Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:29, курсовая работа
Цифры в нашей жизни встречаются практически на каждом шагу. Чтобы научить учащегося владеть арифметическим правилами и грамотному их использованию, необходимо учителю постоянно быть в курсе появления новых методик преподавания математики в начальной школе, уметь их использовать и владеть многими знаниями по многим дисциплинам. Одна из важнейших задач, которую учитель начального образования младших школьников математике должен сформулировать как формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Их грамотное усвоение происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений, увеличению уровня сложности выбранных учителем заданий, постоянного контроля правильности выполнения, корректировки в случае неправильного выполнения заданий и в особенных случаях проводить процесс повторения основных аспектов математики. Как правило, если учитель увлекается использованием большого количества однотипных и при этом одноуровневых по сложности упражнений, безусловно, это не способствует усвоению вычислительного алгоритма, вместе с тем снижает познавательную активность, их заинтересованность в неопознанном и неизученном, другими словами у детей пропадает интерес, теряется заинтересованность в изучении многих новых моментов изученного материала по данной теме, нарастает число ошибок т.п.
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………..………………….……………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЧИСЛА В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ……..6
1.1 Понятие нумерации чисел…………………………………………………….6
1.2 Гуманитарные подходы к изучению нумерации чисел…………………….9
1.3 Методика изучения числа в концентре «Сотня»…………………………..12
1.4 Методика изучения числа в концентре «Тысяча»…………………………17
1.5 Методика изучения числа в концентре «Многозначные числа»…………18
Выводы по первой главе………………………….………………..…………........21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……24
2.1 Опыт работы учителей начальных классов по формированию понятия числа у младших школьников…………………………………………………………..24
2.2 Исследование и анализ формирования понятия числа у младших школьников………………………………………………………………………..28
2.3 Опытно – экспериментальная работа и апробирование формирование числа у младших школьников……………………………………………………………32
Выводы по второй главе…………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………….….…………………..…………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................... 38
4) Положите 19 палочек, отодвиньте в сторону по 1 палочке и называйте, сколько палочек стало.
При изучении письменной нумерации учитель использует абак (рис.2.), где в кармашках верхнего ряда ставятся палочки, нижнего ряда – цифры. Кроме этого большую помощь оказывает более раннее ознакомление с нумерационной таблицей (табл. 1) и общей схемой разбора числа.
Предлагая нумерационную таблицу, учитель говорит, что к концу обучения в 3 классе мы будем знать эту
Рисунок 1.3.2 – Изучение с помощью абака
таблицу полностью. Сегодня начнем с ней работать и постепенно будем усваивать то, что пока нам доступно.
Таблица 1.3.1 - Структура разрядов и классов
3-й класс – класс миллионов |
2-й класс – класс тысяч |
1-й класс – класс единиц | ||||||
Разряды |
Разряды |
Разряды | ||||||
Сотни |
Десятки |
Единицы |
Сотни |
Десятки |
Единицы |
Сотни |
Десятки |
Единицы |
миллионов |
тысяч | |||||||
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Схема разбора числа включает в себя следующие действия:
1. Прочитайте число (9409 - девять тысяч четыреста девять).
2. Назовите число единиц каждого разряда и каждого класса ( 9 ед.1 разряда, или 9 ед; 4 ед. 3 разряда, или 4 сотни; 9 ед. 4 разряда, или 9 тысяч; 409 ед. 1 класса и 9 ед. 2 класса).
3. Назовите общее число единиц каждого разряда (9409 ед., 940 дес., 94 сот., 9 тыс.).
4. Замените число суммой разрядных слагаемых (9409=9000+400+9).
5. Назовите число, предшествующее при счете данному, и число, следующее при счете за данным (9408, 9410).
6. Назовите наименьшее и наибольшее числа, которые имеют столько же разрядов, что и данное число
( 1000, 9999).
7. Укажите, сколько всего цифр понадобилось для записи данного числа и сколько среди них различных (всего 4 цифры, различных 3).
8. Используя все цифры данного числа, запишите наименьшее и наибольшее числа (4099, 9940).
Использование этих пособий позволяет поэтапно усваивать и запоминать необходимые моменты (особенно терминологию).
Ознакомление с письменной нумерацией может быть проведено таким образом.
Учитель кладет в верхний правый карман палочки по одной до 10 (например, 7, 8, 9, 10), а дети считают. Сколько здесь палочек? (10.) Как назвать иначе? (1 дес.) Десять палочек будем вкладывать во второй карман, если считать справа налево (завязывает палочки в пучок и ставит его во второй карман, а в первый карман кладет 1 палочку). Сколько здесь всего палочек? (11) Сколько десятков и отдельных единиц? (1 дес. и 1 ед.) Вкладывает еще одну палочку и повторяет вопросы, затем добавляет еще одну палочку и т.д. Кто разложит в карманы 15 палочек? (Дети раскладывают.) Сколько здесь всего палочек? (15.) Сколько десятков? (1 дес.) Обозначим это цифрой (вставляет в нижний левый карман цифру 1). Что показывает цифра 1? (1 дес.) Сколько отдельных единиц в числе 15? (5 ед.) Обозначим цифрой (ставит в нижний правый карман цифру 5). Что обозначает цифра 5? (5 ед.) Здесь записано число 15. На первом месте, считая справа налево (указывает), записано 5 единиц, а на втором 1 десяток.
Аналогично рассматриваются еще 2-3 числа (19,11,10). Можно предложить обратное упражнение: положить столько пучков десятков и отдельных палочек, сколько обозначено цифрами, и прочитать число.
После этого обозначение числа 15 выставляют в нумерационной таблице. Названия "разряд", "класс" будут говорить по мере появления этих терминов на уроках по программе.
Рассмотрев несколько чисел, учитель начинает приучать учащихся к работе по общей схеме разбора числа. Учащиеся отвечают так: 1) число восемнадцать; 2) в этом числе 1 десяток и 8 единиц; 3) в числе всего 18 единиц; 4) перед числом идет число 17, за числом 18 следует 19; 5) для записи понадобилось две цифры. Остальные пункты вводятся по мере дальнейшего усвоения знаний о нумерации.
Нумерация чисел от 20 до 100 идет по такому же плану.
Для закрепления нумерации в пределах 100 вводится понятие о сантиметре и чуть позже о дециметре. Например, 15 сантиметров они рассматривают как 1 десяток и 5 единиц сантиметров, т.е. 1 дециметр 5 сантиметров.
При изучении нумерации учащиеся знакомятся с разрядом и разрядным числом. Учитель поясняет, что в числе 57 содержится 5 десятков и 7 единиц, или иначе: 5 единиц второго разряда и 7 единиц первого разряда. После этого знакомятся представлением числа в виде суммы разрядных слагаемых: 57=50+7.
На знании разрядного состава числа основано решение примеров вида 10+2=12, 12-2=10, 12-10=2. Например, 12 - это 1 десяток и 2 единицы, вычитаем 2 единицы, остается 1 десяток; значит 12-2=10. Учащиеся знакомятся с понятиями: однозначное и двузначное число, четное и нечетное число. В дальнейшем при изучении сложения и вычитания включаются упражнения, связанные с нумерацией.
Другими словами, подведя итоги, можно сказать следующее:
В результате изучения нумерации в пределах 100, учащиеся должны научиться считать предметы десятками и усвоить образование, название двузначных чисел; усвоить порядок следования чисел при счете, используя предшествующее и последующее число; уметь сравнивать числа, опираясь на их место в натуральной последовательности, а также на десятичный состав чисел; уметь читать и записывать числа в пределах 100.
Существует определенный принцип изучения нумерации в концентре "Сотня", он изучается в два этапа: 1) устная нумерация; 2) письменная нумерация.
Подготовительной работой к изучению нумерации в пределах 10 является повторение нумерации в пределах 10: образование числа (присчитывание и отсчитывание по 1), последовательность чисел от 1 до 10, прямой и обратный счет.
Изучение устной нумерации в пределах 100 начинается с формирования у учащихся понятия о десятке.
При изучении письменной нумерации учитель использует абак, где в кармашках верхнего ряда ставятся палочки, нижнего ряда – цифры. Кроме этого большую помощь оказывает более раннее ознакомление с нумерационной таблицей и общей схемой разбора числа.
Нумерация чисел от 20 до 100 идет по такому же плану. При изучении нумерации учащиеся знакомятся с разрядом и разрядным числом. Учащиеся знакомятся с понятиями: однозначное и двузначное число, четное и нечетное число. В дальнейшем при изучении сложения и вычитания включаются упражнения, связанные с нумерацией. При изучении числа в концентре «Сотня», лучше всего приводить примеры на наглядных примерах, чтобы учащиеся могли себе представить, о чем идет речь, ведь наглядное восприятие в данном возрасте проявляется лучше всего, можно использовать и мультимедиа для наиболее качественного усвоения информации.
1.4 Методика изучения числа в концентре «Тысяча»
Нумерация в пределах 1000 и арифметические действия выделяются в особый концентр по следующим причинам:
- здесь заканчивается
изучение нумерации чисел
- закрепляются знания устных и письменных приемов вычислений;
- вводятся устные приемы умножения и деления;
- далее продолжается решение
составных задач с новыми
В результате изучения нумерации учащиеся должны:
- уметь читать и записывать трехзначные числа;
- понимать образование чисел из сотен, десятков, единиц;
- усвоить названия разрядных единиц, их соотношение и уметь представлять число как сумму разрядных слагаемых;
- уметь применять знание
нумерации при устных
Методика изучения нумерации в пределах 1000 аналогична методике изучения нумерации в пределах 100. Разница только в том, что здесь добавляется еще один разряд - разряд сотен.
Перед изучением нумерации в пределах 1000 учитель посвящает один урок повторению всех видов упражнений по нумерации в пределах 100, работает по общей схеме разбора числа, повторяет все термины.
На следующем уроке учащиеся знакомятся с новой счетной единицей сотней. В практике часто используют палочки или пучки палочек, можно также использовать наглядное пособие "Квадраты и полоски", предложенные в свое время Н.С. Поповой. Оно изготовляется из плотной бумаги, единицы обозначаются квадратами (квадратный сантиметр), десятки - полосками, по 10 квадратов в каждой, а сотни - квадратами, по 10 полосок в каждом (квадратный дециметр). Такое пособие для индивидуального пользования можно изготовить с учащимися на уроках труда. Можно также использовать полоски с кругами, как было показано в рисунке 1.3.1 – Изучение разрядов в сотне
Таким образом, с помощью наглядных пособий учащиеся отсчитывают 10 десятков и заменяют их одной сотней, затем отсчитывают 10 сотен и заменяют их одной тысячей.
При хорошо развитом восприятии и воображении достаточным оказывается и рисунок учебника. При изучении письменной нумерации в абаке (рис.1) появляется еще один кармашек с надписью "Сотни". Продолжается работа по нумерационной таблице. Основные виды упражнений такие, какие указаны в общей схеме разбора числа.
Для закрепления нумерации в пределах 1000 лучше всего вводить величины: километр, килограмм, грамм и соотношения между ними.
1.5 Методика изучения
числа в концентре «
Нумерация многозначных чисел и действия над ними выделяются в особый концентр по следующим причинам:
- многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой и на понятие разряда, и на понятие класса;
- арифметические действия, в основном, выполняются с использованием письменных вычислений.
В результате изучения нумерации многозначных чисел учащиеся должны:
- усвоить названия и
последовательность чисел
- знать названия классов (класс единиц, класс тысяч, класс миллионов) и разрядов внутри каждого класса (единицы, десятки, сотни, единицы тысяч, десятки тысяч и т.д.);
- научиться читать и
записывать любое число в
- уметь переносить все приемы работы над числами, изученными в предыдущих концентрах, в данный концентр.
Изучение нумерации многозначных чисел начинают с повторения нумерации чисел в пределах 1000. Повторяются все виды упражнений по общей схеме разбора числа, повторяется работа с нумерационной таблицей, все термины, относящиеся к нумерации. Наиболее удобным наглядным пособием для изучения многозначных чисел являются русские счеты, но, к сожалению, они исчезли. Как демонстрационный материал учитель может использовать пособие, сделанное из миллиметровой бумаги, где 1 полоска со сторонами 10 мм и 100 мм показывает 1000 (единицы - 1 мм2). Однако, ими единицы практически трудно показать, но для изучения чисел с более высокими разрядами они незаменимы. 10 таких полосок изображают число 10000.
После ознакомления с числами 10000, 100000, учащиеся знакомятся классами: 1 класс - класс единиц, 2 класс - класс тысяч (читают по учебнику). Затем сравнивают 1 и 2 классы и устанавливают их сходство и различие: в каждом классе по три разряда, единицы каждого разряда в 10 раз больше предыдущей, но в 1 классе считают и группируют единицы, а в 2 классе - тысячи.
Далее изучаются числа 2 класса - числа вида 75000, 600000, 392000. Работа, в основном, ведется по нумерационной таблице. Выставляя соответствующие цифры, учитель обращает внимание на особенности записи чисел 2 класса: три нуля в конце обозначают отсутствие единиц 1, 2, 3 разрядов, т.е. отсутствие единиц 1 класса, но не отсутствие самих разрядов или класса. Рассматривая десятичный состав чисел 2 класса, учащиеся говорят: 392000 - это 3 сотни тысяч, 9 десятков тысяч и 2
единиц тысяч. Повторяют также другие упражнения по общей схеме разбора числа.
На следующем этапе изучаются числа, состоящие из единиц первого и второго класса. Первые упражнения проводятся по нумерационной таблице, куда выставляются карточки с цифрами. Учащимся надо показать порядок чтения таких чисел, показывая это стрелкой (по табл.1.3.2):