Формирование предметной компетенции при освоении возможности текстов разной стилистической принадлежности в становлении языковой кар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить содержание и организацию работы по формированию разностилевых текстовых умений у младших школьников.
Объект исследования - развитие речи учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования - система формирования разностилевых текстовых умений у младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолингвистические и методические основы изучения текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника …………..….…………………………..6
1.1. Лингвистика текста как область языкознания …………………….……….6
1.2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи....8
Выводы…………………………………………………………………………..14
Глава 2. Методика изучения возможности использования текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника………………………………………………..……15
2.1. Изучение программы и учебников по русскому языку в аспекте представленности текстов разных стилей начальной школы ………………15
2.2. Направление методики по освоению текста и его разной стилистической принадлежности при обучении младших школьников…..……………………33
2.3. Система работы по формированию предметной компетенции при освоении текстов разной стилистической принадлежности в становлении языковой картины мира младшего школьника………………………………37
Выводы………………………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая Логачева Т.А. 03.07.13.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Применительно к каждому году обучения программой определен объем знаний о слове, предложении, тексте. В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом, овладению совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание собственных высказываний. В каждом классе работа с текстом, так же как и с предложением, проводится в течение всего учебного года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь учащихся развивается20

В разделе «Связная речь» определены следующие компоненты работы с текстом:

—понятие «текст» (как два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически); формирование умения различать текст и отдельные предложения, не объединенные общей темой;

—тема текста; умение определить тему текста, т. е. кратко назвать то, о чем говорится в тексте;

—основная мысль текста; умение определить с помощью учителя основную мысль текста;

—заголовок текста; умение озаглавить текст, опираясь на его тему или основную мысль;

—построение (структура) текста; умение разделить на части текстповествование (начало, основная часть, концовка);

—связь между частями текста с помощью слов вдруг, однажды, потом и др.; умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало

или основная часть и концовка; умение устанавливать связь между частями создаваемого текста;

—связь между предложениями в каждой части текста; умение найти слова, с помощью которых предложения связаны в тексте, например: местоимения, союзы, текстовые синонимы; умение использовать эти слова в своих высказываниях;

—изобразительные средства в тексте; умение выделять в тексте сравнения, метафоры, красочные определения, олицетворения; умение пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях;

—виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление);

—понятие об изложении; умение письменно воспроизводить чужой текст повествовательного характера (с элементами описания и рассуждения) по готовому, коллективно или самостоятельно составленному плану;

—понятие о сочинении (устном и письменном); умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие ученикам по их жизненному опыту; умение записывать свой текст после предварительной коллективной подготовки21.

В процессе работы с текстом учитываются его содержание, структура, изобразительные средства. В раздел «Связная речь» включена тема «Речевая этика»: правила речевого поведения человека в определенных ситуациях и вежливого общения с собеседником. Перед учителем ставится задача воспитать у школьников внимательное отношение к тем, с кем они общаются, познакомить их с устойчивыми выражениями, которые употребляются при общении, научить пользоваться ими. Иначе говоря, ставится задача заложить основы культурного общения, формировать коммуникативные умения, а главное — доброжелательное отношение как к взрослым, так и к своим сверстникам.22

Обучение русскому языку в первом классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на усвоении связи между ними.  

Вводятся такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией.

На изучение темы: «Текст. Текст и предложение. Знаки препинания в конце предложения» в 1 классе отводится всего 3 часа.23

Причём распределение часов проводится следующим образом:

    1. Текст — единица речи (1 ч)

Содержание: Связность текста

Задания: Наблюдают за связью предложений в тексте.

Озаглавливают текст. Анализируют деформированный текст

    1. Предложение и текст как единицы речи. Повторение (1 ч)

Содержание: Признаки предложения и текста.

Задания: Составляют предложения из слов и текст из предложений. Наблюдают за текстовыми синонимами.

