Факультативные занятия по русскому языку как способ лингвистического и речевого развития учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

MPRYa_kursovaya.docx

— 157.98 Кб (Скачать файл)

Прежде чем приступить к выполнению упр. 13 и 14, повторяем с учащимися чередование звуков по таблице. Тогда учащимся будет легче восстанавливать промежуточные слова в словообразовательной цепочке.

Раздел II «ЗРИ В КОРЕНЬ!» (11 ч)

Цель: сформировать у учащихся представление о том, что корень – основная значимая часть слова; познакомить со свободными, связанными и омонимичными корнями; научить видеть в корнях слов чередование букв; выработать навык правописания корней.

 

Тема 3. Корень – главная значимая часть слова.

 

Однокоренные  слова (1 ч)

Название раздела «Зри в корень!» – это афоризм Кузьмы Пруткова (коллективный псевдоним группы русских писателей, в которую входили А. К. Толстой и братья Жемчужниковы), обозначающий шутливый призыв к глубокому, внимательному исследованию сути явлений. Поскольку учащиеся начинают активно изучать словообразование, можно им рассказать об ученых-лингвистах, которые внесли неоценимый вклад в науку о языке (Г. О. Винокур, Н. М. Шанский, В. В. Тихонов). Нужно обязательно рассказать учащимся о словообразовательных и этимологических словарях.

В помощь учителю!

Григорий Осипович Винокур (1896–1947) – для современного лингвиста он прежде всего «классик» словообразования. Прочтя его «Заметки по русскому словообразованию» (1946), уже нельзя не понимать разницы между этимологическим и словообразовательным анализом, между словами, связанными языковым родством – реальным и утраченным, забытым. Он был зачинщиком спора о правилах проведения границ между морфемами в слове – знаменитого «спора о буженине», из которого вышел целый ряд понятий современной морфемики. Но назвать

Г. О. Винокура специалистом только по словообразованию несправедливо. Он был филологом в самом обширном смысле этого слова.

За свою очень недолгую для ученого жизнь он занимался  едва ли не всеми видами филологической деятельности: был переводчиком, журналистом-газетчиком, редактором, издателем, а значит, текстологом, критиком (его первое выступление в печати — о поэме Маяковского «Облако в штанах»), неустанным лектором-пропагандистом филологической культуры, преподавал студентам Московского университета добрый десяток филологических предметов.

Филология, по Винокуру,—  это содружество наук, имеющих  общую заботу — чтение и истолкование текста. Такая филологическая работа требует безупречного знания языка на уровне века и самых передовых лингвистических достижений, глубокого постижения культуры, литературных пристрастий той эпохи, в которую появился текст, и многого другого*.

Разговор о корне как структурной  единице, его значимости, способах выделения целесообразно начать либо с чтения текста упр. 16, либо рассказом самого учителя о том, как определить в слове корень.

 

В помощь учителю!

Как найти корень в слове

Корень –это центр слова, его фокус. Знакомясь с новым словом, мы стараемся мысленно найти его корень, чтобы вернее понять смысл слова. Нет слов без корня! В слове может не быть суффиксов, приставок, окончания, но корень всегда есть! Во многих случаях «поиски» корня и не требуются, но это касается случаев, когда слово состоит только из корня и одного суффикса или одной приставки. В словах день, стол, вода, написать, каменный, городской обнаружить корень очень легко. Но в таких широкоупотребительных словах, как преподаватель, справедливость, увлекательный, напряженность и т. п., назвать корень «с ходу» невозможно, да и нельзя этого делать...

Определение корня связано  с выполнением ряда правил и с  соблюдением их строгой последовательности. Полезно привести такое сравнение.

Есть кукла матрешка, она  состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую, поэтому куклы должны быть разного размера: каждая последующая должна быть меньше предыдущей.

Можно ли из матрешки сразу  вынуть самую маленькую куколку? Нет, нужно постепенно освобождать каждую куклу, и только в предпоследней кукле окажется самая маленькая куколка.

Так и в слове. Сначала  необходимо найти окончание, затем  суффиксы и приставки, а часть  слова, которая уже не делится, и  будет корнем.

Возьмем слово учительница. Изменяя слово по падежам, находим окончание (учительница, учительницы, учительнице и т. п.). Окончание -а. Затем находим суффикс. Следует помнить, что суффикс можно отделить лишь в том случае, если без него слово существует и не теряет при этом родственных связей. В слове учительница суффикс -ниц-, так как, если его «отрезать», останется полное слово учитель, сохраняющее смысловую связь со словом учительница.

То, что мы правильно выделили суффикс -ниц-, подтверждают слова преподаватель-ниц-а, писатель-ниц-а, освободитель- ниц-а, имеющие точно такой же суффикс.

