Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 09:23, курсовая работа
Цель исследования - определить содержание и организацию работы по формированию разностилевых текстовых умений у младших школьников.
Объект исследования - развитие речи учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования - система формирования разностилевых текстовых умений у младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолингвистические и методические основы изучения текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника …………..….…………………………..6
1.1. Лингвистика текста как область языкознания …………………….……….6
1.2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи....8
Выводы…………………………………………………………………………..14
Глава 2. Методика изучения возможности использования текстов разной стилистической принадлежности в аспекте формирования языковой картины мира младшего школьника………………………………………………..……15
2.1. Изучение программы и учебников по русскому языку в аспекте представленности текстов разных стилей начальной школы ………………15
2.2. Направление методики по освоению текста и его разной стилистической принадлежности при обучении младших школьников…..……………………33
2.3. Система работы по формированию предметной компетенции при освоении текстов разной стилистической принадлежности в становлении языковой картины мира младшего школьника………………………………37
Выводы………………………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы……………
По учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»
для 4-ого класса учащиеся повторяют, что
такое тема; узнают, что такое основная
мысль, что значит озаглавить текст, как
составить план текста. Закрепления полученных
знаний о типах речи, о теме, о главной
мысли в конце года не происходит.
Для работы с текстом по учебникам Т.Г. Рамзаевой предложены задания разной степени сложности, которые направлены на формирование разных речевых умений. Методическая работа с текстом заключается в разнообразных упражнениях для учащихся.34
Выполнение любого задания, предусмотренного упражнением, начинается с чтения текста и его краткого анализа как единицы речи. Основу репродуктивных речевых упражнений составляют действия, связанные с восприятием и воспроизведением готового текста или предложения без каких-либо существенных изменений. Важно, чтобы воспроизведение было адекватно авторскому. К репродуктивным относится письмо по памяти, диктант, письмо близко к тексту, изложение, списывание текстов. Речевыми эти упражнения являются при условии, если записи текста предшествует лексико-стилистический анализ. Конструктивные упражнения (точнее репродуктивно-конструктивные) включают в себя такие виды работ, как письменные ответы на вопросы на основе выборочного использования текста из учебника, восстановление деформированных текстов, выборочное списывание с определённым заданием по анализу содержания текста и его изобразительных средств.
В 1-ом классе учащимся предлагается составить по картинкам рассказ; предлагаются упражнения на восстановление в тексте слов одной и той же части речи с использованием справочного материала. Например, школьникам предлагается текст с пропущенными словами. Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу слова из справки.
Во 2-ом классе у Т.Г. Рамзаевой в небольшом количестве представлены задания, требующие ответа на вопрос. С помощью ответов на вопросы учащиеся должны научиться понимать главные особенности текстов-повествований, текстов-описаний, текстов-рассуждений. Например, детям предложен текст, который они должны прочитать. К тексту есть вопросы: о чём сообщается в тексте; это текст повествование или описание? Докажи.
В 3-ем классе к заданиям, требующим ответа на вопрос, добавляются задания творческого характера. Например, учащимся предлагается составить текст по заголовку, на определённую тему, составить рассказ по плану.
В 4-ом классе учащимся предложены задания, в которые входят анализ текста, ответы на вопросы к предложенному тексту, изложения по прочитанному тексту, не осложнённые творческими заданиями.
Вся работа над развитием связной речи школьника проводится в определённой системе. Формируемые речевые умения обусловливают этапы работы, текстовый материал, виды упражнений, характер заданий.