    1. Повторение сведений о тексте (1 час)

Как видим, программой для 1 класса предусматривается следующее содержание и виды работ с текстом:                                                      

    • Речь и ее значение в жизни человека.
    • Знакомство с текстом и его значение.
    • Наблюдения за особенностями устной речи.
    • Сопоставление текста и отдельных предложений.
    • Озаглавливание небольшого текста.
    • Составление предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.) по картине, устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителя), по пословице и др.24

Во втором классе на изучение раздела: «Текст. Связная речь» по программе отводится 16 часов. Рассматриваются следующие темы:

              1. Речь (4 ч)

Содержание: Речь устная и письменная. Тема текста, последовательность предложений в тексте. Знаки в конце предложения.

Задания: Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. Анализируют деформированный текст. Списывают предложения и тексты, правильно оформляя предложения на письме.

Пишут зрительно-слуховые диктанты; сравнивают произношение и написание слов из словаря (воробей, лисица, вдруг)

              1. Предложение и текст (7 ч)

Содержание: Коммуникативная функция предложения. Главные члены предложения (грамматическая основа): подлежащее и сказуемое. Правописание заглавной буквы в начале предложения, знаки препинания в конце предложения.

Задания: Сопоставляют слова и предложения. Анализируют деформированное предложение. Устанавливают связи слов в предложении. Составляют (в том числе и по картинке) предложения, правильно оформляют предложения на письме. Находят и подчеркивают в предложении главные члены. Классифицируют предложения по цели высказывания. Находят в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Сопоставляют распространенные и нераспространенные предложения. Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам.

              1. Предложение и текст (продолжение, 5 ч)

Содержание: Текст, признаки текста, смысловое единство предложений тексте, заглавие текста. План текста, типы текстов: описание, повествование,

рассуждение. Изложение зрительно воспринятого текста.

Задания: Сравнивают текст и набор предложений. Анализируют текст: определяют границы предложения, выбирают знак для конца предложения. Воспроизводят текст. Распознают типы текстов (в зависимости от цели высказывания). Соотносят текст и заголовок. Выбирают наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Анализируют и корректируют тексты, находят в тексте смысловые ошибки.

Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам.

В 3 классе знания о тексте расширяются и систематизируются:

    1. Текст (3 ч)

Содержание: Текст, признаки текста: тема, основная мысль, связность, заголовок.

Задания: Определяют тему текста, анализируют текст (определяют основную мысль, озаглавливают текст). Списывают тексты из учебника.25

    1. Предложение и текст (7 ч)

Задания: Определяют тему текста. Объясняют заголовок. Различают тексты разных типов (описание, повествование, рассуждение). Анализируют и сопоставляют содержание текстов. Воспроизводят текст. Составляют текст по картинке и по опорным словам. Озаглавливают собственный текст.

    1. При изучении различных частей слова:

 анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Анализируют повествовательный текст: выделяют в нем структурные части, делят текст на части, передают содержание текста по плану и по заголовку. Анализируют и корректируют созданный текст. Оценивают текст, находят в нем ошибки. Создают продолжение исходного текста.26

В 4 классе на протяжении всего учебного года ведется работа над текстом:

  1. Повторение в начале учебного года (3 ч)

Задания: Определяют тему текста. Объясняют заголовок. Различают тексты разных типов (описание, повествование, рассуждение). Анализируют и сопоставляют содержание текстов. Воспроизводят текст. Составляют текст по картинке и по опорным словам. Озаглавливают собственный текст. Анализируют и корректируют созданный текст, оценивают его, находят в нем ошибки.27

  1. Текст (4 ч)

Содержание: Текст: основная мысль и тема текста, заголовок текста, структурные части текста, план текста.

Задания: Определяют тему и основную мысль текста. Передают содержание текста, опираясь на его тему и основную мысль. Озаглавливают текст, опираясь на тему и основную мысль. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте, объясняют написание слов. Составляют тексты, исходя из темы и опираясь на основную мысль. Составляют план текста, опираясь на тему и основную мысль текста. Пишут зрительно - слуховые диктанты.28

  1. При изучении частей речи дети:

Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Анализируют текст, находят в тексте предложения с однородными членами, соотносят предложение со схемой предложения. Определяют в тексте наличие орфограмм на безударные гласные в разных частях слова (в корне, суффиксе, приставке, окончании). Распознают приставки и предлоги, анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм. Контролируют правильность  записи текста. Находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста29

Для выполнения программного материала по русскому языку в начальной школе, работающей по УМК «РИТМ», предлагается следующий  учебно-методический комплекс:

1 КЛАСС

    • Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник.
    • Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П. Русский язык. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи.
    • Рамзаева Т. Г. Русский язык. Методическое пособие.

2 КЛАСС

    • Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник. В 2 частях.
    • Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П. Русский язык. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи.
    • Рамзаева Т. Г., Щёголева Г. С. Русский язык. Методическое пособие.

3 КЛАСС

    • Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник. В 2 частях.
    • Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П. Русский язык. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи. В 2 частях.
    • Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. Методическое пособие.

4 КЛАСС

    • Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник. В 2 частях.
    • Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П. Русский язык. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи. В 2 частях.
    • Рамзаева Т. Г. Русский язык. Методическое пособие.
    • Рамзаева Т. Г. Русский язык. 1—4 классы. Справочник.30

В учебнике «Русский язык» для 1 класса Т.Г. Рамзаева выделяет тему «Слово. Предложение. Текст», где она предлагает пропедевтическую работу. Учащиеся на эмпирическом уровне усваивают, что такое текст (то есть рассказ). Им даются определённые пропедевтические знания, чтобы дети могли отличить текст от двух предложений, не связанных между собой по смыслу. Хотя текст- это понятие, а у понятия есть признаки, но признаки текста не рассматриваются. После нескольких выполненных заданий учащимся сначала даётся такое понимание текста: текст состоит из предложений. Предложение состоит из слов. И только в самом конце темы приходят к выводу, что такое текст: текст- два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. Таким образом, учащиеся на эмпирическом уровне работают с текстом31.

Во 2-ом классе сначала происходит знакомство с предложением как коммуникативной единицей, с построением и использованием предложений разных видов органично переходит в обучение созданию текста. Учащиеся выводят определение понятия текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу ( по какому смыслу совершенно не понятно, определения этому Рамзаева не даёт). Уже во втором классе практически в процессе составления текста на определённую тему учащиеся знакомятся с его особенностями. Объём знаний о тексте элементарный, но достаточный для распознавания текста среди других речевых единиц, для использования в речевой практике разных видов текстов: текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, для осознанного структурирования текста в зависимости от его вида.

Определение понятия текст не расширяется и не уточняется. Признаки текста также не вводятся. Зато вводятся типы текста (типы речи). Определения этих типов речи не вводятся, учащиеся должны их определять по вопросам: текст-сообщение – что произошло?; текст-описание – какой? какая?; текст-рассуждение – почему? После изучения темы «Предложение и текст», учащиеся должны уметь:1) отличить текст от набора отдельных предложений; 2) разделить чёткий по структуре текст-повествование в 30-40 слов на части; 3) озаглавить текст, опираясь на то, о чём в нём говорится.32

У Т.Г.Рамзаевой в третьем классе учащиеся, специально изучая тему «Текст», сориентированную на выяснение (на начальном уровне) существенных признаков текста как единицы речи, что такое тема текста. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Также повторяют типы речи. Но непонятно, почему учащиеся повторяют их после разных тем. Так, например, текст-повествование после темы « Разделительный твёрдый знак»; текст-описание после темы «Имена прилагательные»; текст-рассуждение после темы «Глагол». В сравнении во вторым классом, в третьем классе даются определения типов текста.33

Информация о работе Формирование предметной компетенции при освоении возможности текстов разной стилистической принадлежности в становлении языковой кар