Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 15:12, лекция
Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.
Формирование позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ
Бычкова Людмила Сергеевна, старший воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк
"Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех,
возможность доставлять радость другим".
Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.
Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм;
Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Требования к процессу воспитания у детей интереса к труду можно определить следующим образом:
Реализация указанных требований позволит поднять уровень подготовки детей к жизни в современном обществе и вырастить достойное поколение людей труда. Следует отметить своеобразие трудовой деятельности дошкольников :
Труд ребенка тесно связан с игрой
Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
Трудовая деятельность постоянно развивается
Формирование трудовых навыков:
Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
Мотивы труда
У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сделать что-то полезное близким людям.
Планирование
Планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей:
Отношение к результату
Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат.
Изменяется и оценочное
отношение к результату труда:
формируются критерии оценки, преодолевается
её категоричность и
Трудовая деятельность детей имеет свою специфику , поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.
Систематичность детского труда
Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка
Постепенность рабочей нагрузки
Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут.
Ответная реакция со стороны сердечно - сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.
Подбор оборудования для труда
Оборудование для труда
должно быть удобным, соответствовать
возможностям детей. Хорошо подобранный
инвентарь, имеющий привлекательный
внешний вид, дающий возможность
ребенку выполнить задание
Создание в группе трудовой атмосферы
Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.
Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.
Во всех возрастных группах детского сада и на игровых площадках созданы оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности детей.
Оборудование в группах размещено по видам труда:
Всё оборудование
должно быть в достаточном
количестве, хорошего качества и
соответствовать возрасту
Все групповое
пространство доступно детям, что
способствует формированию
Оформлены
и функционируют центры для
трудовой и самостоятельной
Воспитателями в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:
В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для развития творческих способностей и трудового воспитания детей:
Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Через разнообразные формы работы в разные режимные моменты я планирую разнообразную трудовую деятельность своих воспитанников ( Таблица1)
Таблица1 «Направления работы по трудовому воспитанию детей в ДОУ»
Направление работы |
Возраст |
Формы работы с детьми | ||||||
|
Младший дошкольный возраст |
Режимные моменты |
Совместная деятельность с педагогом |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей | |||
Первая половина дня | ||||||||
Формируем культурно-гигиенические навыки, самообслуживание в процессе одевания и раздевания (одевание и раздевание в определенной последовательности). Приучаем к опрятности, поддерживать порядок в игровой комнате. | ||||||||
Показ, объяснение, обучение, наблюдение |
Напоминание, беседы, потешки |
Дидактическая игра |
Беседы, личный пример | |||||
Вторая половина дня | ||||||||
Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания | ||||||||
Напоминание
|
Разыгрывание игровых ситуаций |
Дидактическая игра |
Личный пример | |||||
Средний дошкольный возраст |
Первая половина дня | |||||||
Совершенствовать умение одевания и раздевания в определенной последовательности. Приучать самостоятельно готовить и убирать рабочее место для познавательной деятельности. Воспитывать бережное отношение к вещам. Формирование основ опрятности | ||||||||
Показ, объяснение, обучение, |
Упражнение, беседа, объяснение, поручение |
Рассказ, потешки, напоминание |
Личный пример | |||||
напоминание | ||||||||
Вторая половина дня | ||||||||
Создание ситуаций побуждающих детей к оказанию помощи сверстнику и взрослому. | ||||||||
Напоминание |
Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых, досуг |
Просмотр видеофильмов, диафильмов Дидактические игры |
Беседа, личный пример | |||||
Старший дошкольный возраст |
Первая половина дня | |||||||
Учить правильно чистить зубы. Учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятиям, без напоминания убирать свое рабочее место. Закреплять умение одеваться и раздеваться, ухаживать за обувью. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам. Развивать желание помогать друг другу. | ||||||||
Объяснение, обучение, напоминание |
Чтение художественной литературы |
Дидактические игры, рассматривание иллюстраций |
Личный пример | |||||
Вторая половина дня | ||||||||
Дидактические и развивающие игры | ||||||||
самообслуживание |
Поручения, игровые ситуации, досуг |
Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы
|
Личный пример, беседа | |||||
|
Младший дошкольный возраст |
Первая половина дня | ||||||
Привлекаем к выполнению простейших трудовых действий. Формирование навыков поддержания порядка в группе и на участке. Учим совместно со взрослым и под его контролем подготавливать материал к познавательной деятельности и осваивать дежурство по столовой. Побуждаем оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. | ||||||||
Обучение, показ, объяснение, наблюдение |
Обучение, совместный труд, рассматривание иллюстраций. наблюдение |
Продуктивная деятельность, поручения, совместный труд детей |
Беседа, показ, совместный труд детей и взрослых, личный пример | |||||
Вторая половина дня | ||||||||
Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самостоятельных трудовых действий. | ||||||||
напоминание |
Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов
|
совместный труд детей |
Беседа, личный пример, совместный труд | |||||
Средний дошкольный возраст |
Первая половина дня | |||||||
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещениях и на участке. Учит детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных. | ||||||||
Обучение, показ, объяснение |
Обучение, совместный труд, поручения, дидактические игры, продуктивная деятельность |
Творческие задания, дежурство, задания, поручения |
Личный пример, беседа, совместный труд детей и взрослых | |||||
Вторая половина дня | ||||||||
Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к закреплению желания бережного отношения к своему труду и труду других людей | ||||||||
напоминание |
Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов |
совместный труд детей |
Беседа, личный пример, совместный труд | |||||
Старший дошкольный возраст |
Первая половина дня | |||||||
Формирование трудолюбия (порядок на участке и в группе) и первичных представлений о труде взрослых. Приучать сервировать стол, приводить его в порядок после еды. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. | ||||||||
Обучение, показ, объяснение |
Обучение, совместный труд, поручения, дидактические игры, продуктивная деятельность, экскурсии |
Творческие задания, дежурство, задания, поручения |
Личный пример, беседа, совместный труд детей и взрослых | |||||
Вторая половина дня | ||||||||
Трудовые поручения, участие в совместной со взрослым в уборке игровых уголков, участие в ремонте атрибутов для игр детей и книг. Приучать убирать постель после сна. | ||||||||
Обучение, показ, объяснение |
Обучение, совместный труд, поручения, продуктивная деятельность
|
Творческие задания, дежурство, задания, поручения |
Личный пример, беседа, совместный труд детей и взрослых | |||||
|
Младший дошкольный возраст |
Первая половина дня | ||||||
В помещении и на участке учить наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями и животными. Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными. | ||||||||
Показ, объяснение, обучение |
Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы |
Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги |
Личный пример, напоминание, объяснение | |||||
Вторая половина дня | ||||||||
Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению заботливого отношения к природе. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. | ||||||||
Показ, объяснение, наблюдение |
совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы |
Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги
|
Личный пример, напоминание | |||||
Средний дошкольный возраст
|
Первая половина дня | |||||||
Продолжать воспитывать заботливое отношение к растениям, животным, птицам, рыбам и учить ухаживать за ними. Приобщать к работе по выращиванию зелени для корма птиц в зимнее время. Привлекать детей к подкормке птиц. Приучать к работе на огороде и цветнике. Формирование бережного отношения к оборудованию для трудовой деятельности.6 | ||||||||
Показ, объяснение, обучение |
Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра
|
Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги |
Личный пример, напоминание, объяснение | |||||
Вторая половина дня | ||||||||
Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями и животными, уголка природы | ||||||||
Показ, объяснение, напоминания |
Просмотр видеофильмов, диафильмов, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра
|
Продуктивная деятельность, игра |
Личный пример, напоминание, объяснение | |||||
|
Первая половина дня | |||||||
Формирование заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам и уходу за ними. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными. Приучать самостоятельно выполнять обязанности дежурного в уголке природы.. | ||||||||
Показ, объяснение, обучение |
Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра |
Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги |
Личный пример, напоминание, объяснение | |||||
Вторая половина дня | ||||||||
Привлечение к совместной деятельности. Дежурство в уголке природы. Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями и животными, уголка природы | ||||||||
Показ, объяснение, напоминания |
Просмотр видеофильмов, диафильмов, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра, целевые прогулки
|
Продуктивная деятельность, игра, поручения |
Личный пример, напоминание, объяснение | |||||
|
Старший дошкольный возраст |
Первая половина дня | ||||||
Совершенствовать умение работать с природным материалом, бумагой, тканью. Продолжать учить делать игры и игрушки своими руками, привлекать к изготовлению пособий для занятий. Учить экономно и рационально расходовать материалы. | ||||||||
Показ, объяснение, обучение, напоминание |
Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная деятельность |
Продуктивная деятельность |
Творческие задания, выставки, конкурсы | |||||
Вторая половина дня | ||||||||
Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения, участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей, подклейке книг, изготовление пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности | ||||||||
Показ, объяснение, обучение, напоминание |
Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная деятельность |
Продуктивная деятельность |
Творческие задания, выставки, конкурсы |