Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа с исправлениями от сарычевои.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

  1. Игра «Скульптуры»

Цели: Своими телами дети выкладывают на полу скульптуру, включающую в себя всех учеников. Эта скульптура станет в конце игры прекрасным символом сплоченности группы.

Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать вам, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый по палочкее... Один из вас начинает игру: он кладет палочку посреди группы на пол. Второй кладет свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Может быть, вам захочется расположить палочки так, чтобы из них получилась какая-нибудь картина или скульптура.

Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить вам суть игры. Сейчас мы уберем палочки в сторону, а вместо них нужно будет использовать самих себя. Вам нужно будет выложить на полу подобную скульптуру из своих тел, при этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы. Решите сами, куда вам ложиться и как расположить в пространстве свои руки и ноги.

Когда все дети расположатся на полу:

Теперь, пожалуйста, постарайтесь, как можно точнее запомнить эту картину, четко зафиксируйте в памяти, в каком месте вы лежали, кто и в какой позе лежал рядом с вами. Для этого у вас есть еще одна минута... А теперь встаньте, пожалуйста, пройдитесь по группе и снова займите то же самое положение, в котором вы находились только что.

Анализ упражнения:

  • Понравилась ли тебе скульптура, которую вы сделали "из самих себя"?
  • Удалось ли тебе запомнить свое место?
  • В каком месте скульптуры ты лежал — в середине или с краю?
  • Что тебе нравится больше — быть в окружении других детей или быть одному в тишине и покое?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 4.

Задачи:

  • расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия детей;
  • формирование доверительных отношений;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • способствовать сплочению детей.

Игры: «Небоскреб», «Аэробус», «Паутина», «Только вместе»

Оборудование: складной метр, по 3 деревянных кубика на каждого ребенка, шерстяное одеяло, клубок ниток.

Ход занятия:

  1. Игра «Небоскреб»

Цель: В этой игре участвует сразу вся группа. Развиваются навыки группового сотрудничества.

Возьмите  каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Кроме того, время от времени я буду измерять, на какую высоту уже поднялась башня.

Анализ  упражнения:

  • Понравилась ли тебе эта игра?
  • Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

 

 

  1. Игра «Аэробус»

Цель: В игре "Аэробус" дети работают небольшими группами и должны действовать очень согласовано — ведь Маленькому аэробусу надо придать чувство уверенности и плавного полета. Когда Маленький аэробус почувствует, что он может доверять несущим его детям, он закроет глаза и насладится полетом.

Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким аэробусом? Остальные ребята группы будут помогать Аэробусу "лететь". Хорошо, Петя, ты — первый Аэробус, который должен "лететь". Ложись животом вниз на одеяло и разведи руки в стороны как крылья самолета. Теперь я хотела бы, чтобы с каждой стороны Аэробуса встало по одному человеку. Присядьте и просуньте руки под его ноги, живот и грудь. Один из вас должен медленно сосчитать до трех, и тогда все сообща встают и поднимают Аэробус с поля... (Подождать, пока дети поднимут Самолет.)

Так, теперь можно потихоньку поносить Самолет по нашему помещению. Когда Петя будет совсем уверенно себя чувствовать, он закроет глаза. Пусть Самолет совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на одеяло.

Анализ упражнения:

  • Как ты чувствовал себя в качестве Аэробуса?
  • Доверял ли ты тем, кто тебя нес?
  • Когда ты начал чувствовать себя уверенно?
  • Как ты чувствовал себя в качестве Носильщика, Аэробуса?
  • Согласованно ли работали Носильщики?
  • Кому из детей ты охотно доверишь нести себя?

 

 

  1. Игра «Паутина»

Цель: Эта игра — прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.

Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе... (Взять клубок в руки и начать игру.)

Меня зовут Елена Валерьевна, и я очень люблю петь... (Зажать свободный конец нити крепко в руке и кинуть клубок ребенку, сидящему напротив.)

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорить с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросить их: "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?"

После этого разговора нужно будет распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется обратно.

Анализ упражнения:

  • Все ли высказались в ходе игры?
  • Как ты чувствуешь себя сейчас?
  • Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как в начале игры?
  • Трудно ли тебе было запоминать имена?
  • Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?
  • Кто в группе вызывает у тебя любопытство?

 

  1. Игра «Только вместе»

Цель: В ходе этой игры дети получают возможность почувствовать то же, что и их партнер.

Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно, сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.

Анализ упражнения:

  • С кем тебе вставать и садиться было легче всего?
  • Что было самым трудным в этом упражнении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 5.

Задачи:

  • способствование объединению и сплочению детей;
  • расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия детей;
  • формирование понимания важности каждого ребенка;
  • формирование доверительных отношений.

Игры: «Кого нет», «Объятие», «Щепки на реке», «Аплодисменты».

Оборудование: покрывало.

Ход занятия:

  1. Игра «Кого нет»

Цель: Эта игра предоставляет детям отличную возможность подчеркнуть важность каждого ребенка.

Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в группе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого?

Каждый ребенок в группе очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).

Пройтись вдоль всего круга и назвать каждого из присутствующих по имени. Если в этот день кого-то нет, обратить на это внимание всех детей и попросить их вспомнить, кто отсутствует.

Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...

Начать игру, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того, как дети отгадают, вернуться обратно в круг и спрятать в центре круга кого-нибудь из детей. Сначала выбираются достаточно уверенные в себе дети, которые смогут хорошо чувствовать себя и под покрывалом.

Анализ упражнения:

  • Как ты думаешь, заметила бы группа твое отсутствие?
  • Почему важен каждый ребенок в группе?
  • Как ты показываешь остальным детям, что они важны для тебя?
  1. Игра «Объятие»

Цель: Эта игра позволяет детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым, способствуя развитию в группе групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими.

Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.

Спросить сидящего рядом ребенка: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" После этого начать первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к ведущему.

Анализ упражнения:

  • Понравилась ли тебе эта игра?
  • Почему хорошо обнимать других детей?
  • Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
  • Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников