Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа с исправлениями от сарычевои.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

Приложение 1

Методика «Рукавички»

Данная  методика предназначена для определения уровня коммуникативных умений ребенка.

Цель исследования: определить уровень коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Материал  и оборудование: силуэтные изображения рукавичек, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Процедура исследования

Методика  проводится индивидуально с 2-мя детьми. Процедура исследования проводится в две серии.

Первая серия: Двум детям одновременно дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала необходимо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия проводится аналогично первой, но детям дают один набор карандашей на двоих, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Анализ результатов

Анализируют, как протекало взаимодействие детей  в каждой серии, по следующим признакам:

  • умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.п.;
  • как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • как относятся к результатам деятельности, своему и партнера;
  • осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
  • умеют ли рационально использовать средства деятельности (делятся карандашами)

Сопоставляя данные по двум сериям эксперимента, выявляют соответствие деятельности дошкольников одному из трех уровней, показывающих развитие коммуникативных умений в совместной деятельности.

Высоким считается уровень, когда ребенок договаривается об общем способе действия, создает общий замысел, согласует вою деятельность с товарищем в процессе выполнения задания. Он сопереживает успехам сверстника, помогает в случае необходимости. Интересуется тем, как выполняет задание ровесник. Осознает, что результат рисования является

общим  достижением.

Средним считается уровень, когда ребенок воспринимает совместную деятельность как способ для самоутверждения. Преобладают отношения конкуренции. Ведущим является соревновательный мотив. Дошкольник соотносит свои действия с действиями партнера, пытаясь доказать свое преимущество в выполнении деятельности. Подражание сверстнику вызывает с его стороны протест. Ребенок может поделиться карандашами, но демонстрирует нетерпение, торопит ровесника, утверждает свои права на преимущественное использование карандаша. Дошкольник может в общих чертах планировать общую деятельность до ее начала, но в процессе ее выполнения забывает о намеченном плане.

Низкий  уровень. Ребенок не принимает задачу выполнять общую деятельность, хотя и понимает содержание задания – раскрасить рукавичку. Действия партнера замечает в том случае, когда они мешают ему выполнять собственную деятельность. Наблюдается подражание ровеснику в содержании узора, но в данном случае подражание ситуативно и  не связано с достижением общей цели.

Методика  «Критерии выбора детьми партнера для  взаимодействия»

Данная  методика предназначена для изучения критериев выбора детьми партнеров в разных видах деятельности.

Цель исследования: определить критерии выбора детьми партнера для общения.

Материал  и оборудование: бланк с вопросами, протокол, ручка.

Процедура исследования

Методика  проводится индивидуально с каждым ребенком. С ребенком беседуют о выборе партнеров  и причинах этого выбора.

Бланк вопросов:

  1. С кем бы ты хотел играть? Почему?
  2. С кем бы хотел вместе рисовать? Почему?
  3. С кем бы ты хотел сидеть на занятии? Почему?
  4. С кем бы ты хотел сидеть рядом во время обеда? Почему?
  5. С кем бы ты хотел вместе трудиться? Почему?
  6. Кого из детей ты хотел бы пригласить в гости? Почему?
  7. Кому бы ты дал поиграть с твоей любимой игрушкой? Почему?
  8. С кем бы ты хотел поделиться конфетой? Почему?

Анализ результатов

Определяют, какие  данные о сверстнике (нравственные качества, умения, внешние особенности  и пр.) чаще выделяют дети. Проанализировать, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности. Детские ответы распределяют на группы в зависимости от того, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника. Данные заносятся в таблицу.

 

Ф.И.

Критерии выбора партнера

Общее положи-тельное  отношение, симпатия

Внешние качества или оценка

Умения или  знания сверстника

Нравственные  качества и соблюдение правил поведения  и деятельности

Интерес к совместной деятельности (ребенок -  в центре совместной деятельности, партнер – в центре совместной деятельности)

Дружеские отношения

Неопреде-ленные ответы или отсутствие объяснений


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика  «Особенности совместной деятельности детей»

Данная  методика предназначена для изучения особенностей протекания и организации совместной деятельности, взаимоотношений между детьми в ходе этой деятельности

Цель исследования: определить особенности организации и протекания совместной деятельности, взаимоотношения детей со сверстниками в совместной деятельности.

Материал и оборудование: конструктор «Лего».

Процедура исследования

Методика  проводится с 4-5 детьми. Детям предлагается вместе выполнить трудовое поручение, сделать коллективную конструкцию.

