Формирование предметной компетенции при освоении возможности текстов разной стилистической принадлежности в становлении языковой кар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить содержание и организацию работы по формированию разностилевых текстовых умений у младших школьников.
Объект исследования - развитие речи учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования - система формирования разностилевых текстовых умений у младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолингвистические и методические основы изучения текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника …………..….…………………………..6
1.1. Лингвистика текста как область языкознания …………………….……….6
1.2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи....8
Выводы…………………………………………………………………………..14
Глава 2. Методика изучения возможности использования текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника………………………………………………..……15
2.1. Изучение программы и учебников по русскому языку в аспекте представленности текстов разных стилей начальной школы ………………15
2.2. Направление методики по освоению текста и его разной стилистической принадлежности при обучении младших школьников…..……………………33
2.3. Система работы по формированию предметной компетенции при освоении текстов разной стилистической принадлежности в становлении языковой картины мира младшего школьника………………………………37
Выводы………………………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая Логачева Т.А. 03.07.13.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, правильно организованный текст представляет собой смысловое и структурное единство, части которого взаимосвязаны как семантически, так и синтаксически. Изучение структуры текстов открывает неограниченные возможности для совершенствования речи учащихся и развивает способность стилистического анализа художественных произведений.

 

Выводы:

Вершиной обучения письменной связной речи по праву считается сформированность у детей умения составить текст, то есть готовность к выражению содержания, соответствующего данной теме и подчинённого основной мысли, при помощи предложений, расположенных в определённой последовательности.

Из сделанного нами анализа содержания  темы «Текст» по учебникам Т.Г. Рамзаевой можно сделать следующие выводы: у Т.Г. Рамзаевой объём знаний о тексте элементарный, но достаточный для распознавания текста среди других речевых единиц, для использования в речевой практике разных видов текстов, для осознанного структурирования текста в зависимости от его вида. Уповая на усвоение детьми закономерностей создания текста «на неосознанном уровне», традиционная методика не принимает во внимание положение о том, что овладение языком – это прежде всего процесс познания, стремление найти какие-то закономерности, правила, которые помогли бы строить свои сочинения, свои тексты.

Также мы рассмотрели журналы «Начальная школа», в которых всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работ по развитию речи учащихся. В начальной школе одними из трудных являются уроки по работе над понятием текст, признаки текста, типы текста(типы речи). В своих статьях учителя предлагают разнообразные виды письменных работ (Л.Ф. Король), серию упражнений, предназначенных для обучения младших школьников умению «составлять текст» (Л.Д. Санина), предлагают вводить тексты-модели, как образцы текстов для учащихся (В.В. Дёмичева).

В начальных классах велик интерес ребёнка к живому слову, он чувствует язык, задаёт много вопросов, пытается устанавливать связь между окружающими его явлениями. Общеизвестно, какое важное значение имеет связная речь вообще и связная письменная речь, в частности. Поэтому не случайно в учебники русского языка введено такое понятие, как «текст».

 

Заключение:

В последнее  время большое развитие получает коммуникативное направление в обучении русскому языку, то есть на первое место ставится обучение языку как средству общения. Поэтому не случайно в учебники русского языка введено такое понятие как «текст». Работа над связной речью вообще и над понятием «текст», в частности, занимаются М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, Н.С. Валгина и др.

Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине XX века на пересечении ряда наук. Текст изучается такой языковедческой наукой, как лингвистика текста – дисциплина, которая ставит своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся текста в целом. При этом текст понимается как языковая дисциплина.

Наиболее полным считается определение «текста» И.Р. Гальперина: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющие определённую целенаправленность и прагматическую установку».

Так как цель нашего курсового исследования – проанализировать содержание темы «Текст» по учебникам Т.Г. Рамзаевой, то на основе нашего анализа можно сделать следующие выводы.

У Т.Г. Рамзаевой объём знаний о тексте элементарный, но достаточный для распознавания текста среди других речевых единиц, для использования в речевой практике разных видов текстов, для осознанного структурирования текста в зависимости от его вида.

Также, мы рассмотрели журналы «Начальная школа», в которых всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работ по тексту, по признакам текста, типам текста.

Таким образом, цель нашей работы достигнута; задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений средствами субъективизации в III-IV классах // Начальная школа. – 2006. - №4.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
  3. Бусман Х. Лингвистика текста. - 1978. - С. 76.
  4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.– М.: Наука, 1981.
  5. Дёмичева В.В. Текст–модель и работа с ним на уроках русского языка // Начальная школа.–1994.–№11.
  6. Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // Русск. яз. в школе. - 1985. - №1.
  7. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1966.
  8. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. - М., 1981.
  9. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). - М., 1989.
  10. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.
  11. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. - 1985. - №1.
  12. Король Л.Ф. Комплексные методы развития связной речи младших школьников // Начальная школа. –2002.–№9.
  13. Леонтьев А.А. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенностей его восприятия. - Киев, 1979.
  14. Лингвистический энциклопедический словарь. Издательство АСТ, 1990.
  15. Москальская О.И. Грамматика текста. - М., 1981.
  16. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Сост.В.И. Капинос, Т.А. Костяева. - М., 1986.
  17. Рамзаева Т. Г.Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 1—4 классы.- 2012. - С. 93
  18. Рамзаева Т.Г. Методика обучения рускому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов. –М.: Просвещение, 1979.
  19. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.
  20. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.
  21. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.
  22. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.
  23. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред.Ф.П. Филин. - М., 1979.
  24. Санина Л.Д. Работа над связностью текста // НШ.–1986.–№10.
  25. Система обучения сочинениям / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1973.
  26. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 1997.
  27. Шендельс Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. - 1985. - №4.
  28. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. - М., 1974. – С. 46– 59 .
  29. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений. - М., 1972. – 97с.    

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

    1. Примерные упражнения на формирование текстовых умений
  1. Прочитай текст.

Особенно красива … весной. В это время года у неё праздничный наряд. Как горят на солнышке щитки и чешуйки! Настоящая малахитовая шкатулка!

Ты догадался по описанию, кто это?

Спиши текст, вставив пропущенное слово. Подбери заголовок к тексту- описанию. Подчеркни слова, отвечающие на вопросы: какой? какая?

 

  1. Прочитай текст.

Русская матрёшка

Матрёшка – это д…ревянная кукла. Русские м…стера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное л…цо, синие гл…за, алые губки, с…болиные брови. Нарядная шаль и яркое платье доп…лняют кр…с…ту игрушки. Русская матрёшка – лучш…й п…дарок.

Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Устно докажи.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

 

  1. Прочитай текст.

Трусливый зайчишка.

Этот … зверёк живёт в лесу. У него … уши, … хвост. Передние лапы …, а задние – … . Шубка у зверька летом …, а зимой – … . Морковка и капуста – любимые лакомства животного. А зимой и … кора хороша. … всего боится!

Спиши текст. Вставь вместо точек подходящие по смыслу слова так, чтобы получился связный текст про зайчика. Слова должны отвечать на вопросы какой? какая? какие?

Подумай, какого типа текст получился?

  1. Прочитай заголовки к текстам. Определи по заголовкам, какие из них предлагаются для создания письменных текстов-описаний.

1. Как я встречал весну.

2. Весенние ручьи.

3. Наша классная комната.

4. Почему нельзя шуметь в лесу?

5. Моя любимая игрушка.

Выбери понравившийся заголовок и подумай, о чём бы ты написал в тексте на эту тему.

  1. Озаглавьте текст. Спишите. Придумайте и запишите окончание рассказа.

За .кном тр.щал м.роз. Витя делал уроки. Он услышал стук в ст.кло. Стуч.ла синичка. Гл.за – бусинки см.трели на мальчика. Птичка словно пр.сила о помощи.

  1. Выполни задания к тексту.

Ребята решили взять с дачи Дружка. Посадили его в чемодан, сели в вагон. Чемодан положили под лавку.

Рядом сел мужчина. Свой чемодан он поставил под лавку. На одной из остановок мужчина взял чемодан и вышел.

Когда мальчики приехали домой, оказалось, что у них чужой чемодан. Пропал Дружок! Ребята были очень огорчены. Они написали объявление. Дружок не находился.

Друзья узнали адрес владельца чемодана. Когда они принесли чемодан мужчине, Дружок выбежал из комнаты и стал лизать мальчикам руки, лицо. Радостная была встреча!

  1. Выписать имена существительные с приставкой –по.
  2. Выписать три слова по схеме      .
  3. Выписать предложения с восклицательной интонацией. Разобрать их по частям речи и по членам предложения.
  4. Выписать три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, записать проверочные слова.
  5. Выписать слова с Ь в два столбика.
  6. Записать план данного рассказа.

 

  1. Практическая работа с текстом.

                                     Гроза 

Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскаленной мгле. Сумерки настали быстро. Было совсем темно — ни одной звезды.

И вот в мертвой тишине глухо и важно зашумели ветлы, долетели испуганные крики грачей. Шум становился все крепче, торжественнее. Налетевший ветер засвистел, завыл в трубах и углах дома. Где-то бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины.

И вот бело-синим ослепительным светом раскрылась ночь. На мгновенье черными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья. И - снова тьма. И грохнуло, обрушилось все небо. Хлынул дождь - сильный, обильный, потоком.

                                                                                                         А.Н.Толстой        

 

Прочитай выразительно текст: выбери нужный тон, определи место коротких и длинных пауз, отметь слова, на которые падает логическое ударение.

Заполни схему:

I    микротема

Ключевые   слова

Тревожное томление в природе

Томление, зной, тишина, темнота


 

Составь вопросы к первому абзацу:

1.__________________________________________________________

2._________________________________________________________

Примерные вопросы

1.  Какой из данных признаков состояния природы наиболее точно предсказывает приближение грозы?

2.   Какие из описываемых признаков, предвещающих грозу, тебе были  известны?

II   микротема

Ключевые слова

Приближение грозы

Зашумели ветлы, ветер засвистел, завыл в трубах, бухнуло, зазвенели разбитые стекла, скрипели стволы


 

Составь вопросы к первому абзацу:

1.__________________________________________________________

2._________________________________________________________

Примерные вопросы

 

1.   Как показано в этой части  нарастание признаков грозы?

2.   Какие изменения произошли в  природе?

III   микротема

Ключевые слова

Торжество грозы

«светом раскрылась ночь», «и снова -тьма», грохнуло, хлынул, потоком


 

Составь вопросы к первому абзацу:

1._________________________________________________________

2._________________________________________________________

Примерные вопросы

 

1.  Как описано состояние разбушевавшейся природы?

2.   Какие  три состояния бушующей грозы  сменяют друг друга?

Поработав с такой схемой, дети задают друг другу вопросы, а затем можно приступить к комплексному анализу текста по вопросам учителя.

1.   Определите тему (приближение грозы) и главную мысль текста (передача  состояния разбушевавшейся природы).

2.   Назовите ключевые слова, отражающие  тему текста (выбирают в схеме).

3.   Определите стиль текста (художественный, так как этот текст представляет  собой художественное описание  природы).

4.   Докажите, что это текст (это текст, так как предложения объединены  общей темой).

5.   Какова роль глаголов в тексте? (Признаки показаны в изменении, использованы глаголы совершенного вида).

6.   Подчеркните антонимы, определите  их роль (помогают показать борьбу  сил в природе: свет-тьма и т.д.).

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

Конспекты уроков в 4 классе

Тема: Подробное изложение.

Цель урока:

1. Закрепить понятия подробное изложение текста.

2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа:

    • Образовать множественное число от существительного птенец.
    • Составить предложения с глаголами купаться - купаются; бросаться - бросаются.
    • Объяснить значение слова «вскарабкаться».

Информация о работе Формирование предметной компетенции при освоении возможности текстов разной стилистической принадлежности в становлении языковой кар