Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа с исправлениями от сарычевои.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

1. Методика «Рукавички» определяет уровень коммуникативных умений ребенка. Методика проводилась с 2-мя детьми во второй половине дня 22, 23 и 26 марта 2012 года. Для проведения методики были использованы силуэтные изображения рукавичек, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Результаты  исследования можно кратко изложить в виде таблицы, аналогичной таблице, представленной в описании констатирующего этапа исследования, где в ячейках напротив каждого ребёнка указан уровень развития коммуникативных навыков.

Результаты диагностики представлены в приложении 2 таблицах 6, 7.

На констатирующем этапе у детей экспериментальной  и контрольной групп преобладал средний уровень развития коммуникативной  компетентности. На контрольном этапе результаты диагностики у контрольной группы не изменились. Результаты диагностики на контрольном этапе исследования у экспериментальной группы отличаются от результатов, полученных на констатирующем этапе исследования. На контрольном этапе исследования у экспериментальной группы уровень значительно повысился. В первой серии исследования у 55 % детей преобладает высокий уровень. Дети оговаривали общий способ действия, согласовывали свою деятельность, помогали в случае необходимости. Осознавали, что результат рисования является общим достижением. Во второй серии высокий уровень наблюдался у 27 % детей (Алисы М., Даши Б., Димы В.). Рассмотрим несколько наиболее ярких примеров: так у Алисы М. уровень навыков не изменился, и на констатирующем и на контрольном этапах исследования уровень был высоким в двух сериях. У Влада Р. уровень повысился в обеих сериях. На констатирующем этапе у Влада был низкий уровень. Появился соревновательный мотив, подражание сверстнику вызывает протест. У Вовы П. уровень повысился в первой серии, мальчик начал предлагать свои идеи, стремиться к достижению общей цели, но во второй серии уровень остался низким. Когда начал возник конфликт из-за карандашей, Вова начал просто подражать сверстнику в узоре. Не изменились результаты у 18 % детей (Дани З., и Димы Л.), необходимо отметить, что они посетили менее половины занятий в связи с карантином ветряной оспы.

Наглядно эти  изменения представлены в Гистограмме 1 и Гистограмме 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средние показатели уровня сформированности социально-психологических качеств  у детей экспериментальной группы по методике «Рукавички» на констатирующем и контрольном этапе.

 

Гистограмма 1

 

 

 

 

Средние показатели уровня сформированности социально-психологических качеств у детей контрольной группы по методике «Рукавички» на констатирующем и контрольном этапе.

 

Гистограмма 2

 

 

 

2. Методика «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия» предназначена для изучения критериев выбора детьми партнеров для общения. Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком в течении всего дня 22, 23, 26 марта 2012 г.

Результаты исследования так же можно кратко изложить в виде таблицы, аналогичной таблице, представленной в описании констатирующего этапа исследования, где в ячейках напротив каждого ребёнка указаны критерии выбора партнера.

Результаты диагностики представлены в приложении 2 таблицах 8, 9.

Результаты проведения методики «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия»  на контрольном этапе исследования

 

Анализируя результаты использования  методики «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия» можно сделать  следующие выводы:

Критерий выбора на контрольном этапе исследования также в большинстве своем у детей и экспериментальной и контрольной групп падает на дружеские отношения. У детей экспериментальной группы повысился процент критерия выбора нравственных качеств от 36 % до 64 %, так же он поднялся и у детей контрольной группы от 45 % до 55%. Так же у детей экспериментальной группы повысился процент критерия внешние качества от 36 % до 55 %.

Значительно повысился  у экспериментальной группы интерес к совместной деятельности от 36 % до 72 %. У детей контрольной группы интерес к совместной деятельности так же повысился от 27 % до 36 %.

У детей экспериментальной  группы повысился критерий выбора умения и знания сверстника от 27 % до 45%.

 

 

 

 

Средние показатели критерия выбора партнера для взаимодействия  у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе.

 

Гистограмма 3

 

 

 

 

 

Средние показатели критерия выбора партнера для взаимодействия  у детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе.

 

Гистограмма 4

 

 

 

 

3. Методика «Особенности совместной деятельности детей» направлена на определение: особенностей протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношений между детьми в ходе этой деятельности; умений и навыков коллективной деятельности. Методика проводилась с 4-5  детьми в течении всего дня 26 и 27 марта 2012 года. Для проведения методики использовался конструктор «Лего».

Результаты  проведения методики «Особенности совместной деятельности детей» на контрольном этапе исследования

Анализируя результаты использования  методики «Особенности совместной деятельности детей» можно сделать следующие выводы:

У детей контрольной группы результаты не изменились. Результаты диагностики на контрольном этапе у экспериментальной группы имеют существенные изменения. 55 % детей экспериментальной группы умеют предлагать цель и настаивать на ней. Совместную деятельность планируют до ее начала, в процессе дополняют ее. Средства для достижения цели выбирают сами, делают замечания, дают указания. Свои ошибки замечают с помощью взрослого,  самостоятельно умеют исправлять недостатки в работе. Понимают, что цель должна быть достигнута общими усилиями, соотносят полученный результат  с планируемым. Отношение к ровесникам в процессе деятельности положительное. Интерес к деятельности других детей устойчивый, могут наблюдать, комментировать, в большей степени их интересует результат  совместной деятельности и личность сверстника. Помощь оказывают по своей инициативе, помогают с удовольствием. С мнением других детей считаются неохотно, чаще настаивают на своем. К успехам и неудачам сверстника относится адекватно, в ситуации неудачи предлагают помощь. Решение спорных вопросов решают сами, воздействуют на товарищей с помощью речи. Деятельностью сверстников управляют указаниями, советами, доказывают свою точку зрения. Действия сверстников оценивают часто, в основном когда ребенок начинает отходить от задуманного плана. В оценке опирается на общественные требования и свой опыт. Присутствуют побудительные и запрещающие  воздействия, внеситуативные реплики, разговоры на посторонние темы, фантазирование. Преобладающая модальность оценок положительная.

45 % детей экспериментальной группы предлагают цель, но уступают более настойчивому товарищу, соглашаются с планом предлагаемым сверстником. Выбор средств, для достижения цели выбирают сами, но периодически согласовывают с ребенком «Лидером». При распределении обязанностей предлагают функции или роль, но подчиняются требованиям сверстника, хотя и неохотно. Пытаются предложить и отстоять свою точку зрения, но более активный сверстник эти предложения подавляет. Свои ошибки замечают только с помощью взрослого или товарища. Недостатки в работе  исправляют самостоятельно, но за частую с помощью сверстника или взрослого. В большинстве своем понимают, что цель достигнута общими усилиями, оценивают совместную деятельность. Соотносят полученный результат с планируемым, но в оценке опираются в основном на свое участие в работе. Свои оценки мотивируют. Отношение к сверстникам положительное. Интерес к деятельности других эпизодический, привлекают предметы, действия, личность сверстника. Помощь могут оказать по собственной инициативе, но чаще по просьбе товарища. Успехи товарищей замечают редко. К неудачам относятся адекватно, но не упускают возможности прокомментировать их («А я лучше тебя сделал», «Ты делаешь не так» и т.п.). В деятельности чаще выступают как объект воздействия со стороны ровесников. На воздействие со стороны сверстников  соглашаются, меняют содержание или способ выполнения деятельности. Деятельность других детей оценивают эпизодически. В оценке опираются на общественные требования, умения другого ребенка, симпатию и антисимпатию. Достижения детей сравнивают между собой. Присутствуют побудительные и запрещающие воздействия, реплики эмоционального отношения к партнерам, внеситуативные реплики, разговоры на посторонние темы, фантазирование. Преобладающая модальность оценок положительная.

Средние показатели уровня сформированности социально-психологических качеств  у детей экспериментальной группы по методике «Особенности совместной деятельности» на констатирующем и контрольном этапе

Гистограмма 5

 

 

 

 

 

 

Средние показатели уровня сформированности социально-психологических качеств  у детей контрольной группы по методике «Особенности совместной деятельности» на констатирующем и контрольном этапе

Гистограмма 6

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методика «Особенности общения детей в игре» направлена на определение содержания общения, типа ориентации общения, функции различных по содержанию актов общения, коммуникативных умений, соотношение положительных и отрицательных форм общения, степень инициативности в общении, мотивы воздействий на сверстников. Методика проводилась в течении всего дня 26, 27 и 28 марта 2012 года.

Результаты  проведения методики «Особенности общения детей в игре»  на контрольном этапе исследования

Анализируя  результаты использования методики «Особенности общения детей в игре» можно сделать следующие выводы:

У детей контрольной  группы результаты не изменились. У 45 % детей экспериментальной группы, содержание общения относится к самой игре, динамике действий и событий, предметному содержанию. Ориентация направлена на саму игру и партнера, когда общение направлено как на развитие сюжета игры, выполнение игровых действий, так и установление связей с другими ее участниками. Функции актов общения - собственно деловые, общение направлено на регулирование делового сотрудничества детей, имеют косвенное руководство и информирующее значение, в высказываниях содержаться вопросы и сообщения. Наблюдается средний уровень развития умений приветливо разговаривать с партнером на всем протяжении игры, умение учитывать его интересы и состояние. Отмечается нечастое проявление грубости, недовольства в общении сверстниками, высказывание порицаний. Положительные формы общения имеют средний уровень. В совместной игре дети активны, выражают довольно много инициативных обращений к партнеру. Могут разъяснить замысел,  контролировать ход игры в том случае, если сверстник слабо владеет операциями игры, контролировать выполнение партнером норм отношений. В общении дети проявляют интерес к вопросам, сообщениям, предложениям партнера. Просьбы, предложения принимаются и выполняются чаще сразу, но могут и после непродолжительных уговоров.

