Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 09:23, курсовая работа
Цель исследования - определить содержание и организацию работы по формированию разностилевых текстовых умений у младших школьников.
Объект исследования - развитие речи учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования - система формирования разностилевых текстовых умений у младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолингвистические и методические основы изучения текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника …………..….…………………………..6
1.1. Лингвистика текста как область языкознания …………………….……….6
1.2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи....8
Выводы…………………………………………………………………………..14
Глава 2. Методика изучения возможности использования текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника………………………………………………..……15
2.1. Изучение программы и учебников по русскому языку в аспекте представленности текстов разных стилей начальной школы ………………15
2.2. Направление методики по освоению текста и его разной стилистической принадлежности при обучении младших школьников…..……………………33
2.3. Система работы по формированию предметной компетенции при освоении текстов разной стилистической принадлежности в становлении языковой картины мира младшего школьника………………………………37
Выводы………………………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы……………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе
Формирование предметной компетенции
при освоении возможности текстов
разной стилистической принадлежности в становлении
языковой картины мира младшего школьника
Курсовая работа
Прошла защиту
Оценка _____________________ Логачева Тамара Адамовна
Дата________________________
Преподаватели
______________________________
______________________________
Волгоград
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолингвистические и методические основы изучения текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника …………..….…………………………..6
1.1. Лингвистика текста как область языкознания …………………….……….6
1.2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи....8
Выводы………………………………………………………………
Глава 2. Методика изучения возможности
использования текстов разной стилистической
принадлежности в аспекте формирования
языковой картины мира младшего школьника………………………………………………..…
2.1. Изучение программы и учебников по русскому языку в аспекте представленности текстов разных стилей начальной школы ………………15
2.2. Направление методики по освоению текста и его разной стилистической принадлежности при обучении младших школьников…..……………………33
2.3. Система работы по формированию предметной компетенции при освоении текстов разной стилистической принадлежности в становлении языковой картины мира младшего школьника………………………………37
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема развития речи школьников всегда трактовалась в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Об этом свидетельствуют труды известных лингвистов и методистов прошлого (К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Ф.И. Буслаев и др.) и настоящего (Н.А. Ипполитова, Г.А. Золотова и др.).
Актуальность. Сегодня методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень – с сугубо практического на научный. Одним из важнейших источников, питающих этот процесс, служит лингвистика. В последние десятилетия в ней стали развиваться такие направления, как функциональная стилистика, культура речи, теория текста. Развитие всех этих наук, накопление в них конкретных знаний о речи послужило мощным импульсом для обновления соответствующей области методики обучения русскому языку и позволило методистам приступить к обновлению давно не удовлетворяющей всех системы обучения речи в школе.
Важным для многих вопросов методики обучения русскому языку являются исследования Н.И. Жинкина. Так, с опорой на проведенное им изучение процесса создания письменного и устного высказывания1 в 60-е годы методистом Т.А. Ладыженской были сформулированы умения связной речи: понимать и раскрывать тему высказывания, осознавать основную мысль и др. Сегодня эти умения хорошо знакомы каждому словеснику и должны быть известны учителю начальных классов.
Особенностью современного этапа методики развития речи учащихся является непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной единице.
В каждом разделе курса русского языка ученик подводится к тексту, так как все анализируемые явления интересны и значимы не только сами по себе, но и в качестве компонентов любого текста, который создается, или воспринимается в ходе коммуникации. Следовательно, познание языковых явлений на уроках русского языка не может стать самоцелью. Оно должно вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, правильному, умелому использованию различных средств языка при решении соответствующих коммуникативных задач.
Цель исследования - определить содержание и организацию работы по формированию разностилевых текстовых умений у младших школьников.
Объект исследования - развитие речи учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования - система формирования разностилевых текстовых умений у младших школьников.
Гипотеза проведённого нами исследования формулируется следующим образом: если в процессе освоения младшими школьниками текстов разной стилистической принадлежности использовать специально составленную систему упражнений, направленных на формирование у детей младшего школьного возраста умений и навыков в работе над текстами разной стилистической принадлежности;
то в результате процесс освоения ими текстов разной стилистической принадлежности будет протекать более эффективно.
В процессе достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
Методы исследования:
База исследования: МОУ СОШ № 56 г. Волгограда, учащиеся 3 «А» класса.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Психолингвистические и методические основы изучения текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника
1.1. Лингвистика текста как область языкознания
Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 60 - 70-х годов XX века.
Долгое время самой крупной единицей языка, которая привлекала внимание лингвистов, было предложение. Следствием этого можно считать тот факт, что еще и сегодня вузовский курс русского языка на факультетах учителей начальных классов, как правило, заканчивается синтаксисом предложения. Но общение чаще всего осуществляется более крупными единицами - текстами. Осознание этого факта и стремление ученых сделать представление о языке и речи более полным и совершенным привело к появлению новой области языкознания - лингвистике текста.
В современной лингвистической литературе можно встретить различные определения лингвистики текста. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» лингвистика текста трактуется как «направление лингвистических исследований, объектом которых являются правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам». 2
В зарубежной научной литературе лингвистика текста трактуется как «языковедческая дисциплина, занимающаяся анализом языковых закономерностей, которые выходят за рамки одного предложения. Она имеет своей целью определить конститутивные признаки текста как единицы языка и тем самым заложить основы теории текста»3.
В тексте все средства языка становятся коммуникативно-значимыми, объединенными в определенную систему, в которой каждое из них наиболее полно проявляет свои существенные признаки и, кроме того, обнаруживает новые, текстообразующие функции. Отсюда следует вывод: единицы языка, объединяясь в предложения и группы предложений, образуют компоненты текста, его структурные элементы.
Объектом изучения в школе могут стать, прежде всего, типизированные высказывания, извлеченные из ситуации реального речевого общения, но соотнесенные с ней условно.
В литературе выделены и описаны следующие текстовые категории: информативность, завершенность, цельность, связность, ретроспекция, проспекция, пресуппозиция, последовательность.
Остановимся только на тех, без понимания сущностных характеристик которых будет затруднена организация работы над текстами в начальной школе.
Категория информативности присуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий. Она выражается в типах речи повествования, рассуждения, описания (эти типы речи мы рассмотрим чуть позже). Содержанием любого законченного текста является информация, т.е. «соотношение смыслов и сообщений, дающие новый аспект явлений, факта, события. Это соотношение подвержено изменению по мере продвижения текста». 4
Текст передает определенную последовательность фактов, которые развертываются во времени и пространстве по особым правилам в зависимости от содержания и типов текста.
В современной отечественной лингвистике текста внимание, прежде всего, акцентируется на двух главных свойствах, составляющих сущность текста, - на цельности и связности. Очевидно, что связность и цельность (целостность) - понятия неравнозначные. «Связность обычно является условием цельности, но цельность не может полностью определиться через связность. С другой стороны, связный текст не всегда обладает характеристикой целостности». 5
К категориям связности и цельности текста прилегают категории интеграции и завершенности. Категория интеграции объединяет части текста в целях достижения его целостности. Интеграция объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно - следственные связи между его частями, отбирая те из них, которые наиболее существенны для передачи концептуальной позиции автора текста.
Результат интегрирования реализуется в категории завершенности, которая непосредственно соотносится с названием текста. Ведущее свойство названия – «ограничивать текст и наделять его завершенностью».
В заголовке находит выражение тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой говорящего (пишущего) - с задачей и основной мыслью высказывания.
И, наконец, всякий текст, создаваемый в процессе коммуникации, должен быть литературно обработан: ему нужно придать соответствующее жанровое оформление, в зависимости от характера той информации, которая лежит в основе его содержания (повествование, описание, рассуждение), и соответствующую стилистическую окраску - в зависимости от целей и условий общения.
Рассмотрим несколько типов речи, особенно актуальных для речевой практики младших школьников.
Повествование - изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обуславливающих друг друга. Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, т.е. передается само событие, действие.
К описаниям учащиеся начальных классов менее восприимчивы и, как правило, не тяготеют к созданию данного типа высказывания.
Современная программа для начальных классов предусматривает обучение младших школьников созданию высказываний такого типа как описание предмета. Описание предмета (под предметом понимается не только вещь, но и всякий материальный объект, в том числе и растение, животное, человек) создается для того, чтобы охарактеризовать этот объект, т.е. сообщить о присущих ему признаках. Во фрагментах с типовыми значениями «предмет и его признак» именно сведения о признаках являются главными, т.е. составляют ту информацию, ради которой строится фрагмент. Указание на признаки - это «новое» (рема) предложение; в «данном» (теме) же называется сам предмет или его части, отдельные детали.6
Рассуждение имеет своей целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие.
Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».