Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:29, курсовая работа
Цифры в нашей жизни встречаются практически на каждом шагу. Чтобы научить учащегося владеть арифметическим правилами и грамотному их использованию, необходимо учителю постоянно быть в курсе появления новых методик преподавания математики в начальной школе, уметь их использовать и владеть многими знаниями по многим дисциплинам. Одна из важнейших задач, которую учитель начального образования младших школьников математике должен сформулировать как формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Их грамотное усвоение происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений, увеличению уровня сложности выбранных учителем заданий, постоянного контроля правильности выполнения, корректировки в случае неправильного выполнения заданий и в особенных случаях проводить процесс повторения основных аспектов математики. Как правило, если учитель увлекается использованием большого количества однотипных и при этом одноуровневых по сложности упражнений, безусловно, это не способствует усвоению вычислительного алгоритма, вместе с тем снижает познавательную активность, их заинтересованность в неопознанном и неизученном, другими словами у детей пропадает интерес, теряется заинтересованность в изучении многих новых моментов изученного материала по данной теме, нарастает число ошибок т.п.
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………..………………….……………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЧИСЛА В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ……..6
1.1 Понятие нумерации чисел…………………………………………………….6
1.2 Гуманитарные подходы к изучению нумерации чисел…………………….9
1.3 Методика изучения числа в концентре «Сотня»…………………………..12
1.4 Методика изучения числа в концентре «Тысяча»…………………………17
1.5 Методика изучения числа в концентре «Многозначные числа»…………18
Выводы по первой главе………………………….………………..…………........21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……24
2.1 Опыт работы учителей начальных классов по формированию понятия числа у младших школьников…………………………………………………………..24
2.2 Исследование и анализ формирования понятия числа у младших школьников………………………………………………………………………..28
2.3 Опытно – экспериментальная работа и апробирование формирование числа у младших школьников……………………………………………………………32
Выводы по второй главе…………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………….….…………………..…………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................... 38
Ориентируясь на это учебное пособие, можно составить различные варианты уроков, а я хочу предложить свой вариант.
Сначала мы попросили учеников назвать числа, которые им известны. Предлагая такое задание, я не исключала возможности, что дети назовут и числа больше 10. Но, видимо, потому, что на уроках эти числа еще не рассматривались, ученики назвали только числа от 1 до 9. Поэтому свою беседу построила так:
- Сегодня мы познакомимся еще с одним числом и цифрой (знаком), которой это число записывается (обозначается). Как вы думаете, какое это число? (10,0).
Посмотрите, кто из вас прав? (Зажигаю на электро табло 8 огоньков.)
Какой цифрой обозначим число огоньков? (Ученики выставляют на фланелеграфе карточку с цифрой 8).
Гашу на табло 2 огонька. Что изменилось на табло? (Огоньков стало на 2 меньше, огоньков стало 6.)
Поставим на фланелеграф цифру, которой обозначается это число.
Гашу еще 2 огонька, затем еще 2. Дети выставляют цифры 4 и 2. На фланелеграфе ряд чисел: 8, 6, 4, 2. Гашу последние 2 огонька.
А теперь, что вы видите на табло? (Нет ни одного огонька, нет ничего, табло пустое.)
А может кто-нибудь знает, каким знаком в математике можно обозначить то, что на табло нет ни одного огонька? Дети выставляют на фланелеграфе карточку с цифрой 0.
Верно, этим знаком записывается число нуль.
Цифра вроде буквы «О» —
Это ноль иль ничего.
Этот ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Такой цифрой (знаком) 0 впервые стали обозначать в Индии, а его название возникло от латинского слова nullum, что в переводе на русский обозначает ни одного, нисколько.
А кто может сказать, по какому правилу записан на доске ряд чисел: 8, 6, 4, 2, 0? (Числа уменьшаются; числа уменьшаются на 2.)
-Давайте поучимся красиво
На доске даю образец записи, объясняю, как писать эту цифру. Вызываю к доске детей, и они сами пробуют написать цифру 0. Каждый раз обсуждаем, что получилось хорошо, а что не удается, кто написал цифру 0 правильно. Дети пишут цифру «в воздухе», потом в тетрадях.
-Итак, мы научились писать цифру 0. А теперь хотите познакомиться с тайнами этого числа? (Да, да.)
Послушайте стихотворение:
Повезло опять Егорке:
У реки сидит не зря —
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите, у ведерка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб теперь Егорка
На уху нам принесет?
-Кто хочет на фланелеграфе изобразить картинку к этому стихотворению?
На фланелеграфе прикрепляется ведерко, в него помещается сначала 2 карася, затем 4 пескаря.
- Запишите в тетради равенство,
которое соответствует этому
действию. Дети записывают
- Что случилось потом? Кто будет хитрым котом? Выходи и покажи, как изменится наша картинка.
Ученик выходит к доске и снимает 6 рыбок.
- А каким равенством надо записать это действие?
Дети самостоятельно записывают в тетрадях: 6—6=0. Пока они пишут, я возвращаю рыбок на фланелеграф (в ведерко).
- Посмотрите, в ведре опять 6 рыбок. Закройте глаза, я что-то изменю на картинке. Убираю 1 рыбку. Каким равенством запишем то, что я сделала? (6—1=5.)
Повторяю задание, убираю еще одну рыбку. В тетрадях дети записывают: 5—1=4.
Опять предлагаю закрыть глаза и ничего не меняю на картинке.
- Откройте глаза. Что изменилось? (Ничего.)
- Догадайтесь, как можно это записать равенством?
Дети предлагают: 4—0=4, 4+0=4.
- Что показывает эта запись? (Ни одной рыбки не убрали, ни одной рыбки не добавили.)
- Откройте учебник.
Ученик читает задание и объясняет, что на первой картинке слева 4 круга, а справа 6, кругов стало больше на 2, значит, этой паре картинок подходит равенство 4+2=6.
Аналогично обсуждаются все пары картинок. Интересно, что и картинке (вторая во втором ряду), на которой изображено по четыре кружка, подходят два равенства: 4+0=4 и 4—0=4.
Естественно, дети пытаются найти и к следующей картинке тоже два равенства, но дано только одно 7—0=7. Тогда они сами предлагают другое 7+0=7. Некоторые говорят, что одно равенство записано неверно (7+0=4), и, если вместо 4 написать 7, то это равенство подойдет к последней паре картинок.
Меня радует, что дети дают такие ответы. Это показатель того, что они анализируют рисунки и осмысленно соотносят с ними числовые равенства.
- А если рассматривать
Предлагаю сделать это самостоятельно, кто сколько успеет за 5 минут.
После этого дети легко находят место нуля на числовом луче, и мы выясняем, что в этом случае обозначает число «0» (не отложили ни одной мерки, начало луча).
Определив место нуля на числовом луче, мы выполняем задание № 106. Дети самостоятельно записывают в тетрадях равенства: 0+5=5, 3—3=0, 0+6=6, 9—9=0.
При проверке они читают равенства используя (кто может) математические термины (слагаемое, значение суммы) и поясни ют, что обозначает каждое число в равенстве на числовом луче.
Затем они на числовых лучах находят значения выражений:
0+3+2 /луч а/
0+4+2 /луч в/
9—7—2 /луч г/
Дети накладывают на страницу учебник прозрачную пленку и выполняют задание. Выясняем, какие изменения они внесли на каждом лучевом числе.
Наконец, предлагаем последнее задание. Его нет в учебнике, но мне хочется проверить, догадаются ли наши ученики, как изобразить на числовом луче такие равенства: 3—0=3, 5+0=5.
Задание выполняется самостоятельно, в индивидуальных карточках. Справляются все.
Подводим итог:
- С какими тайнами нуля мы
познакомились сегодня на
-А если к нулю прибавить нуль? А ее ли из нуля вычесть нуль?
Так кто же был прав, с каким числом и
с какой цифрой мы познакомились сегодня
на уроке? Урок принес большое удовлетворение
детям, а это очень важно для дальнейшего
поиска и творчества.
2.2 Исследование и
анализ формирования понятия числа у младших
школьников
В методических пособиях по обучению математике указания, касающиеся счета в пределах первого десятка, начинается с того, что надо обеспечить наглядный процесс образования группы предметов или восприятия числа. Затем рекомендуется переходить к письму цифр, изучение состава числа и после этого – к сложению и вычитанию. Но отсутствует необходимость выяснения того, какого значение числа и счета.
Поскольку осознанность операций, выполняемых детьми, играет большую роль в развитии, следует уже в самом начале привлечь внимание детей к пониманию числа и счета.
Во время прохождения государственной практики в ГУО СШ№ 146 г.Минска было проведено интервьюривание учителем начальных классов с Пенчук Маргаритой Ивановной на базе третьего класса (см. Приложение А).
Учительница начальных классов предлагает использовать при введении понятия числа стихотворения, поговорки, пословицы и т.п., чтобы развивать интерес у детей к работе (Приложение Б). Например:
Стихотворения:
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный цвет –
Проезда нет,
Желтый –
Будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!
Пословицы:
Горе на двоих – полгоря,
Радость на двоих – две радости.