В слове учитель тоже есть суффикс. Сравнивая это слово со словом учить, находим суффикс -гель-, который присутствует также в словах преподава-тель, строи-тель, из- обрета-тель, исполни-тель, освободи-тель.

В глаголе учить отделяем суффикс -ть-, остается учи-, эта часть слова больше не делится, следовательно, это и есть корень — неделимая часть слова, та самая маленькая куколка, которую мы вынули из матрешки.

Поэтому вполне справедливы  замечательные слова известного советского лингвиста М. В. Панова о том, что такой анализ воспитывает в нас уверенность в том, что язык отшлифованный, отграненный народом, устроен разумно, что его анализ тоже разумная и целенаправленная операция*.

Упр. 16 позволит ученикам закрепить  знания, приобретенные на предыдущих занятиях (вспомним слово собирательница), поможет освоить азы словообразовательного анализа.

Выполнение упр. 17 можно сопровождать теннисным мячом, который учащиеся будут бросать друг другу после произнесения очередного слова из текста упражнения. Такая организация работы внесет оживление на факультативных занятиях, которые проводятся обычно после уроков.

Перед выполнением упр. 18 следует  напомнить учащимся, что такое омонимы, несмотря на то, что они знакомились с данным понятием на уроках белорусского языка.

Для упр. 21 текст был выбран не случайно, хотелось привлечь внимание учащихся к этой сказке. Возможно, кто-то из детей заинтересуется ею и прочитает полностью. После чтения отрывка можно продолжить мысль писателя, что зорким бывает не только сердце, но и глаза. А тот, у кого зорко и то и другое, — необыкновенный человек. Он способен не только на благородные поступки, но ему по силам и такой трудный раздел в русском языке, как «Орфография».

Ответ к заданию упр. 22 можно  найти в тексте самого упражнения: тренировать, тренировка, тренер.

Работая над данной темой, учащиеся закрепляют правописание тех орфограмм, которые были изучены ими в 5-м классе. Нами предлагаются разнообразные упражнения, выполняя которые учащиеся повторяют орфографию и закрепляют знания по составу слова.

 

Тема 4. Правописание корней с проверяемыми

и непроверяемыми гласными (1 ч)

Для усвоения данная тема является одной  из самых сложных. Прийти к такому выводу позволяет анализ ученических работ, который свидетельствует о том, что самое большое количество ошибок учащиеся допускают в написании проверяемых орфограмм. Причина кроется не только в том, что ученики не могут подобрать проверочное слово в силу слабого развития речи, но и в том, что они порой не приучены искать проверочное слово, другими словами, они не умеют работать с орфограммой, не видят морфему, в которой она находится. Для формирования умения видеть орфограмму учащимся предлагаются разнообразные упражнения.

Выполняя упр. 23, учащиеся узнают о  связанных корнях, таких, как корень -у- в глаголах обуть, разуть, корень -т- в местоимениях то, та, те, корень -й- в глаголах поднять, обнять, принять.

Особого внимания требуют упр. 25, 34, 37. Для лучшего запоминания словарных  слов можно использовать различные  мнемонические приемы:

  • рифмовку, как в известном стихотворении В.Сапгира:

Что за «ли»?

Что за «мон»?

В звуках нету смысла,

Но едва шепнешь: « Лимон», —

Сразу станет кисло;

  • цветовое оформление орфограммы: инженер, багряный;
  • рисунок-,
  • нелингвистические ассоциации, т. е. сравнение изучаемого слова с другими неоднокоренными словами, например: пишу гербарий, как герб\ балкон, как балка.

Упр. 26 представляет собой словарно-орфографический  диктант с продолжением. Учащимся предлагается подобрать не проверочные  однокоренные слова, а однокоренные слова с безударной позицией гласного в корне слова. Такое задание учащимся выполнить сложнее, ведь умение подбирать слова уже свидетельствует об уровне развития речи учащихся, их умении определять значения слов.

Непростым будет для учащихся выполнение упр. 29, его полезно выполнять под руководством учителя. Учащимся следует объяснить, что в русском языке есть достаточно слов, которые не всегда делятся на морфемы и относятся к непроизводным. В данном упражнении таковыми являются малина, смородина, брусника, гвоздика, клубника, буженина. Можно рассказать о том, что слово смородина восходит к старославянскому слову смород — «сильный запах», брусника образовано от исчезнувшего прилагательного бруснъ — «красный», буженина образовалось от вуженина (вудити — «вялить, коптить»)*.

 

Тема 5. Правописание корней с проверяемыми

и непроверяемыми согласными (2 ч)

Начинать любое занятие целесообразно  с повторения теории, которая дается в пособии в сжатом виде. Затем выполняется практическое задание, которое может быть дополнено, например, определением лексического значения слова по словарю. Можно предложить учащимся составить кроссворд из словарных слов. Составление кроссвордов способствует запоминанию значения слова и его написания.

Информация, представленная в рубрике  «Это интересно!», позволяет узнать историю происхождения первой части  сложного слова поликлиника. В Кратком этимологическом словаре русского языка Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской читаем: «Поликлиника. Заимств. В XX в. из фр. роіусііпі- цие является переоформлением по аналогии со словами на роіі (ср. полиглот) — первоначально роіісііпіцйе, сложение греч. роііз — город и сііпідйе — больница, поликлиника — городская больница». В Школьном словообразовательном словаре русского языка А. Н. Тихонова, В. А. Тихонова: «Поликлиника; произв.: клиника → поли, клиника; поли/клиник/а). В Словаре иностранных слов читаем: «Поликлиника [см. поли... + клиника]; поли... [греч. роіу – много, многое] – первая составная часть сложных слов, указывающая на множество; клиника [греч. кlіпіке – уход за лежачим больным, врачевание]».

Выполнение упр. 36 лучше всего  организовать как конкурс на лучшее сочинение, написанное отдельным учеником или группой учащихся. Победит тот, кто больше использует в своей работе слов с непроизносимыми согласными.

При изучении темы «Правописание непроверяемых  согласных», не следует пренебрегать произношением словарных слов вслух (упр. 37). Такая работа способствует развитию зрительной и слуховой памяти. Произношение многих двойных согласных соответствует их написанию (ванна, дрожжи, длинный), но нужно обратить внимание учащихся на слова, не совпадающие в написании и произношении (гостиная, антенна, кристалл).

Практически все упражнения этой темы можно дополнить заданием сгруппировать  словарные слова по одному типу написания или зарифмовать наиболее трудные слова.

 

Тема 6. Написание ь и ь знаков (2 ч)

Ключевым упражнением этой темы является упр. 47, в котором учащиеся должны будут составить рассказ о буквах ъ и ь знак. Учащиеся могут воспользоваться материалами рубрик «Это интересно!», «Порассуждаем!», рассказами лингвистов, данных в этом же упражнении. Задача учителя — нацелить учащихся на создание необычного рассказа, это может быть сказка, юмористический или фантастический рассказ, но главное — он должен носить лингвистический характер. Заглавие учащиеся придумывают сами.

Выполняя упр. 49, учащиеся смогут представить  себя на месте учителя. Чтобы учащимся было легче, в задании указано количество слов с ошибками. Не следует увеличивать количество «деформированных» слов, так как такая работа достаточно утомительна для учащихся.

 

Тема 7. Правописание корней с чередующимися гласными о–а,

и–е, а/я–им, а/я–ин (2 ч)

Правописание корней с чередующимися  гласными является одной из сложных тем. На факультативе дополнительно вводятся понятия: историческое чередование и позиционное чередование. Эти понятия заучивать нет необходимости, важно, чтобы учащиеся поняли, что позиционные чередования возникают только в устной речи и требуют особого внимания при написании слов.

В упр. 50 помимо слов с чередованием гласных в корне для повторения включены и слова с чередованием согласных.

 

Тема 8. Правописание гласных после шипящих и ц

в корне слова (1 ч)

Упражнения, предложенные в данной теме, направлены на формирование орфографических  навыков. Параллельно ведется работа по закреплению знаний учащимися  словообразования. Желательно сопровождать ее не только пояснениями, как образовано слово, а заданием найти морфему, где находится орфограмма. Чтобы занятия не напоминали урок, можно провести факультатив в форме деловой игры, например: «Я учитель», «Визит к лингвисту». В процессе игры учащиеся по очереди побывают либо в роли учителя русского языка, либо в роли ученого-лингвиста.

При выполнении упр. 62 вместо списывания можно предложить учащимся сгруппировать слова на выбор: 1) по частям речи; 2) по месту нахождения орфограммы (в корне, суффиксе, окончании).

Продолжая работу по развитию речи в  упр. 64 мы предлагаем вновь придумать шуточный рассказ по опорным словам.

При выполнении упр. 66 следует обратить внимание учащихся на формулировку задания: найти орфограмму в корне слова. Здесь имеются в виду не только корни с чередованием. Выполнение задания лучше всего организовать небольшими группами, пусть участники факультатива поспорят, посовещаются. В этом случае классификация орфограмм у них получится более полной. Если групп будет две-три, уместно организовать соревнование.

Информация о работе Факультативные занятия по русскому языку как способ лингвистического и речевого развития учащихся