У 55 % детей экспериментальной группы содержание общения относится как к самой игре, динамике действий и событий, предметному содержанию, так и к области отношений между детьми как партнерами. Ориентация направлена главным образом на партнера, когда сами по себе игровые действия и подготовка к ним зачастую свернуты, а первостепенное значение приобретает моделирование отношений, вытекающих из потребностей организовать совместную деятельность. Функции актов общения - собственно деловые, общение направленно на регулирование делового сотрудничества детей, имеют побудительный характер, выражается прямое руководство партнером по игре и косвенное руководство. Так же присутствуют экспрессивно-оценочные функции. Общение способствует созданию определенного эмоционального настроя у участников игры, обстановки приветливости и доброжелательности, помогает эмоционально воздействовать на сверстников и тем самым влияет на микроклимат в игровом объединении. Наблюдается умение привлечь внимание партнера к себе, доброжелательность обращений к партнеру и ответов на его вопросы, аргументированность высказываний. Так же наблюдается высокий уровень развития умений приветливо разговаривать с партнером на протяжении всей игры, деликатно отклонять нежелательные предложения сверстника, учитывать его интересы и состояние, умение поддержать партнера в случае неудачи, выразить сочувствие, высказать одобрение его действиям. В совместной игре дети активны, выражают довольно много инициативных обращений к партнеру. Разъясняют замысел, контролируют ход игры, контролируют выполнение партнером норм отношений, стремятся к лидерству. Проявляют интерес к вопросам, предложениям, сообщениям сверстников. Активно обсуждают содержание сообщения, часто выражают несогласие, высказывают свое мнение.

 

Средние показатели уровня сформированности социально-психологических качеств  у детей экспериментальной группы по методике «Особенности игровой деятельности» на констатирующем и контрольном этапе

Гистограмма 7

 

 

 

 

 

 

 

Средние показатели уровня сформированности социально-психологических качеств  у детей контрольной группы по методике «Особенности игровой деятельности» на констатирующем и контрольном этапе

Гистограмма 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение проведённого исследования хотелось бы отметить, что  были уточнены основные понятия исследования, а именно:

- Социально-психологические качества личности – это те качества, которые формируются и реализуются в общении и деятельности, и которые связаны с психическими процессами и индивидуально-типологическими особенностями личности.

- Социальная  компетентность - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

В ходе анализа  и обобщения научно-теоретических  источников по данной теме было теоретически обосновано что формирование социально-психологических качеств личности у детей необходимо.

Эффективность развития социально-психологических качеств у детей старшего дошкольного возраста была подтверждена экспериментальной работой. Кроме того, в результате экспериментальной работы была подтверждена гипотеза, положенная в основу настоящего исследования. Согласно гипотезе, соблюдение условий: (единое пространство развития ребенка; непосредственная разнообразная деятельность ребенка; целенаправленная деятельность образовательного учреждения) должно приводить к формированию более высокого уровня социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Однако данная тема далеко не исчерпана и требует  более подробной проработки, как  теоретической, так и практической, с целью дальнейшего использования  полученных результатов в практике дошкольного воспитания.

 

 

 

Библиография

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы./ В.С.Агеев. – М.:МГУ, 1990. – 240 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений./Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
  3. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления/ Т.Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69.
  4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования./ А.Г.Асмолов. - М.: МГУ, 1984. – 104 с.
  5. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности/ М.И.Бобнева./Социальная психология личности./Отв.ред. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова. – М.: Наука, 1979. – с. 41-63.
  6. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности./ В.А. Богданов. - Л.: ЛГУ, 1983. – 89 с.
  7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком./ А.А.Бодалев. - М.:МГУ, 1982. – 200 с.
  8. Бодалев   А.А .  Личность   и  общение./ А.А.Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.- 463 с.
  10. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – М. : Аргус, 1994. – 208 с.
  11. Виттенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: автореф. диссерт. канд. психол. наук. /Е.В. Виттенберг. – СПб. 1994. – 17 с.
  12. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ М.А.Галагузова. - М.:ВЛАДОС, 2001  - 416 с.
  13. Ганьшина Л.М. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности: автореф.дис.канд.психол.наук./Л.М.Ганьшина. – М., 1998. – 22 с.
  14. Гогоберидзе, А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста)/ А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – № 1. – С. 10–19.
  15. Егоров И.В. Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза: диссерт.канд.психол.наук./И.В.Егоров. – М., 2005. – стр. 11-31.
  16. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения./ Ю.М.Жуков. - М.: «Знание», 1988. 64 с.
  17. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников./ Т.Н.Захарова. // Ярославский педагогический вестник. – 2011 – № 2 – стр. 113-117.
  18. Кефир Н. Диспозициональные наборы/ Н.Кефир // Психологическая энциклопедия/ Под ред.Р.Корсини, А.Ауэрбаха – СПб.: Питер, 2003. – стр. 183-184
  19. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./ С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998. – 160 с.
  20. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Кн. для учителя./  Коломинский Я.Л., Панько Е.А.. – М.: Просвещение, 1988. -190 с.
  21. Кон. И.С. Открытие Я./И.С.Кон. - М.:Политиздат, 1978. – 367 с.
  22. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии./В.Г.Крысько. – СПб.: «Питер», 2003. – 416 с.
  23. Лабунская В.А. Невербальное поведение./В.А.Лабунская. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1986. - 134 с.
  24. Леонгард К. Акцентуированные личности./К.Леонгард. Пер.с нем. В.Лещинской. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 446 с.
  25. Леонтьев А.Н. Начало личности – поступок/А.Н.Леонтьев. Избр. Психолог. Произв.: В 2-х т./ под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко,  А.А. Леонтьева,  А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — стр. 123-157.
  26. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии./ Б.Ф.Ломов. – М.:Наука, 1999. -349 с.
  27. Левин К. Теория поля в социальных науках./К.Левин. – СПб.: Речь, 2000. -364 с.
  28. Мерлин В.С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности и социальная психология личности./В.С. Мерлин. – М.:Знание, 1979. -243 с.
  29. Мещеряков Б. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко, - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. – 672 с.
  30. Мудрик А.В. Социализация и “смутное” время./А.В.Мудрик. – М.:Знание, 1991. -80 с.
  31. Олпорт Г. Становление личности/Г.Олпорт. /Избранные труды. Под общ.ред. Леонтьева Л.А. М.: «Смысл», 2002. -462 с.
  32. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг./Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. -216 с.
  33. Платонов К.К.  Психология./ К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. - М.: «Просвещение», 1977. - 248 с.
  34. Платонов К.К. Структура и развитие личности./ К.К. Платонов. – М.:Наука, 1986. -254 с.
  35. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека./С.И. Розум. – СПб. : Речь, 2006. – 365 с.
  36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т./ С.Л. Рубинштейн. - М.; «Педагогика», 1989. Т.1. – 488 с. Т.2. – 328 с.
  37. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии./С.Л. Рубинштейн. – М.: АН СССР, 1959 -352 с.
  38. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – С. 192–193.
  39. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/Е.О. Смирнова, В.М.Холмогорова. Психология для всех. – М.: ВЛАДОС, 2005. – с. 5-49.
  40. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина// Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. Под ред. Г.А.Урунтаевой. - М.:ВЛАДОС, 1995 – 291 с.
  41. Фельдштейн Д.Н. Психология развития личности в онтогенезе./Д.Н. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1989, с.107-208
  42. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?/Психологические игры и упражнения./К.Фопель. Пер. с нем.:В 4 Т. – М.:  Генезис, 1998. Т.1 – стр. 42-151, Т.2. – стр. 96-133, Т.3. – стр. 39-96. 1999. Т.4. –стр. 20-111.
  43. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ./К.Хорни. –М.:Прогресс, 1993. -479 с.
  44. Хьелл Л. Теории личности./ Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 1997. -608 с.
  45. Шелдон У. Анализ конституционных различий по биографическим данным./У.Шелдон./ Психология индивидуальных различий./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. –М.:МГУ, 1982. –стр.248-261.
  46. Шмелев А.Г. Практикум по экспериментальной психосемантике. Тезаурус личностных черт./А.Г.Шмелев. – М.: МГУ, 1988. – 168 с.
  47. Педагогика: [сайт]. http://paidagogos.com/?p=526.
  48. Festival.1september:[сайт]. http://festival.1september.ru/articles/507759/
  49. Festival.1september:[сайт]. http://festival.1september.ru/articles/517462/
  50.   http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/«ispolzovanie-sovremennykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-v-protsesse-sotsializatsii

Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников