Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа
Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
О, е, ё после шипящих в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, наречий, глаголов в разных формах.
О, е после ц в словах разных частей речи.
Правописание приставок (1 ч)
Приставки пре-/ при-, про-/ пра-. Приставки, пишущиеся единообразно.
Правописание н и нн в различных частях речи (4 ч)
Употребление н и нн в полных формах имен прилагательных и причастий, в кратких формах имен прилагательных и причастий, в именах существительных и наречиях.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов (3 ч)
Слитные и дефисные написания сложных имен существительных.
Слитные и дефисные написания имен прилагательных. Разграничение сложных имен прилагательных и словосочетаний.
Слитные и раздельные написания имен числительных.
Правописание форм глагола (6 ч)
Правописание личных окончаний глагола.
Употребление мягкого знака в глагольных формах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Правописание гласных е и и в переходных и непереходных глаголах.
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом-
(-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий
-вш-, -нн-.
Слитные, раздельные и дефисные написания наречий (4 ч)
Правописание суффиксов наречий, соотносимых с приставеами в-,
на-, за- и из-, до-, с-.
Слитные написания наречий.
Раздельные написания наречий.
Дефисные написания наречий.
Разграничение наречий и омонимичных им сочетаний.
Правописание не и ни с разными частями речи (4 ч)
Разграничение частиц не и ни.
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не, с неопределенными и отрицательными наречиями.
Всегда раздельное написание не со словами определенных частей речи: глаголами, деепричастиями, наречиями не на -о, краткими причастиями, словами с дефисным написанием и др.
Написание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на -о.
Написание не с причастиями.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределенных и отрицательных местоимений.
Правописание служебных частей речи (2 ч)
Слитные, раздельные, дефисные написания предлогов.
Слитные, раздельные, дефисные написания частиц.
Творческие работы и итоговый контроль (5 ч)
Ожидаемые результаты
В результате изучения материалов факультативных занятий учащиеся должны научиться:
* переводить, трансформировать
правила написания морфем и
слов разных частей речи в
понятную, удобную, легко
* применять алгоритм нахождения
условия, от которого зависит
написание; нормы, действующей
при данном условии (
* использовать приемы
разграничения схожих
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов»
В соответствии со школьной программой орфография в 5–7 классах изучается на основе линейно-распределительного принципа. Это значит, что изучение орфографии базируется на знаниях учащимися курса фонетики, лексики, словообразования, морфологии. Особенно важно овладение учащимися разделом «Состав слова и словообразование», так как, не зная строения слова, учащиеся не смогут правильно применять орфографические правила. Это вызвано тем, что более 70 орфографических правил (данные взяты из исследований С. И. Львовой), отобранных школьной программой для изучения, 51 требует частичного анализа состава слова или элементов словообразовательного анализа. Поэтому умение правильно производить морфемный анализ слова является необходимым для грамотного письма. Так как учащиеся постоянно сталкиваются на практике с правописанием приставок, корней, суффиксов, окончаний и т. д., то знание закономерностей русского словообразования и умение определять общие значения словообразовательных морфем необходимы не только для уяснения грамматической системы русского языка, для обогащения словарного запаса учащихся, но и в значительной степени являются гарантом нормативности письменной речи.
Как уже было отмечено, цель данных факультативных занятий – систематизировать знания учащихся о составе слова и словообразовании и на их основе совершенствовать орфографические умения.
Задачи:
1) сформировать представление о том, что каждая морфема в слове имеет определённое значение;
2) развить у учащихся
умение видеть в слове морфемы,
3) способствовать интенсивному развитию языкового чутья;
4) совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.
В основу программы положен
принцип межуровневых и внутриуровневых
связей, коммуникативный структурно-
Пособие для учащихся условно разделено на несколько разделов: «Повторение – мать учения», «Зри в корень!», «Загадочная приставка», «Неутомимый труженик», «Таинственное окончание» и «Подведение итогов». В каждом разделе идет разговор о составе слова и орфографических правилах написания корней, приставок, суффиксов, окончаний.
Тематика факультативных занятий
и примерное планирование часов
Тема |
Часы | |
1 |
Повторение изученного в 5-м классе |
1 |
2 |
Типы морфем и функции их в слове |
2 |
3 |
Корень – главная значимая часть слова. Однокоренные слова |
1 |
4 |
Правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными |
1 |
5 |
Правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми согласными |
2 |
6 |
Написание букв ь и ъ |
2 |
7 |
Правописание корней с чередующимися гласными о–а, и–е, а) я–им, а/я–ин |
2 |
8 |
Правописание гласных после шипящих и ц в корне слова |
1 |
9 |
Написание имен существительных с корнем пол- (полу-). Написание сложных слов. Сложение основ. Контрольная работа |
2 |
10 |
Приставка как значимая часть слова. Приставочный способ образования слов. Синонимичные приставки |
1 |
Всего |
Раздел I. ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ (3 ч)
Цель: научить разграничивать лексическое и грамматическое значения слов. Сформировать у учащихся представление о том, что все морфемы несут в себе определенное значение, и на основе этого научить понимать языковую информацию, заложенную в каждой морфеме, выделять правильно морфемы и, опираясь на эти знания, грамотно писать.
Тема 1. Повторение изученного в 5-м классе (1 ч)
Па первом факультативном занятии учащиеся вспомнят такие понятия, как лексическое и грамматическое значения слов, потренируются в нахождении однокоренных слов и форм одного и того же слова (упр. 1). Выполняя упр. 2 и 3, они вспомнят, какие грамматические формы имеются у разных частей речи. При подготовке учащихся к выполнению упр. 4 необходимо обратить их внимание на значение слова белила'. 1) глагол в форме прошедшего времени женского рода; 2) имя существительное.
Выполнение упр. 5, 6 и 7 способствует развитию речи учащихся. Эти упражнения выполняются в классе в устной форме. а составление сказки может стать плодом коллективного груда. Следует напомнить, что на факультативе мы не задаем домашних заданий, а все вопросы решаем на занятиях.
Тема 2. Типы морфем и функции их в слове (2 ч)
За 2 часа, предусмотренные на изучение этой темы, учащиеся потренируются в делении слова на морфемы. В это же время закладываются крайне необходимые знания о том, что морфемы – значимые части слова. Так как факультатив – это объединение любителей языка, в пособие включены небольшие тексты об известных лингвистах. В этом разделе учащиеся узнают об И. А. Бодуэне де Куртенэ.
В помощь учителю!
Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929) – крупнейший русский и польский языковед. Бодуэн де Куртенэ совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление, а языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Бодуэн доказывает, что сущность языка – в речевой деятельности, и призывает к изучению живых языков и диалектов. Только таким путем можно понять языковой механизм и проверить правильность лингвистических описаний. Важность этого нового подхода к изучению языка можно сравнить с ролью, которую в естественных науках играет принцип эксперимента: без экспериментальной проверки теория мертва.
Сам Бодуэн де Куртенэ в течение многих лет изучает разные индоевропейские языки, которыми овладевает настолько, что пишет свои работы не только на русском и польском, но и на немецком, французском, чешском, итальянском, литовском и других языках.
Внимательный к фактам живых языков, Бодуэн в то же время считал, что самое важное в лингвистических описаниях — отражение системности языка, «группировка по противопоставлениям и различиям». Такое сочетание – богатого языкового материала и системного подхода к его описанию – позволяло Бодуэну не только давать глубоко верные «портреты» различных языков и диалектов, но и делать обобщения, без стремления к которым, по его собственным словам, «немыслима ни одна настоящая наука».
Бодуэна де Куртенэ отличали новаторство мысли и смелость в высказывании новых идей. С должным уважением относясь к достижениям предшественников, он, однако, без колебаний отвергал все рутинное, мешавшее развитию науки, и выдвигал положения, поражавшие его современников необычностью.
При изучении языка Бодуэн не замыкался в рамках лингвистики. Напротив, он считал, что языкознание должно опираться на достижения психологии и социологии, что полное исследование языковых фактов невозможно без обращения к данным этнографии, археологии, истории культуры. Все это Бодуэн не просто декларировал, а практически осуществлял в своих работах, при знакомстве с которыми изумляет широта и глубина познаний автора в самых разных областях.
Поразительна ранняя зрелость Бодуэна де Куртенэ как ученого. Знаменитый Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона в томе, вышедшем в 1891 г., называет 46-летнего Бодуэна де Куртенэ «одним из выдающихся современных лингвистов».
Сам же Бодуэн был необыкновенно
скромным человеком. О себе, например,
он писал, что «отличался неудовлетворительною
научною подготовкой и
Прожив долгую, насыщенную научными поисками и творчеством жизнь, И. А. Бодуэн де Куртенэ внес неоценимый вклад в науку о языке. Он обогнал свое время, и многие высказанные им идеи начали углубленно разрабатываться в лингвистике лишь десятилетия спустя*.
Особого внимания заслуживает упр. 11, так как в нем говорится о значениях некоторых суффиксов и приставок. Целесообразно после прочтения текста предложить учащимся выписать морфемы по группам и попытаться запомнить их значение. Далее можно попросить учащихся назвать другие известные им приставки и суффиксы и их значение. Таковыми могут быть: приставка в- (вбежать), указывающая на движение внутрь, вы- (выбежать) – антоним по значению к приставке в-. Чтобы было нагляднее и интереснее, можно на доске нарисовать домик и при помощи стрелочек изобразить значение таких приставок, как до- (добежать), о- (обежать), за- (забежать), у- (убежать), вы- (выбежать), в- (вбежать) и т. д.
Должно заинтересовать учащихся и упр. 12, в котором требуется найти ошибки в разборе слов. Анализируя слово собирательница, следует обратить внимание на значения суффиксов, входящих в его состав, и предложить учащимся привести примеры других слов с такими же суффиксами (учительница, воспитательница, писательница). Полезно выяснить и значение приставки со-: «сближение, соединение, скрепление чего-нибудь» – и подобрать другие слова с этой приставкой, например: собрание, созвездие, соединение. Целесообразно рассказать учащимся, что приставка со- имеет и другие значения: «соучастие, сопутствие» (собеседовать, сопровождать), «взаимная связь, совместность» (собрат, соавтор).