Класс |
№ упр. |
Страница учебника |
Формулировка упражнения |
Тип задания |
1 класс |
Упр. 7 |
Стр.7 |
Составь текст о котике по рисунку |
Устное составление текста с опорой на рисунок. |
Упр.10 |
Стр.8 |
Сколько предложений в тексте? Из чего состоит текст? |
Понятие о структурных элементах текста | |
Упр.16 |
Стр.12 |
Составь из слов два предложения и напиши текст. |
составление текста. | |
Упр.23 |
Стр.15 |
Спиши, вставляя слова. Докажи, что это текст, а не отдельные предложения. Составь еще одно предложение о журавлях. |
Обоснование статуса текста | |
Упр. 39 |
Стр.23 |
Раздели текст на предложения. Спиши, диктуя по слогам. Сколько предложений в тексте? |
Обоснование предложения как единицы текста | |
Упр.51 |
Стр.30 |
Прочитай текст, вставляя пропущенные слова. Спиши текст. |
Работа по восстановлению пропущенных текстом. | |
Упр.70 |
Стр.52 |
Составь из слов предложение. Запиши его. Составь еще одно предложение, чтобы получился текст. |
.Составление текста из предложенных предложений | |
2 класс |
Упр. 13 |
Стр.10 |
Прочитай текст. Сколько предложений в тексте? Какие знаки препинания стоят в конце предложения? О ком или о чем говорится в каждом предложении? |
Выделение основной мысли текста. |
Упр.22 |
Стр.14 |
В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу, и получился текст? Озаглавь текст. Проверь свою запись по учебнику. |
Озаглавливание текста, установление логической связи между предложениями. | |
Упр.30 |
Стр.18 |
Сколько предложений в тексте? Как его можно озаглавить? Напиши заголовок. Составь свой текст с этим же заголовком. |
Определение основной мысли текста, озаглавливание его, составление собственного текста. | |
Упр.131 |
Стр.72 |
Прочитай текст. Докажи, что это текст. О чем сообщается в тексте? |
Определение основной мысли текста. | |
Упр.150 |
Стр. 84 |
Прочитай предложения. В каком порядке нужно поставить предложения, чтобы получился текст. Напиши текст. |
Установление логической связи между предложениями в тексте | |
3 класс |
Упр. 22 |
Стр.12 |
Прочитай рассказ девочки. Какие знакомые тебе части есть в тексте? О чем этот текст? Озаглавь его по-другому. Напиши текст по плану. |
Определение частей в тексте. Выделение основной мысли текста. Озаглавливание текста. |
Упр.87 |
Стр.33 |
Составь из слов пять предложений. Напиши текст. |
Составление текста. | |
Упр. 96 |
Стр. 46 |
Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Составь текст по плану. |
Составление текста по плану с опорой на рисунок | |
Упр.127 |
Стр. 63 |
Прочитай текст. Подготовься к изложению. Напиши изложение текста. |
Написание изложения | |
Упр.164 |
Стр. 122 |
Напиши название своего города, села. Подготовься рассказать о нем. Напиши 4-5 предложений. |
Составление текста. | |
Упр. 202 |
Стр. 167 |
Прочитай текст. Определи главную мысль текста. |
Основная мысль текста. | |
Упр. 234 |
Стр. 178 |
Прочитай текст. О чем говорится в тексте? Какова его основная мысль? |
Основная мысль текста. | |
Упр. 289 |
Стр. 186 |
Рассмотри рисунок. Ответь на вопросы. Озаглавь и напиши текст. |
Ответы на вопросы по тексту, озаглавливание текста. | |
Упр.319 |
Стр. 193 |
Составь из слов каждой строчки предложения. Напиши, добавляя, где надо, предлоги. Продолжи текст. |
Составление из слов предложений. Включение их в текст. Продолжение текста. | |
Упр.412 |
Стр. 201 |
Прочитай текст. Напиши по памяти. Озаглавь его. |
Озаглавливание текста. | |
Упр. 428 |
Стр.12 (2 часть) |
Прочитай текст. Ответь на вопросы. Напиши изложение основной части текста. |
Основная мысль текста. | |
Упр. 468 |
Стр.47 |
Догадайся, о ком говорится в тексте? Озаглавь текст. Спиши. |
Озаглавливание текста. | |
Упр. 475 |
Стр.50 |
Прочитай текст. Сравни заголовки. Какой заголовок больше подходит к тексту? Напиши заголовок. Подготовься писать текст под диктовку. |
Озаглавливание текста. | |
Упр. 485 |
Стр.53 |
Прочитай текст. Спиши. Озаглавь текст. |
Озаглавливание текста. | |
Упр.486 |
Стр. 54 |
Прочитай текст. Озаглавь его. Что такое текст-описание? Спиши описание растения. |
Озаглавливание текста, определение понятия текста-описания. | |
Упр.488 |
Стр.55 |
Подготовься описать какое – либо животное. Определи, что будет самым главным в описании. |
Основная мысль текста-описания | |
Упр.489 |
Стр.55 |
Прочитай. Какой это текст – повествование или описание? Докажи. Спиши этот текст. |
Определение стиля текста. | |
Упр.542 |
Стр.77 |
Спиши текст. Проверь. Какой это текст-повествование или рассуждение? Докажи. |
Определение стиля текста. | |
Упр.544 |
Стр.77 |
Продолжи текст – рассуждение. |
Определение стиля текста. | |
Упр.555 |