Среди учителей начальных классов с Людмилой Константиновной Гусько, Лидией Федоровной Дрань, Раисой Геннадьевной Бонь также было проведено анкетирование:
Вы предпочитаете учебники Чеботаревской, Герасимова?
Рисунок 2.2.1. - Результат анкетирования:
По результатам видно, что 95% учителей предпочитают учебники Чеботаревской, Герасимова.
Вы считаете, что программы, разработанные Министерством Образования, согласно учебным пособиям Чеботаревской, Герасимова более удачны?
Все ли дети умеют считать, когда приходят в школу?
Рисунок 2.2.2. - Результат количества детей, которые при приходе в школу умеют считать:
По результатам видно, что большинство учеников умеют считать, когда приходят в школу.
Есть ли среди первоклассников умеющих считать до ста?
Результат представлен в рисунке 2.2.3.
Рисунок 2.2.3. - Результат количества детей, которые умеют считать до 100
По результатам видно, что только 40% учеников умеют считать до ста когда приходят в школу. Это только, те ученики, которые посещали детский сад.
Учительница начальных классов Пенчук Маргарита Ивановна при формировании понятия числа, предлагает использовать сказку по теме «Однозначные и двузначные числа» (II класс, программа 1—4) она начинает заранее, давая им задание освежить в памяти, а кто не читал еще — прочитать сказку А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Урок начинается вступительным словом о сказке. Далее сообщает, что сорока принесла срочную телеграмму. Один из учеников читает ее:
«Ребята, исчез Буратино! Помогите его найти. Друзья Буратино».
Ребята охотно соглашаются найти Буратино. Но с чего начать поиск? Говорит им, что случайно узнала, что Карабас-Барабас закрыл нашего друга в своем доме и, чтобы он не убежал, повесил на дверь два больших замка. Вы можете открыть замки, решив записанные на них примеры.
На доске нарисованы двери и к ним прикреплены два картонных замка с записанными на них примерами:
11—5 12—7
18—9 14—7
3+8 54 – 6
6+7 4+9
Ребята выполняют решения этих примеров по вариантам, а два ученика работают у магнитной доски, прикрепляя к примерам ответы.
- Решив примеры на замках, — продолжаю я,— мы получили ключи от них. Но посмотрите, кто к нам приехал?
На доску прикрепляется картинка с нарисованным вагончиком. В нем лиса Алиса и кот Базилио.
- Ребята, они утверждают, что вы не знакомы с Буратино. Они хотят увезти его в Страну Дураков, а в доме закрыть Дуремара. А вы ведь хорошо помните Буратино? Давайте попробуем составить его портрет.
К доске прикрепляется обратной стороной разрезанный на 8 частей портрет Буратино. На каждой части записаны примеры:
9 – 1 10—7
3+4 11—2
5+5 12—6
5+6 10+8
Дает задания:
- Найдите пример с
ответом 8. восемь увеличьте на 3.
Найдите пример с таким
- Уменьшаемое 17, разность 8. Найдите вычитаемое. Найдите пример с таким ответом и т.п.
Из поставленных по порядку карточек собирается портрет Буратино.
- Вот мы и освободили Буратино! А сейчас вместе с ним повеселимся.
Проводится физкультминутка под песню из кинофильма «Приключения Буратино».
- А теперь успокойтесь, я ваш гость, Буратино, послушает, как вы умеете читать числа.
Чтение хором написанных на доске чисел:
9 2 0 5 7
11 18 20 14 13
Спрашивает, сколько цифр потребовалось для записи чисел в первой строчке? Во второй?
Делает вывод: 9, 2, 0, 5, 7 — однозначные числа, 11, 18, 20, 14, 13 — двузначные числа.
- А теперь, пользуясь набором цифр, покажите однозначные числа, двузначные. Назовите все однозначные числа в пределе 20. Назовите все двузначные числа в пределе 20.
- К Буратино пришла Мальвина. У нее много шаров с записанными на них числами. Запишите в первой строчке все однозначные числа, во второй все двузначные.
Проведите взаимопроверку. К нам пришел еще один друг Буратино — Артемон,
К доске прикрепляется рисунок Артемона с записанными числами:
- Ребята, какие числа здесь записаны — однозначные или двузначные? Назовите числа по порядку и скажите, какое число пропущено. Затем проводится физкультминутка под мелодию песни «Когда мои друзья со мной» и начинается работа над пройденным материалом.
Задание на дом приготовила вам, ребята, черепаха Тортилла. Она очень торопилась, но приползла только к концу урока. На доску вывешивается рисунок черепахи, несущей листок с заданием: № 3, с. 55.