Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа
Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Тема 17. Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных (2 ч)
Написание падежных окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа является одним из самых сложных. Чтобы помочь учащимся в запоминании написания таких слов, можно предложить составить пересказ следующей статьи.
В помощь учителю!
Некоторые существительные мужского рода 2-го склонения в родительном падеже множественного числа не имеют падежного окончания. Сюда относятся: наименования отдельных национальностей, главным образом с основой на -н и -р (башкир, грузин, болгар, татар, цыган, осетин, но: киргизов, калмыков, таджиков, монголов); наименования частей войск, воинских групп (гусар, драгун, солдат, партизан, гренадер, кадет, но: минеров, саперов); парные существительные (глаз, погон, сапог, чулок, валенок, но: носков)', некоторые названия единиц измерения, употребляющиеся обычно с именами числительными (ампер, ватт, вольт, аршин).
Окончание -ов имеют: названия фруктов и овощей (апельсинов, мандаринов, лимонов, томатов, помидоров, баклажанов)\ существительные гектаров, рельсов, килограммов, граммов. Учащиеся, изучающие русский язык, под влиянием белорусского языка часто допускают ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных мужского рода типа бригадир, комар, командир и букварь, фонарь, календарь. Это объясняется тем, что в белорусском языке данные существительные имеют окончания -оў, -аў, не совпадающие с окончаниями в русском языке. В связи с этим надо запомнить правила их написания. Имена существительные на твердый согласный звук [р] имеют в родительном падеже окончание -ов (бригадир — бригадиров, командир — командиров, столяр — столяров, шофер — шоферов, маляр — маляров, комар — комаров). Имена существительные на мягкий согласный [р'] — окончание -ей (календарь — календарей, фонарь — фонарей, букварь — букварей)*.
Тема 18. Правописание падежных окончаний имен числительных (2 ч)
Интересную информацию Т. Л. Служевской необходимо обсудить с учащимися: действительно ли имена числительные перестают склонять? Правильно ли употребляют в речи именачислительные взрослые и дети? В упр. 138 даются рекомендации, как безошибочно склонять имена числительные по падежам.
Раздел VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 ч)
Цель: повторить и обобщить знания по словообразованию и орфографии.
Тема 19. Повторение способов образования слов и правописания морфем (2 ч)
В данном разделе все упражнения носят не обучающий, а контролирующий характер. Особенно это касается упр. 146, 151, 155, 157, 158. Итоговое занятие можно провести в виде теста (дан в пособии) или диктанта.
Диктант
Обгоняя ветер и клубящиеся облака, оставляя далеко за собой быстрых ласточек, летели на ковре-самолете волшебник и Дима. Под ними проплывали большие новые города с высокими- превысокими домами, расстилались необъятные золотые колхозные поля. Под ними шумели вершинами деревьев бесконечные полосы новых лесов, дымили трубы огромных заводов. Как печи сказочных великанов, пылали сверхмощные домны, бесчисленные нефтяные вышки тянулись своими остриями к небу. Будто множество стальных нитей, блестели бегущие по всей стране железнодорожные магистрали. По ним мчались тысячи поездов. На морских просторах, рассекая гребни седых волн, шли, покачиваясь, как лебеди, белоснежные теплоходы.
Светилась и празднично сияла под солнцем земля. Сверкали необозримые, как море, водохранилища, серебрились могучие реки, соединенные между собой сотнями каналов. Пышным цветистым ковром цвели зеленые долины и фруктовые гигантские сады, окруженные остатками побежденных пустынь. Картины невиданной красоты, полные торжества человеческого разума и свободного труда, одна за другой проплывали под ними (по Ю. Принцеву, Ю. Хочинскому).
Текст диктанта позволяет предложить ученикам дополнительное грамматическое задание по выбору: 1) подчеркнуть слова, образованные сложением основ; 2) разобрать по составу слово необозримые (сверхмощные); 3) выписать слова с: чередованием в корнях слов.
Рекомендуемая литература
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения поставленной
перед собой цели в начале данной
работы - изучить имеющиеся нормативные
документы в связи с
Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной среды. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно – и подчиняются основные задачи современного образования. Немаловажную роль в достижении этой цели образования играют факультативные занятия, на которых педагог использует разнообразные методы и формы работы(беседы, лекции, диспуты и т.д.).
Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, характер которого зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые задачи. Факультативные занятия призваны обеспечивать подготовку одаренных старшеклассников к централизованному тестированию; одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам; общекультурное развитие учащихся; приобщение учащихся к исследовательской деятельности; коррекцию пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Факультативы направлены на углубление знаний по предметам, на расширение знаний и развитие навыков познавательной деятельности (экологической, военно-патриотической, семейной и др. направленностей), на развитие творческих способностей учащихся.
Все вопросы, связанные с организацией и проведением факультативных занятий в общеобразовательных школах Республики Беларусь, регламентируются Положением об учреждениях общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 за № 283. Созданы программы факультативных занятий по русскому языку для всех параллелей с определенными целями и задачами, разработаны методические рекомендации для учителей и дидактические материалы для учащихся.
Анализ содержания факультативов по орфографии показал, что русская орфография представлена двумя курсами для учащихся 6 и 8 классов. Целью курсов «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» (Т. В. Дикун) – 6 класс и «От значения к написанию» - 8 класс является – систематизировать знания учащихся о составе слова и словообразования и на их основе совершенствовать орфографические умения.
Факультативный курс «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» представлен программой, которая включает в себя изучение всех частей слова, где должны быть углублены учебно-языковые умения по словообразованию и орфографии учащихся, методическими рекомендациями для учителя и дидактическими материалами для учащихся. Главная цель курса – систематизировать знания учащихся о составе слова и словообразовании и на их основе совершенствовать орфографические умения - достигается через формирование представлений о том, что каждая морфема в слове имеет определённое значение; развитие у учащихся умения видеть в слове морфемы, составляющие его, и на основе этого отрабатывать орфографические навыки; развитие языкового чутья; совершенствование творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Чем глубже будут сформированы знания учащихся в строении слова, тем более грамотно ими будут применяться орфографические правила.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Глинский, А. А. Метод сопровождения факультативного обучения / А.А. Глинский // Пач. нав. – 2010 №7 с.1-4
2. Добриневская, А. И. Организация факультативных занятий в современной школе // Кіраванне ў адукацыі. – 2008 №9 с.30-37
3. Дикун, Т. А. Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов: 6-й кл. : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т. А. Дикун. – Минск: Нар. асвета, 2010. – 31 с. (Русский язык. Факультативные занятия)
4. Кислюк, Л. В. Факультативы в школе: цели, структ. крит., качества: расшир.// Нар. асвета. – 2009 №3 с.41-44
5. Коршинов, П. Ф. Оптимизация сети факультативных занятий на 3-ей ступени в общеобразовательной школе / П.Ф. Коршинов// Кіраванне ў адукацыі. – 2010 №3 с.23-26
6. Лобан, Е. М. Утверждены учебно-метод. комплексы для проведения факультативных занятий // Веснік адукацыі. – 2010 №5 с.36-39
7. Лобан, Е. М. Развитие творческих способностей учащихся посредством организации факульт. занятий/ Е. М. Лобан // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. – № 10. – С. 32–38.
8. Методы и приёмы развития творческих способностей и исследов. умений на факульт. занятиях/ Галуза (и др.) // Нар. асвета. - 2010 №9 с.49-54
9. Маркевич, И. В. Факульт. занятия как ресурс повышения кач. образов // Кіраванне ў адукацыі. – 2010 №10 с.43-46
10. Маевская, В. Л. Факультативные занятия – унив. способ дифференциации обучения // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. – № 10. – С. 30–32.
11. Мурина, Л. А. Концептуальные основы системы факультативных занятий по русскому языку в общеобразовательных учреждениях Беларуси // III Международный форум русистов стран СНГ и Балтии, Минск, 7 – 8 декабря 2009 г. : сб. науч. статей / М-во образования Респ. Беларусь, Посольство Российской Федерации в Респ. Беларусь, НМУ «Нац. ин-т образования» М-ва образования Респ. Беларусь; под общ. ред. Л. А. Муриной, В. Ф. Русецкого. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 212 с.
12. Мурина, Л. А. методика
русского языка в школах
ПРИЛОЖЕНИЕ: Конспект факультативного занятия на тему: Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание
Тема: Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание
Цели урока:
Обучающая : познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок
Развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции, внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательная: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.
Задачи урока:
Обучающая : закрепление и обобщение полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
Развивающая : способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности
Воспитательная : воспитание навыков самостоятельной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: тетради, учебники.
План урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
3. Синтаксическая разминка
4. Знакомство с новым материалом
5. Знакомство с алгоритмом
6. Закрепление нового материала