Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 09:23, курсовая работа
Цель исследования - определить содержание и организацию работы по формированию разностилевых текстовых умений у младших школьников.
Объект исследования - развитие речи учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования - система формирования разностилевых текстовых умений у младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолингвистические и методические основы изучения текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника …………..….…………………………..6
1.1. Лингвистика текста как область языкознания …………………….……….6
1.2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи....8
Выводы…………………………………………………………………………..14
Глава 2. Методика изучения возможности использования текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника………………………………………………..……15
2.1. Изучение программы и учебников по русскому языку в аспекте представленности текстов разных стилей начальной школы ………………15
2.2. Направление методики по освоению текста и его разной стилистической принадлежности при обучении младших школьников…..……………………33
2.3. Система работы по формированию предметной компетенции при освоении текстов разной стилистической принадлежности в становлении языковой картины мира младшего школьника………………………………37
Выводы………………………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы……………
I. Оргмомент.
II. Вступительная беседа.
Что значит подробно пересказать текст?
В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?
III Чтение текста.
IV Анализ текста.
· О чем говорится в тексте (его тема)?
· Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
· Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
· От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование?
· Опишите внешний вид пингвиненка.
· Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
· Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
· Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
· При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
· Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)
· Подберите синонимы к слову пингвиненок.
· Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка?
V Работа над планом.
VI Повторное чтение текста.
VII Написание изложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Тема: Сочинение по картине.
Цель урока: написать сочинение на основе произведений живописи.
Задачи: . формировать умения выражать чувства при составлении текста на основе картины “Три богатыря“; совершенствовать навыки письменной речи; обогащение словарного запаса.
. развивать у детей любовь к искусству; развивать творческие способности и воображение; развивать речь учащихся.
. воспитывать интерес к живописи; воспитывать чувства патриотизма.
Ход урока:
I Оргмомент.
II Подготовка к восприятию речи.
В. М. Васнецов - художник XIX века, прославивший русскую школу живописи. Картину “Три богатыря“ Васнецов писал 20 лет. Прежде чем начать, художник перечитал много сказок, слушал рассказы предков, фольклор. Своей работой художник хотел вызвать у народа чувство патриотизма, защиты дома, Родины. Картина “Три богатыря” находится в Третьяковской галерее в Москве.
III Анализ первичного восприятия.
А) Беседа
· понравилась ли вам эта картина?
· какие чувства при просмотре картины посетили вас?
· что именно понравилось?
· что изображено на картине?
· а кто такие богатыри?
Б) Словарная работа
IV Этап языковой подготовки.
Давайте вспомним, какие словосочетания МЫ использовали с вами во время анализа картины.
В) характеристика героев:
Ребята, посмотрите внимательно на каждого из богатырей по отдельности и постараемся описать их. Начнём с самого центрального героя - Это... (Илья Муромец).
Он находится в центре - значит он…
Посмотрите на его лицо, что вы можете сказать?
Глядя на Илью Муромца, можно сказать, что он мудрый или нет?
Молодцы, увидели его пристальный взгляд со скромным оттенком. А сейчас прочитайте из былины четверостишие об Илье Муромце и выпишите яркие описания его внешности.
А теперь давайте охарактеризуем образ Алёши Поповича.
Он весел и лукав, способен развеселить песней и тут же выпустить свои стрелы - это говорит об изменчивости его характера, вспыльчивости. Взгляд устремлён вдаль, но он с какой-то усмешкой и безбоязливостью.
Что вы можете сказать о Добрыне Никитиче?
Действительно, он не такой как все, т. к. принадлежит к очень богатому роду. Поэтому у Добрыни белый конь в дорогих доспехах и красный шлем на голове. Видно, что он нетерпелив и готов ринуться в бой сию же минуту.
Мы рассказали о каждом богатыре по отдельности, а теперь скажите, что их объединяет?
Что можно сказать об их взорах?
А как вы думаете, почему Васнецов изобразил тёмный фон картины, а не яркий, радостный?
Г) Составление плана.
V. Написание сочинения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Тема: Сочинение «Весна идет».
Цель урока: используя знания о тексте художественного стиля, написать сочинение
Задачи урока:
· Обобщить знания обучающихся о приметах и красках весны.
· Совершенствовать умение строить текст, развивать наблюдательность и творческое мышление, обогатить словарный запас обучающихся, развивать устную и письменную речь.
· Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.
Ход урока
I. Оргмомент (на фоне мелодии "Одинокий пастух" проговаривается текст).
У: В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце у себя. Закройте глаза.
Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствует, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце! Оно несет тепло всем, всем! (во время релаксации к доске крепится солнце).
У: Открываем глаза. Вы чувствуете, как теплее и светлее стало в классе? Что нового появилось? (солнце)
Если все вокруг проснулось,
И друг другу улыбнулось,
Ручейки звенят вокруг:
"Пробудись скорее, друг!"
Светит солнышко в глаза,
Значит, к нам пришла… (весна)
У: Весна - прекрасное время года. Новые звуки, краски, запахи дарит нам она. Приход весны вдохновлял художников, поэтов, композиторов. Сколько замечательных произведений посвятили они этому удивительному времени года!
II. Постановка цели урока.
У: Сегодня на уроке мы создадим свое уникальное произведение - рукописную книгу. А кто мне подскажет, что такое - рукописная книга?
У: Книга будет состоять из ваших рукописей - сочинений. Как вы думаете, о чем мы будем писать?
У: (Демонстрация обложки). Книгу мы так и назовем "Весна идет", и тема сочинения - "Весна идет". (Запись темы на доске и на листках)
У: А как мы замечаем приход весны? Давайте послушаем весенние звуки, они подскажут, что же изменилось в природе (прослушивание звуков весеннего леса).
III. Подготовительный этап.
У: Мы создали весеннюю полянку. Теперь нам нужно ее описать. Какой тип текста мы будем использовать?
У: А какая часть речи делает текст более ярким, выразительным?
У: Вспомните, из каких частей обычно состоит текст?
IV. Составление плана
V. Написание сочинения
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Тема: Изложение с языковым анализом по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег».
Задачи:
· закрепить понятие “изложение с языковым анализом”;
· показать систему языковых средств, использованных в тексте;
· обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка;
· содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;
· помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста;
· развивать творческие возможности учащихся;
· научить понимать и ценить красоту русского языка.
На доске записан план текста.
I. Оргмомент.
II. Вступительная беседа.
III. Чтение текста учителем.
Первый снег.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.
Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:
Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
IV. Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ?
Определите тип речи и стиль этого текста.
Назовите тему текста, о чем он?
V. Составление плана.
VI. Языковой анализ текста.
− Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование.
− В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге.
− Какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении? Что достигается употреблением этих слов в переносном значении?
− Что нарушает эту тишину?
− Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.
− А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”?
− Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”.
− Объясните постановку запятых в первом абзаце.
− Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”?
− Как автор избегает повторения слова “окно”?
− Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на тишину?
− Почему вокруг луны переливался желтоватый круг?
− Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая.
− “Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово?
− В третьем предложении второго абзаца между двумя простыми предложениями стоит тире. Этот знак как бы указывает на две противоположные стороны от окна: одна сторона- это комната, где стоит автор; другая, противоположная, - это снежный сад. Два контраста: дом и улица, тепло и холод. И везде тишина.
− Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль.
− И опять встречается слово “необыкновенно”, в первом абзаце уже встречалось подобное выражение “необыкновенная тишина”. Автор говорит нам: “Это необычное явление, оно редкое, не пропустите его”. А теперь послушайте: “...за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа”. Что значит “заворожила”? Подберите синонимы.
− Как точно употребил автор слово “заворожила”, оно вбирает в себя значения всех перечисленных вами синонимов. В предложении “...за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа” имеется повтор слов, который передает удивление, недоумение автора: “Как за два часа земля могла так измениться?”
− Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему?
− И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, как много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов?
− Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать?
− Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой?
VII. Написание изложения.
1
Жинкин Н.И. Психологические основы
мышления и речи // Русск. яз. в школе. - 1985.
- №1.
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М.,1966.
2 Лингвистический энциклопедический словарь. Издательство АСТ,1990: 267.
3 Х. Бусман. Лингвистика текста. - 1978. - С. 76.
4 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.,1981. - С. 27-37.
5 Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенностей его восприятия. - Киев,1979- с.48-56
6 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.,1981. - С. 43
7 Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 1997. С. 29-31
8 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.,1981. - С. 18.
9 См.: Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. - 1985. - №1. - С. 10-14.
10 Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.,1984. - С. 35.
11 Шендельс Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. - 1985. - №4. - С. 16 - 21.
12 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.,1979. - С. 261.