Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:29, курсовая работа
Цифры в нашей жизни встречаются практически на каждом шагу. Чтобы научить учащегося владеть арифметическим правилами и грамотному их использованию, необходимо учителю постоянно быть в курсе появления новых методик преподавания математики в начальной школе, уметь их использовать и владеть многими знаниями по многим дисциплинам. Одна из важнейших задач, которую учитель начального образования младших школьников математике должен сформулировать как формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Их грамотное усвоение происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений, увеличению уровня сложности выбранных учителем заданий, постоянного контроля правильности выполнения, корректировки в случае неправильного выполнения заданий и в особенных случаях проводить процесс повторения основных аспектов математики. Как правило, если учитель увлекается использованием большого количества однотипных и при этом одноуровневых по сложности упражнений, безусловно, это не способствует усвоению вычислительного алгоритма, вместе с тем снижает познавательную активность, их заинтересованность в неопознанном и неизученном, другими словами у детей пропадает интерес, теряется заинтересованность в изучении многих новых моментов изученного материала по данной теме, нарастает число ошибок т.п.
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………..………………….……………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЧИСЛА В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ……..6
1.1 Понятие нумерации чисел…………………………………………………….6
1.2 Гуманитарные подходы к изучению нумерации чисел…………………….9
1.3 Методика изучения числа в концентре «Сотня»…………………………..12
1.4 Методика изучения числа в концентре «Тысяча»…………………………17
1.5 Методика изучения числа в концентре «Многозначные числа»…………18
Выводы по первой главе………………………….………………..…………........21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……24
2.1 Опыт работы учителей начальных классов по формированию понятия числа у младших школьников…………………………………………………………..24
2.2 Исследование и анализ формирования понятия числа у младших школьников………………………………………………………………………..28
2.3 Опытно – экспериментальная работа и апробирование формирование числа у младших школьников……………………………………………………………32
Выводы по второй главе…………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………….….…………………..…………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................... 38
Ход урока
Организационный момент
Учитель.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ребята! Вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей, в изучении нового материала? Тогда улыбнитесь друг другу. Садитесь и проверьте, все ли у вас готово к уроку.
А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II.Актуализация опорных знаний
У. Скажите, кто и в какой сказке своим подарком на день рождения развеселил грустного именинника?
Д. В сказке Бориса Заходера «Винни-Пух и все-все-все» Пятачок принес ослику Иа-Иа на день рождения шарик и очень его этим обрадовал.
У. Сегодня к нам на урок пришли герои этой замечательной сказки с различными заданиями, чтобы посмотреть, как вы учитесь, думаете, рассуждаете.
Попробуйте ответить на мой вопрос в рифму: Кто же перед нами?
Д. Пятачок с шарами. У. Что изображено на шарах?
Д. Числа.
-Числовой ряд.
-Ряд натуральных чисел. У. Сколько шариков на
доске?
Д. 10 шариков.
У. Давайте их хором посчитаем. Дети считают.
-Рассмотрите внимательно ряд чисел. Что вы заметили?
Д. Число 7 стоит не на своем месте. Числа 5 и 7 нужно поменять местами.
У. Расскажите все, что вы знаете о числе 7. Д. Число 7 стоит за числом 6.
Число 7 стоит между числами 6 и 8.
Число 7 больше числа 6 на 1.
7 - это 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.
У. Пятачок записал на заблудившемся шарике выражение на сложение, равное 7. Угадайте, какое выражение записал Пятачок.
Ученики называют возможные варианты состава числа 7, а учитель записывает их на доске.
1+6 |
2+5 |
3+4 |
4+3 |
5+2 |
6+1 |
- Все ли случаи состава числа 7 вы назвали?
Д. Да.
У. Значит, один из этих вариантов записан на шарике у Пятачка. Посмотрим.
Учитель переворачивает шарик с числом 7, там записано 3 + 4.
-Кто
угадал числовое выражение
Подведем итог этой части урока. Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить задания Пятачка?
Д. Счет, знание последовательности чисел, состав числа 7.
У. Зачем нужно знать состав числа?
Д. Чтобы уметь быстро решать примеры и задачи.
У. Молодцы! Пятачок очень доволен вашей дружной работой и правильными ответами. Вы хорошо потрудились, пора отдохнуть.
Физкультминутка
Постановка проблемы урока
Учитель предлагает детям закрыть глаза, меняет шары местами и переворачивает их. На обратной стороне каждого шарика записано выражение.
V. Откройте глаза. Что изменилось?
Д. На шарах были написаны числа, а теперь -выражения.
У. Пятачок предлагает вам новое задание. Как вы думаете, каким оно будет?
Д. Найти значение выражения.
-Вычислить.
У. Поиграем в игру «Молчанка». Я показываю на шарик, а вы с помощью числового веера показываете значение выражения.
После ответов детей учитель переворачивает шарик и все проверяют свои ответы.
- Какие
задания вызвали у вас
Д. 7 + 1 = 8; .8 - 6 = 2.
У. Какова тема урока?
Д. Число и цифра 8.
У. Какова цель урока?
Д. Познакомиться с числом и цифрой 8. Выучить состав числа-8.
V. Открытие нового знания
У. На доске изображена линейка. Какие цифры на ней пропущены? Покажите с помощью веера недостающие цифры.
- Покажите,
каким числом заканчивается
Д. К 7 прибавить 1.
У. Покажите, как обозначается цифра 8. Где в окружающем мире можно увидеть цифру 8?
Д. Номер автобуса, номер квартиры, номер дома, на часах, на линейке.
У. Расскажите все, что вы знаете о числе 8.
Д. Число 8 стоит за числом 7, между числами 7 и 9.
У. На что похожа цифра 8? Что она вам напоминает?
Д. Цифра 8 похожа на снеговик, на очки, на два бублика, на крендель.
Ученики называют свои ассоциации, а учитель вывешивает таблицы со словами:
Цифра 8 так вкусна –
Из двух бубликов она.
У восьмерки два кольца –
Без начала и конца.
К этой цифре ты привык:
Эта цифра - снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру 8.
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи снежок.
VI. Работа в прописях
На доске вывешивается образец написания цифры 8 и рисунок Мудрой Совы.
У. Мудрая Сова будет учить вас писать цифру 8. Посмотрите на образец ее написания. Назовите элементы, из которых она состоит.
Д. Из двух овалов.
У. Начинаю писать цифру немного ниже и правее середины верхней правой стороны клетки. Веду линию вправо верх, закругляю, касаясь правой стороны клетки. Веду справа налево, закругляю и веду к середине нижней стороны клетки. Далее линию закругляю, веду вверх к исходной точке.
Напишите цифру 8 в воздухе. Объясните последовательность написания цифры 8 и покажите указкой на образце.
Откройте учебник на странице 13, внизу - прописи цифры 8. Посмотрите внимательно на образец, обведите ручкой написанные цифры 8, а затем продолжите самостоятельно писать цифру 8, отступая одну клетку. Найдите самую красивую цифру и подчеркните ее.
В следующей строке найдите закономерность в написании цифр и продолжите ряд.
Откройте конверты. Перед вами шары. Разложите их в две группы по цвету. На какие группы вы разложили шарики? Вы мне предложите ответы, а я их запишу на доске.
На доске:
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
- Что вы назвали?
Д. Все случаи состава числа 8.
У. Сколько таких случаев получилось?
Д. 7 случаев.
У. Давайте прочитаем хором все случаи состава числа 8.
VII. Первичное закрепление знаний
У. Откройте учебники на странице 13, найдите задание 3.
- Что изображено на рисунке?
Д. Отрезки, разделенные на части.
У. Чему равно целое?
Д. Целое равно 8.
У. Чему равны части?
Д. Одна часть равна 7, другая 1.
У. Выполните первое задание с комментированием у доски.
Д. В первый пустой квадрат я впишу число 8, потому что 7 + 1 = 8. Потом поменяю слагаемые местами и получу 1 + 7 = 8. В третью строчку вписываю число 1, потому что 8 - 7 = 1. В четвертой строчке записываю: 8-1=7.
У. Выполняйте второе задание с комментированием с места.
Ученики по очереди комментируют свои записи.
VIII. Самостоятельная работа
У. Выполните третью часть задания 3 самостоятельно.
Дети выполняют задание.
-Проведите взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, поставьте знак «+»; если вы нашли ошибку - значит, знак «-». Обсудите в парах правильность выполнения задания.
Поднимите руки те, кто сделал все правильно. Поднимите руку те, кто ошибся. Прочитайте свои записи. Разберем допущенные ошибки.
IX. Закрепление полученных знаний
У. Не все справились с самостоятельной работой. Мы поработали над ошибками. Давайте проверим, все ли вы запомнили.
Посмотрите на задание 4 на странице 13. Что нужно в нем сделать?
Д. Заполнить пустые клетки.
У. Сделайте это, а потом расскажите, как вы рассуждали.
Д. В первом задании нужно нарисовать пять кружков, потому что 8 - это 3 и 5. Во втором задании нужно вписать цифру 8, потому что 8 - это 4 и 4. В третьем задании нужно нарисовать два кружка, потому что 8 - это 6 и 2. В четвертом задании нужно вписать цифру 8, потому что 8 - это 5 и 3.
У. Что вы повторили, выполняя это задание?
Д. Состав числа 8.
У. А теперь проверим, кто самый внимательный и смекалистый: Посмотрите на задание 5. Что нужно сделать?
Д. Выбрать фигуру и вписать ее номер рядом с вопросом.
Выбери нужную фигуру из четырех пронумерованных:
У. Какой номер фигуры вы запишете? Объясните, как вы рассуждали.
Д. Зеленый прямоугольник есть в каждой строчке. Желтый полукруг есть в каждой строчке. Не хватает красного треугольника - значит, это фигура 1 или 3. Посчитаем ножки у фигур. В каждой строчке, кроме последней, у фигур две ножки, три ножки, нет четырех ножек - значит, это фигура 1.
X. Итог урока
У. Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали? "Какие задания вам понравились больше? Какие задания были для вас самыми трудными? В конверте у вас осталось два шарика, которые показывают свое настроение. Наклейте в тетрадь тот шарик, который выражает ваше настроение на уроке.
Поднимите руку, у кого веселое настроение. Объясните, почему у вас веселое настроение. Д. У меня все получилось на уроке.
Я правильно выполнил все задания.
Я хорошо отвечал.
У. А у кого грустное настроение? Почему у вас грустное настроение?
Д. У меня не все получилось на уроке.
-Я не все задания смог выполнить правильно.
У. Не нужно грустить, если что-то не получилось. На следующем уроке вы будете успешнее. Я в это верю. Ваше хорошее настроение - залог успеха в любом деле! Я желаю вам хорошего настроения на следующем уроке. Урок окончен. Вы славно потрудились!