Анализ результатов

Анализируются особенности протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношения между детьми в ходе этой деятельности, а также оценки, которые они дают друг другу.

1. Особенности организации и протекания совместной деятельности анализируются по следующей схеме:

  • формулировка цели деятельности;
  • планирование деятельности;
  • выбор средств для достижения цели;
  • распределение обязанностей;
  • соблюдение правил деятельности;
  • самоконтроль;
  • оценка хода и результата деятельности.

2.Взаимоотношения детей со сверстниками в совместной деятельности анализируются по следующей схеме:

  • отношение к сверстнику;
  • интерес к деятельности другого ребенка;
  • оказание помощи сверстнику;
  • учет мнения партнера;
  • отношение к успехам и неудачам ровесника;
  • решение спорных вопросов;
  • управление деятельностью сверстника;
  • соотношение инициативных и реактивных проявлений в адрес товарища;
  • реакции на воздействие со стороны сверстника

3.Оценки ребенком сверстников в деятельности анализируются по схеме:

  • ситуации, в которых возникает оценка другого ребенка;
  • на что опирается в оценке;
  • сравнение детей между собой;
  • направленность оцениваемого отношения;
  • преобладающая модальность оценок – положительная или отрицательная;
  • содержание оценки и ее адресованность деятельности, личности сверстника или общению с ним.

Делается вывод  о том, насколько развиты у детей умения и навыки коллективной организации и выполнения деятельности, каковы их взаимоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика  «Особенности общения детей в  игре»

Данная  методика предназначена для изучения особенностей общения детей в игровой деятельности.

Цель исследования: определить показатели общения.

Материал  и оборудование: протокол, ручка.

Процедура исследования

В течении  трех дней наблюдать за общением детей  в самостоятельных играх в  естественных условиях и в специально созданных ситуациях, где каждый участвует в игре: а) с наиболее предпочитаемым партнером, б) с наименее предпочитаемым партнером. Фиксируется ход игры, взаимоотношения и высказывания детей.

Анализ результатов

Анализируются высказывания детей, определяя следующие  показатели:

1. Содержание общения – к какой стороне совместной деятельности относятся высказывания детей

2. Тип ориентации  общения, определяемый его содержанием,  касающимся игровой стороны деятельности  или области отношений между  детьми как партнерами.

3. Функции различных  по содержанию актов общения (деловые, экспрессивно-оценочные).

4. Характеристику  способов общения (коммуникативных  умений).

5. Соотношение  положительных и отрицательных  форм общения.

6. Положительные  формы общения.

7. Степень инициативности  в общении со сверстниками характеризуется действиями, направленными на установление и поддержание общения.

8. Мотивы воздействий  на сверстника.

9. Эффективность  общения, степень воздействия  ребенка на сверстника.

Приложение 2

Результаты  проведения диагностик на констатирующем этапе исследования

Результаты  проведения методики «Рукавички» на констатирующем этапе исследования у экспериментальной группы

Таблица 1.

Имя, Фамилия

Уровень в 1 и 2 серях

1

Алина Герасимова

1-средний

2-средний

2

Алиса Маркова

1-высокий

2-высокий

3

Андрей Епифанов

1-средний

2-низкий

4

Аня Годовицина

1-средний

2-средний

5

Влад Корныгин

1-средний

2-средний

6

Влад Рядищев

1-низкий

2-низкий

7

Вова Пестов

1-низкий

2-низкий

8

Даня Зименский

1-средний

2-средний

9

Даша Баранкулова

1-высокий

2-средний

10

Дима Волошин

1-высокий

2-средний

11

Дима Лебедев

1-средний

2-средний


 

Результаты  проведения методики «Рукавички» на констатирующем этапе исследования у контрольной группы

Таблица 2.

Имя, Фамилия

Уровень в 1 и 2 серях

1

Даша Матковская

1-высокий   

2-средний

2

Дима Стыценко

1-средний   

2-средний

3

Егор Рыжиков

1-низкий     

2-низкий

4

Илюша Рыжиков

1-средний    

2-средний

5

Ира Огнева

1-средний     

2-средний

6

Мирон Михалкин

1-средний     

2-низкий

7

Миша Цидыпов

1-средний     

2-средний

8

Настя Подшивалова

1-средний     

2-низкий

9

Слава Толоконин

1-высокий    

2-средний

10

София Ашурова

1-высокий    

2-высокий

11

Ярослав Иванов

1-средний    

2-низкий

Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников