Факультативные занятия по русскому языку как способ лингвистического и речевого развития учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

MPRYa_kursovaya.docx

— 157.98 Кб (Скачать файл)

Второй уровень самостоятельности  можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется  в умении из нескольких имеющихся  правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ.

Третий уровень самостоятельности – частично-поисковая самостоятельность. Учащийся на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности — умеет проводить сравнение, анализ, синтез. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность и на этом уровне присутствуют элементы творчества.

Четвертый уровень самостоятельности – это творческая самостоятельность, где в наибольшей степени развиваются творческие способности учащихся.

Таким образом, статус факультативных занятий существенно повысился. Они призваны обеспечивать:

– подготовку одаренных старшекурсников к централизованному тестированию;

– подготовку одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам;

– общекультурное развитие учащихся;

– приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

–- коррекцию пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Факультативы направлены на углубление знаний по предметам, на расширение знаний и развитие навыков  познавательной деятельности, на развитие творческих способностей учащихся.

Все вопросы, связанные с  организацией и проведением факультативных занятий в общеобразовательных  школах Республики Беларусь, регламентируются Положением об учреждениях общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 за № 283 [ ].

            В нем говорится, что несовершеннолетние ученики с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья, могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов для проведения факультативных занятий, установленного типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после окончания уроков. Факультативные занятия в IX (X)-XI (XII) классах могут проводиться в шестой школьный день.

Для организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, консультаций (для учащихся, получающих общее среднее образование  в заочной форме получения  образования) ученики, как правило, одного или параллельных классов, объединяются в группу.

Наполняемость группы для  организации занятий, указанных  в части первой настоящего пункта, должна составлять:

не менее трех учеников при проведении факультативных занятий в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах;

не менее пяти учеников при проведении факультативных занятий  в учреждениях образования, расположенных  в городах и поселках городского типа.

В случае, если учреждение общего среднего образования, находящегося в  сельском населенном пункте, при реализации образовательных программ общего среднего образования, не использует по объективным  причинам определенную типовым учебным  планом учреждения общего среднего образования  соответствующего вида общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета , за счет этих учебных часов в районе по решению управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа на базе отдельных учреждений общего среднего образования могут быть организованы факультативные занятия для учащихся нескольких учреждений общего среднего образования.

Составы групп для проведения факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования утверждаются приказом руководителя учреждения образования (руководителя учреждения образования, на базе которой организованы факультативные занятия для учащихся нескольких учреждений общего среднего образования).

Ежедневное количество учебных  занятий в учреждении образования  при реализации образовательных  программ общего среднего образования  и их последовательность определяются расписанием учебных занятий, что  составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Расписание учебных занятий утверждается руководителем учреждения образования.

Факультативные занятия  в санаторной школе-интернате планируются отдельным расписанием, утверждаемым руководителем учреждения образования, реализующая образовательные программы общего среднего образования.

Продолжительность перерывов  между учебными занятиями и факультативными  занятиями определяется учреждением  образования, исходя из конкретных условий  ее деятельности, организации питания учеников и их отдыха в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

  Таким образом, на сегодня в условиях отсутствия профильных классов в учебном процессе  общеобразовательных школ факультативные занятия проводятся как обязательная форма повышения учебной деятельности  учащихся, соответствующей 4 и 5 уровням.                    

 

1.2. Факультативы  по русскому языку и их методическое  обеспечение

В процессе обучения русскому языку и развития речевой деятельности в общеобразовательных учреждениях  Беларуси реализуются четыре основных мировоззренческих направления (языковое, речевое, коммуникативное, лингвокультурологическое), в рамках которых формируются соответствующие компетенции, определяются подходы к обучению (системно-функциональный, коммуникативно-деятельностный, лингвокультурологический), а также базовое теоретическое содержание, компонентами которого являются:

1) языковой блок (языковая  система, языковые единицы, функционирующие  в речи);

2) речевой блок (система  понятий видов речевой деятельности);

3) коммуникативный блок (система  риторических понятий процессов  речевого общения);

4) лингвокультурологический  блок (система национально маркированных единиц языка (слова-названия культурных реалий, фразеологизмы, пословицы и поговорки, этикетные формы и др.); нормативная система культуры русского и белорусского народов (обычаи, нравы, законы); система духовных ценностей, социальных, гражданских, моральных, эстетических, национальных, общечеловеческих и др.).

Как видно, последний блок содержания направлен на развитие качественных характеристик обучаемых – духовности, цивилизованности, гражданственности, высокой нравственности, созидательности, творческой ориентированности.

Развивающая цель является также основой факультативных занятий, поскольку позволяет повысить степень осмысленности и восприятия учащимися языковой и речевой теории в пределах базовой программы, актуализировать механизмы усвоения правописания слова, его образования и словопроизводства.

Предлагаемый Национальным институтом образования Беларуси цикл факультативов по русскому языку для V–XI классов общеобразовательных учреждений Беларуси под общим названием «Жизнь русского слова в языковой системе» имеет единую сквозную цель – показать учащимся, как слово связано с окружающим миром и как оно отражает в себе свойства и специфические черты того или иного уровня языка, являясь объектом изучения в каждом разделе курса русского языка. Это реализует преемственность содержания факультативных занятий с основным содержанием учебной программы по русскому языку.

Факультативные занятия  в процессе обучения предмету выполняют  следующие функции:

1) обучающую, способствующую совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формировать навыки самостоятельной и исследовательской работы;

2) диагностирующую, оценивающую степень усвоения лингвистического, речевого и коммуникативного материала и сформированности правописных умений и навыков;

3) развивающую, способствующую развитию самостоятельности мышления, творческой инициативы;

4) стимулирующую, развивающую потребность в самообразовании.

На факультативные занятия в каждом классе отводится 35 часов.

Составляющими структуры  программы для факультативных занятий  по русскому языку являются: 1) пояснительная записка, в содержании которой определяются актуальность, цель, задачи факультативного курса; 2) основные формы организации занятий, которые определяются единством теоретического и практического содержания обучения; 3) содержание программы факультатива; 4) ожидаемые результаты: знания и умения, которые должны быть сформированы у учащихся в ходе изучения теоретических сведений и практической работы на факультативных занятиях; 5) рекомендуемая литература, которую можно использовать в процессе работы факультатива.

Предлагаемые программы  факультативных занятий по русскому языку для учащихся V–XI классов  являются логическим продолжением, с  одной стороны, системы теоретических  блоков базового содержания обучения, с другой – составной частью цикла  факультативов, в которых представлена реализация трех подходов к обучению (системно-функционального, коммуникативного, лингвокультурологического) на примере  изучения слова в каждом разделе  русского языка: 1) на всех уровнях языковой системы и речеведения (овладение  системой знаний и стилистических окрасок, морфемно-образовательной структуры, грамматических значений и средств их выражения, сочетательными возможностями слова); 2) овладение словом как носителем и хранителем культурной информации; 3) овладение умениями и навыками речевой деятельности через творчество посредством слова.

Составителями программ факультативных занятий по русскому языку подготовлены учебные пособия, содержащие дидактические материалы, реализующие содержание программ, а также методические рекомендации, которые помогут учителю организовать работу учащихся на факультативных занятиях.

Перечислим факультативы по русскому языку для V–XI классов  общеобразовательных учреждений Беларуси под общим названием «Жизнь русского слова в языковой системе»

Кладовая слов русского языка (V класс)

 

Автор – Людмила Андреевна Худенко, доктор педагогических наук,

и. о. директора Национального  института образования

 

Цель факультатива: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи.

Задачи:

  • овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
  • обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
  • формировать умения проводить сравнительный анализ русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, других языковых единиц в целях выявления общего и различий в их значении и назначении, установления своеобразия употребления в речи;
  • формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
  • развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.

 

 

 

Погружаемся в  интересный мир образования и правописания слов

(VI класс)

 

Автор – Татьяна Александровна Дикун, доцент кафедры культуры речи и межкультурных коммуникаций УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», канд. педагогических наук, доцент

 

Цель факультатива: систематизация знаний о составе слова и словообразовании, проникновение в структуру слова для совершенствования орфографических умений

Задачи:

  •  сформировать представление о том, что каждая морфема в слове выражает определенное значение;
  • развить у учащихся умение видеть в слове морфемы, составляющие его, и на основе этого выработать устойчивые орфографические действия;
  • способствовать интенсивному развитию языкового чутья;
  • совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.

 

Поэтические гимны  морфологии (VII класс)

Автор – Раиса Степановна Сидоренко, кандидат педагогических наук

Информация о работе Факультативные занятия по русскому языку как способ лингвистического и речевого развития учащихся