимание учащихся на слово заведение. Слово заведение (в знач. предприятие) является непроизводным и, в отличие от слова заведение (от глаг. заводить), образовано при помощи суффикса -ени-. Выделение суффикса -енщ- не должно вызывать затруднений, так как с ним учащиеся познакомились еще при выполнении упр. 96.

Так как умение строить словообразовательные цепочки является сложным заданием, то мы предлагаем в пособии только два задания такого типа: упр. 103 и 113. Все предложенные цепочки должны выполняться последовательно, так как каждая предыдущая цепочка помогает составить следующую. Самой трудной является четвертая цепочка, вместе с тем логику решения ее подсказывает третья:

трудиться → труд → труженик, следовательно:

принять * → прием → приемник.

В данной теме предусмотрена работа и по формированию связной речи учащихся. Для этого в упр. 108 предлагаем учащимся составить небольшое сообщение на тему «Загадки суффиксов». Эта работа может быть проведена в устной форме, что внесет оживление и будет способствовать активности членов факультатива.

 

Тема 15. Правописание суффиксов имен прилагательных (2 ч)

В большинстве случаев написание  двойных согласных соответствует произношению, например в словах: ванна, Анна;

на стыке морфем: весенний, каменный. Но двойные согласные

буквы не всегда обозначают долгий согласный  звук: аккуратный, бассейн, поэтому на взаимосвязь произношения и написания и следует обратить внимание членов факультатива. Можно предложить учащимся самим привести аналогичные примеры.

Выполнение упражнений 121, 122, 123 помогут  закрепить знания учащихся.

 

Раздел V. ТАИНСТВЕННОЕ ОКОНЧАНИЕ (5 ч)

Цель: совершенствовать знания учащихся о материально выраженном и нулевом окончаниях, находить окончания в словах, принадлежащих разным именным частям речи; повторить правописание окончаний именных частей речи.

 

Тема 16. Окончание как часть слова. Нулевое и материально выраженное окончание. Правописание падежных окончаний (1 ч)

Начать изучение раздела лучше  всего с чтения рубрики «Это интересно!», а продолжить разговором о нулевом  и материально выраженном окончаниях. В качестве дидактического материала может быть использован следующий.

 

В помощь учителю!

Нулевые единицы  в языке

Нулевые единицы в языке  – это такие единицы, которые не имеют звукового выражения, например нулевые окончания в словоформах рыбак, стран, сеть (под словоформой понимается слово в одной из его форм). На первый взгляд может показаться, что выражение «нулевое окончание» означает, что окончания у данной словоформы нет. Однако это не так. Говоря о нулевом окончании в словоформе рыбак, лингвисты не просто отмечают отсутствие окончания, а при этом еще утверждают, что у данной словоформы есть такие значения, которые нельзя связать с основой, а только с окончанием. Что же это за значения?

Как известно, окончания  существительных указывают на число и падеж. Но ведь и в словоформе рыбак, где окончания нет, и число и падеж можно установить совершенно точно: это И. п. ед. числа. Как мы об этом узнаем? По основе? Конечно, нет. Ведь основа остается неизменной в любом падеже как единственного, так и множественного числа (сравним: рыбак-а, рыбак-ом, ры- бак-и, рыбак-ами и т. п.). О значении числа и падежа словоформы рыбак сообщают отсутствием окончания.

Чтобы нагляднее представить  себе, как может отсутствие знака (в данном случае окончания) что-нибудь выражать, можно обратиться к световой сигнализации. Сравним устройство сигнализации светофора и лифта. И светофор, и лампочка лифта передают два противоположных значения. Светофор сигнализирует: «Путь свободен» или «Путь закрыт», а лампочка лифта: «Лифт свободен» или «Лифт занят». Но у светофора для каждого значения имеется свой световой сигнал (зеленый или красный), а лампочка лифта вспыхивает только одним светом (красным), который означает, что лифт занят. А о том, что лифт свободен, мы узнаем по отсутствию света.

Так же и в языке: отсутствие окончания может выражать определенное грамматическое значение по контрасту с окончаниями других форм слова. Сравним, например, как выражаются значения числа в следующих парах существительных:

лодка – лодки; весло –  весла; рыбак – рыбаки.