Стр.82 |
Прочитай текст. Найди в тексте три части и озаглавь их. Какое предложение является в тексте заключением? Ответь на вопросы. Подготовься к изложению. Напиши изложение текста. |
Понимание структурных элементов текста, изложение текста. | |
Упр.566 |
Стр.89 |
Прочитай текст. Какова главная мысль текста? |
Основная мысль текста. | |
Упр.571 |
Стр.91 |
Прочитай приглашение на утренник. Спиши приглашение. Найди в нем три части: обращение, основную часть, подпись. Напиши свое приглашение, используя три части. |
Составление текста приглашения. | |
Упр.594 |
Стр. 101 |
Прочитай. Почему текст так озаглавлен? Раздели текст на части. |
Части текста. | |
Упр.614, 615 |
Стр. 110 |
Прочитай. Почему текст так озаглавлен? Какова основная мысль текста? Докажи. |
Основная мысль текста. | |
4 класс |
Упр.3 |
Стр.4 |
Прочитай. О чем говорится в тексте? Скажи, какой это текст по типу. Проверь свой ответ по справочнику. Спиши текст. Проверь. |
Повторение изученного. |
Упр.16 |
Стр.12 |
Прочитай. Озаглавь текст. |
Повторение изученного. Озаглавливание текста. | |
Упр.28 |
Стр.17 |
Чем сходны два текста? Чем различаются? Почему первый текст более точный? |
Признаки текста. | |
Упр.31 |
Стр.20 |
Прочитай. Докажи, что это текст, а не отдельные предложения. |
Признаки текста. | |
Упр.45 |
Стр.31 |
Прочитай. Какой это текст – повествование или описание? Докажи. Раздели текст на три части. |
Стили текста. | |
Упр. 64 |
Стр.43 |
Прочитай. Озаглавь текст. Подготовься к изложению. |
Изложение. | |
Упр.108 |
Стр.78 |
Прочитай. Сколько частей в тексте? Подготовься к изложению. |
Изложение. | |
Упр.167 |
Стр.152 |
Тема текста. Основная мысль. |
Основная мысль текста. | |
Упр. 190 |
Стр.174 |
Прочитай. Определи тему и основную мысль текста. Озаглавь. Составь план текста. |
Основная мысль текста. | |
Упр.256 |
Стр.208 |
Прочитай. Почему так озаглавлен текст, объясни. Раздели текст на части, составь план. Какова основная мысль текста? |
План текста. |
Следует отметить, что все учебники Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» включают в себя тексты, написанные в следующих функциональных стилях: художественном, научном, публицистическом и разговорном. Отсутствует в текстах и упражнениях учебников официально-деловой стиль.
В качестве дидактического материала в учебниках для начальной школы широко представлен художественный стиль. Здесь следует заметить, что основу учебного материала по русскому языку составляют высокохудожественные тексты: например, Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 3 класс.
Упр. 135. Прочитайте текст.
Дятел
На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!
Вопросы и задания:
– Подумайте, к какому типу речи относится этот текст, и кто является объектом описания? (Это текст-описание, объект описания – дятел.)
– Докажите, что это текст-описание. (В этом тексте говорится о постоянных признаках дятла, которые можно увидеть одновременно. Всё, о чём говорится в тексте-описании «Дятел», можно зафиксировать одним снимком. К такому тексту можно поставить вопрос: какой дятел?)
– Ребята, обратите внимание, как красиво описан в тексте дятел. По описанию мы можем представить, как выглядит дятел. В тексте-описании много слов, отвечающих на вопросы КАКОЙ ? КАКАЯ ? КАКОЕ ? КАКИЕ ?
– Вы помните, как в русском языке называются такие слова? (Имена прилагательные.)
– Попробуйте прочитать текст без имён прилагательных. (Дети делают вывод, что имена прилагательные помогают сделать описание более красочным и выразительным).
– В описании нет сюжета и, как правило, нет действующих лиц. В нём изображаются картины природы, отдельные предметы и явления. Суть описания состоит в развёрнутом указании на существенные признаки предметов, явлений. Поэтому в тексте-описании чаще, чем в повествовании, используются имена прилагательные.
Научный стиль представлен в разделах учебников, где объясняется новый учебный материал, вводятся новые термины, правила и определения. Например, при изучении части речи «Местоимение» вводится правило:
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают.
М е с т о и м е н и е – это часть речи.
Научная речь недоступна учащимся младшего школьного возраста. Задача учителя на уроках русского языка в том, чтобы научить школьников владеть языком своего предмета, создать благоприятные условия для развития речи при изучении других дисциплин.
Тексты и упражнения в разговорно-бытовом стиле направлены на развитие речи учащихся и их коммуникативных способностей. Например, в учебниках Рамзаевой Т. Г. особое внимание уделяется вежливому обращению друг с другом.
Упр. 376, стр. 7, часть 2
Задание: Напиши пословицу по памяти.
Нет друга – ищи,
А нашел – береги.
Публицистический стиль в учебниках также выступает не в «чистом» своем виде – это упражнения, имеющие форму заметок и очерков. Упражнения во всех представленных функциональных стилях направлены на лексическую, каллиграфическую, орфографическую, грамматическую, морфологическую, синтаксическую, пунктуационную и другую работу, но никак не на стилистическую, хотя и встречаются упражнения на усвоение выразительных средств языка. Но учащихся начальных классов следует знакомить с особенностями некоторых жанров и стилей и формировать у них представление о речи как стилистической системе. Младшим школьникам не обязательно знать термины, достаточно обрисовать им сферу деятельности, специфику употребления языковых средств, что ведет за собой в дальнейшем более легкое усвоение стилистических понятий (так, тексты учебников, справочников, энциклопедий представляют собой «научный стиль»; разговор по телефону – бытовую сферу общения; объявление, заявление – «деловой стиль»; стихотворения, сказки, повести – художественный стиль и т. п.).
Таким образом, вести работу над усвоением младшими школьниками элементарных основ функциональных стилей речи необходимо на всех занятиях, тем более что материал учебных предметов позволяет это делать. Включать подобные упражнения необходимо грамотно, чтобы не превратить все преподаваемые дисциплины в один урок по развитию речи. Результаты изучения функциональных стилей в начальной школе определяются системой методически продуманных, разнообразных по своему характеру, виду, целям, формам исполнения упражнений; тем, насколько целесообразно, регулярно и в какой последовательности проводит учитель эти упражнения в соответствии с психолого-педагогическими требованиями, что, несомненно, поможет развитию речи младших школьников, воспитанию языковой личности, способной широко использовать стилистические ресурсы русского языка в различных ситуациях общения.
2.2. Направление методики по
В методической литературе всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работ по развитию речи учащихся. В начальной школе одними из трудных являются уроки по работе над понятием «текст», признаки текста, типы текста, а также над применением полученных знаний на практике при составлении собственного текста, написания изложения.
Л.Ф. Король в своих статьях предлагает разнообразные виды письменных работ, задача которых – добиться творческого подъёма в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка. К таким видам относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение. Все виды работ она предлагает проводить в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Творческое списывание должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его. Творческое списывание обычно усложняются заданиями, связанными с развитием речи.
Творческий диктант может быть проведён на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся. Одним их видов творческого диктанта является составление текста по опорным словам.
Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению. В данном диктанте учащиеся запоминают 2-3 предложения и тут же их записывают. 35
Из сказанного следует сделать вывод: многообразны виды творческих работ, позволяющих учителю, разумно сочетая их все, добиться закрепления знаний по тексту.
Л.Д. Санина в своей статье «Работа над связностью текста» предлагает серию упражнений, предназначенных для обучения младших школьников умению «составлять текст», то есть постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой. Первая группа упражнений научит школьников строить прямой порядок слов в ответах на вопросы: повторить то, что уже известно из вопроса. Вторая группа преследует следующие цели: во-первых, школьники учатся соединять два смежных предложения в тексте за счёт того, что некоторые элементы предыдущего предложения непосредственно воспроизводятся как уже известное в последующем предложении. Выполняя третью группу упражнений, школьники учатся связывать смежные и отстоящие друг от друга предложения в тексте таким образом, что в последующем предложении воспроизводится содержание какой-то части предыдущего предложения путём простой синонимической замены слов и конструкций. Четвёртая группа упражнений предполагает работу над такой лексической формой соединений предложений, при которой в первом предложении обозначается целое, а во втором как уже известное включается ряд слов, обозначающих конкретные детали целого.
Эти упражнения помогают знакомить учащихся с текстами описательного характера и подготавливают школьников к овладению умением включать элементы описания в повествовательные тексты.
В пятую группу вошли упражнения, которые тренируют учащихся в соединении предложений, связанных отношениями общего и частного, а именно: во втором предложении даётся обобщённое название того, что описывается в первом.
Л.Д. Санина в своей статье не ставила своей целью охватить все способы лексической связи предложений в тексте. Целью предложенной системы упражнений было показать приёмы работы по обучению младших школьников строить связи между предложениями в тексте. 36
В.В. Дёмичева в своей статье «Текст-модель и работа с ним на уроках русского языка» вводит текст-модель. Текст-модель – это образец, используя который, можно построить аналогичное высказывание. Он строго выдержан в рамках определённого типа текста.
Работа над текстом-моделью может вестись в нескольких направлениях: