Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:29, курсовая работа
Цифры в нашей жизни встречаются практически на каждом шагу. Чтобы научить учащегося владеть арифметическим правилами и грамотному их использованию, необходимо учителю постоянно быть в курсе появления новых методик преподавания математики в начальной школе, уметь их использовать и владеть многими знаниями по многим дисциплинам. Одна из важнейших задач, которую учитель начального образования младших школьников математике должен сформулировать как формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Их грамотное усвоение происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений, увеличению уровня сложности выбранных учителем заданий, постоянного контроля правильности выполнения, корректировки в случае неправильного выполнения заданий и в особенных случаях проводить процесс повторения основных аспектов математики. Как правило, если учитель увлекается использованием большого количества однотипных и при этом одноуровневых по сложности упражнений, безусловно, это не способствует усвоению вычислительного алгоритма, вместе с тем снижает познавательную активность, их заинтересованность в неопознанном и неизученном, другими словами у детей пропадает интерес, теряется заинтересованность в изучении многих новых моментов изученного материала по данной теме, нарастает число ошибок т.п.
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………..………………….……………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЧИСЛА В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ……..6
1.1 Понятие нумерации чисел…………………………………………………….6
1.2 Гуманитарные подходы к изучению нумерации чисел…………………….9
1.3 Методика изучения числа в концентре «Сотня»…………………………..12
1.4 Методика изучения числа в концентре «Тысяча»…………………………17
1.5 Методика изучения числа в концентре «Многозначные числа»…………18
Выводы по первой главе………………………….………………..…………........21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……24
2.1 Опыт работы учителей начальных классов по формированию понятия числа у младших школьников…………………………………………………………..24
2.2 Исследование и анализ формирования понятия числа у младших школьников………………………………………………………………………..28
2.3 Опытно – экспериментальная работа и апробирование формирование числа у младших школьников……………………………………………………………32
Выводы по второй главе…………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………….….…………………..…………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................... 38
Поставленная нами, в начале работы цель изучить особенности формирования понятия числа у младших школьников достигнута. В соответствии с актуальностью и целью нами решались следующие задачи: изучена история возникновения понятия числа; изучены содержание понятия числа; изучили особенности формирования понятия числа у младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А:
Вопросы интервьюривания:
По какому учебнику в вашем классе организовано обучение математике?
Как вы вводите понятие числа?
Какой дополнительный материал используете для изучения понятия числа?
Все ли дети легко усваивают понятие числа?
Ответы:
По учебнику М.И.Моро.
Сначала объясняю устный счет, потом письменный.
Все занимательные задания стихи, сказки, пословицы, загадки можно использовать при изучении новой темы и в остальных уроках.
Некоторые дети тяжело усваивают, если они до школы не научились считать.
Приложение Б:
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Пословицы:
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года,
чтобы научиться лени – только три дня.
Горе на двоих – полгоря,
Радость на двоих – две радости.
Лентяй дважды работает.
Кто скоро помог,
Тот дважды помог.
Один – задириха, другой – неуступиха.
Одна пчела немного меду натаскает.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Считалки:
Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три –
Начинаешь ты.
Три Наталки,
Три скакалки –
Не хватает им считалки.
Пусть дадут им поскакать,
Мы поможем им считать.
Три пожарника бежали,
По ступенькам поскакали
И тащили длинный шланг –
Это было просто так.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы –
Ты подойди-ка поводи!
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Веселые стихи:
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан.
И на нем все ноты точки
Разместились по местам.
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой… (пять)
Почему Егорка
Прибежал веселый?
Первую пятерку
Он принес из школы.
И не говорите –
Это достижение:
Сами посмотрите –
Пять… по поведению.
Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре семь?
Семь исполнилось Сереже,
Стал умнее он и строже.
Пролетит за годом год,
В класс седьмой он перейдет.
Учиться любит старший брат,
Но воскресенью тоже рад.
Учебных дней в неделе шесть.
И день один на отдых есть.
(Сколько дней в неделе?)
Загадки:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний.
(Дни недели.)
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой – вертун. (Корова.)
Приложение В:
ПЛАНЫ-УРОКОВ:
Тема урока: Число и цифра 5
Пенчук маргарита ивановна, учитель начальных классов,
ГУО СШ№146г.минска.
Цель: - познакомить с числом и цифрой 5, составом числа 5, формировать представление о пятиугольнике.
Оборудование:
на доске: вагончики, маршрут путешествия с заданиями;
у учеников: индивидуальные наборные полотна с цифрами и арифметическими знаками.
Ход урока:
I. Подготовка к новой теме. Работа с геометрическим материалом.
Учитель "находит" на полу геометрическую фигуру. Дети, кто потерял нос? Проверьте, у всех нос на месте.
(дети догадываются, что это человечек на доске без носа)
У.: Как можно назвать этих двух человечков?
Д.: Это близнецы, потому что у них все одинаковое.
А у третьего братца нос пропал.
У: Поставим нос на место.
(идет выбор геометрической фигуры)
Как называется эта геометрическая фигура?
Д.: Пятиугольник, потому что у него пять углов.
У.: Выложите с помощью палочек такой же пятиугольник у себя на парте.
Сколько палочек потребовалось?
Значит пятиугольник - это фигура...
Чего еще 5?
Д.: - 5 пальцев, 5 рублей, оценка 5.
II. Знакомство с числом и цифрой 5
1.У:
Кто может найти цифру 5 у меня на наборном полотне.
Найдите ее на своих наборных полотнах.
Найдите место числа 5 в натуральном ряду.
Назовите его соседей.
2.Письмо цифры 5
Показ образца учителем.
Работа детей в тетради на печатной основе (с.41)
3.Работа над составом числа 5.
А) У.: Посмотрите, а теперь я могу назвать всех человечков близнецами?
Д.: Нет, у них разное количество волос. У двух человечков 5 волос, а у последнего 4.
У.: Добавим столько, сколько не хватает, (на доске) 4 + 1=5.
А теперь можно назвать их близнецами? Поприветствуем их аплодисментами.
Б) У.: посмотрите на их волосы внимательно. Они разного цвета. На какие две группы их можно разделить? Составим примеры.
(на доске) Коричневые + Желтые = Волосы
Ж + К = В
В-Ж = К
В-К = Ж
У.: На своих наборных полотнах составьте числовое выражение к первому равенству. Сколько коричневых? Желтых? Всего?
3 + 2 = 5
2 + 3 = 5
5-3 = 2
5-2 = 3
III. Закрепление
1. Счет в прямом и обратном порядке +.
У.: Сегодня близнецы поедут на каникулы к бабушке, которая живет в Москве.
На каком виде транспорта туда можно добраться?
На чем ехать удобнее?
Д.: Удобнее ехать на поезде
У.: Можем ли на таком поезде ехать?
Д.: Нет, у него отцеплены вагоны.
2. Игра "Числа заблудились"
Расставьте вагоны по порядку номеров
У: Как называется такой состав? ЛОКОМОТИВ.
Считаем хором, сколько всего вагонов?
1,2,3... 10 проверим, не ошиблись ли мы. Считаем в обратном порядке.
3. Фронтальная работа (по индивидуальным полотнам)
А) Арифметический диктант. Покажите число, которое идет
перед числом 4
после числа 7
стоит между 4 и 6
на 1 больше, чем 6
предшествует числу 6
последующее за числом 9.
Как вы думаете, в каком вагоне едут близнецы (№5). Вагончики с какими номерами, находятся рядом с ними?
Б) У.: Даем сигнал к отправлению поезда.
Игра по командам " Зажги светофор". Вставьте знаки >,<,=. Если команда справится без ошибок, загорится зеленый свет. И мы отправляемся в путь
.
Молодцы! У всех зеленый свет. Поехали!
В) Ой, ребята, а здесь нет пути. Бревнами завалило дорогу. Давайте расчистим ее.
Покажи нужный знак "+" или "-".
На бревнышках примеры:
(Дети показывают знак и
У.: Дорога свободна. Посмотрите, на что она похожа?
Д.: Это числовой отрезок.
У.: - Каждое деление – станция.
Мы находимся в точке 1.
К нам попасть в точку 5?
Составьте выражение на наборном полотне 1+4=5.
Навстречу нам из точки 4 в точку 3 движется поезд.
Составьте выражение 4-1 =3.
(Таким же образом составляются другие выражения)
4-2=23-2=1 1+2=3 4-3=1
IV. Физминутка
Паровоз кричит: "Ду - ду!
Я иду, иду, иду."
А колеса говорят:
"Так, так. Так, так"
V. Работа в тетради на печатной основе (с.40)
№4 Давайте посмотрим, что же взяли близнецы в дорогу.
Б) №3 Самостоятельная работа.
Проверка работы
VI. Решение задач (устно)
1) На рельсах перегона
Товарных 2 вагона
А в 3 других в сцеплении
Готовы к отправлению.
Было 2 да еще 3
Сколько вместе назови.
2) На вокзале у перрона
Стояло 4 вагона
Добавили еще 1,
Чтоб был большой локомотив.
Теперь вопрос мы зададим.
Какой длины локомотив?
VII. Поезд прибыл на конечную станцию.
Какой сигнал загорится на светофоре?
VIII. Подведение итогов урока.
Тема урока: Число и цифра 8
Цели: Учить различать и называть цифру 8; закреплять состав чисел 7 и 8; формировать вычислительные навыки в пределах 8; повторять последовательность чисел в пределах 10; развивать мыслительные операции сравнения, анализа, классификации; воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: Учебник «Математика. 1 класс» (часть 2) (авт. Л.Г. Петерсон); веер цифр у каждого ученика, демонстрационные шарики (с числами с одной стороны и выражениями - с другой); образец написания цифры 8; демонстрационный домик для записи состава числа 8; конверты с нарисованными шариками (с одной стороны - красные, с другой -зеленые); два шара, выражающие настроение; рисунки с изображениями Пятачка, Мудрой Совы; таблички с текстами о цифре 8.