В первой и второй парах  единственное и множественное число  выражены разными окончаниями (лодк-а и лодк-и; ввсл-о и весл-а). Так у светофора противоположные по значению сигналы передаются разным светом. А в третьей паре противостоящие друг другу значения числа выражены отсутствием окончания (ед. ч.) и окончанием – и (мн. ч.): рыбак и рыбак-и. Так по наличию или отсутствию света в лампочке лифта мы узнаем, занят он или свободен. Отсутствие окончания в словоформе рыбак выражает не только значение числа, но и падежа.

И. рыбак [] В. рыбак-а

Р. рыбак-а Т. рыбак-ом

Д. рыбак-у П. о рыбак-е

На фоне косвенных падежей, каждый из которых выражен определенным окончанием, именительный падеж выделяется отсутствием окончания.

Значит, в словоформе рыбак отсутствие окончания играет такую же роль, какую в других словоформах играют окончания. Иначе говоря, в словоформе рыбак выделяется нулевое окончание: ры/бакО, где □ – знак нулевого окончания.

И в языке, и в световой (или любой другой ) сигнализации нулевые знаки могут существовать лишь на фоне ненулевых (материальных) знаков, с которыми они образуют одну систему.

Это общая закономерность*.

Информация академика Н. М. Шанского в рубрике «Интересно знать!» поможет закрепить и пополнить знания учащихся о нулевом окончании. Завершить работу уместно составлением ряда слов, у которых нет окончаний, типа: кофе, шоссе, метро, пальто и выполнением упражнений 128 и 129.

Прежде чем выполнять упр. 130, целесообразно рассказать учащимся о способах определения винительного падежа имен существительных.

В помощь учителю!

Известно, что винительный  падеж одушевленных существительных мужского рода сходен с родительным, а неодушевленных – с именительным. Но так было не всегда. Так, в XI в. не было такой разницы между одушевленными и неодушевленными существительными и винительный падеж всегда совпадал с именительным.

С течением времени винительный, сходный с родительным, употреблялся все чаще. Процесс замены был длительным. Не все слова одинаково легко  и одновременно поддались изменению. А некоторые слова до сих пор сохраняют во множественном числе «привычки старины» и решительно восстают против всей системы склонения.

Но зачем же потребовалось  заменять форму именительного падежа формой родительного? Дело в том, что  при винительном, сходном с именительным, трудно было различать, говоря языком грамматики, «субъект» и «объект», т. е. действующее лицо и лицо, которое испытывает действие. Непонятно? Другими словами, трудно определить, где подлежащее, о чем идет речь в предложении, если оба существительных имеют одинаковую форму именительного падежа. Мы легко поймем затруднение наших предков, очутившись в подобном положении. Возьмем фразу Сильно любила дочь мать. Кто кого любил: дочь свою мать или мать свою дочь? Когда мы говорим Буксир обогнал баржу, ясно, что подлежащее – буксир, что говорят о его действиях. Но в предложении Теплоход обогнал буксир такой ясности нет, потому что у этих слов винительный совпадает с именительным. Нам трудно сказать, где подлежащее, где дополнение: форма слова здесь не помогает. Единственная надежда на порядок слов. Условились считать, что подлежащее в таких предложениях должно стоять на первом месте. Надежда слабая, так как в русском языке порядок слов относительно свободней, к тому же возможна инверсия, перестановка. Сейчас такие случаи сравнительно редки, а каково приходилось древним?

Нашим предкам так же непонятно  было предложение Отец видит сын, как нам Мать видит дочь. И вот для того, чтобы избежать этой путаницы, чтобы понять, кто кого видит (в нашем примере), где «субъект» (подлежащее), а где «объект» (дополнение), винительный падеж сменил форму именительного на форму родительного. И двусмысленное Отец видит сын превратилось или в Отец видит сына, или в Сын видит отца в зависимости от смысла.

Все же почему винительный  получил сходство с родительным, а не с дательным или, скажем, творительным? Чем родительный лучше других падежей? Винительному наиболее близок родительный. Это легко наблюдать и сейчас. Так, прямое дополнение может стоять только в винительном падеже. Но при отрицании оно стоит в родительном падеже: вижу стол – не вижу стола. Оба падежа часто употребляются в похожих, близких по смыслу сочетаниях, купил хлеб – купил хлеба, выпил чай – выпил чаю. Разница очень незначительна, небольшие смысловые оттенки: родительный показывает, что речь идет о части предмета, вещества (выпил не весь чай, а немного, часть его и др.)*.

Информация о работе Факультативные занятия по русскому языку как способ лингвистического и речевого развития учащихся