Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа с исправлениями от сарычевои.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

  1. Игра «Щепки на реке»

Цель: Эта игра создает спокойную, полную доверия атмосферу. Дети сами могут решить, как они в качестве Щепок будут "двигаться по воде": медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки.

Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе — Вода одной реки. По реке сейчас "поплывут" Щепки. Один ребенок отправится сейчас в путь по реке как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, Щепка "поплывет" не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, то она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая Щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. И так, неспешно, Река будет блуждать по группе, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки. Все ли понятно?

Анализ упражнения:

  • Что ты чувствовал, когда был Щепкой?
  • Что ты чувствовал, когда был Водой?

 

  1. Игра «Аплодисменты»

Цель: Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всей группы.

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

 

 

Занятие 6.

Задачи:

  • способствование объединению и сплочению детей;
  • расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия детей;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • способствование формированию конструктивных способов поведения;
  • формирование доверительных отношений;
  • развитие любознательности;
  • формирование умения слушать другого.

Игры: «Сиамские близнецы», «Отдать приказ», «Путь доверия», «Камень мудрости».

Оборудование: упаковка перевязочного бинта, бумага и восковые мелки на каждую пару детей; колокольчик, повязка на глаза; красивый, не слишком маленький камень.

Ход занятия:

  1. Игра «Сиамские близнецы»

Цель: Развитие навыков сотрудничества.

Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово "сотрудничать"? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали?

Теперь  разбейтесь на пары. Одновременно могут  работать две пары. Остальные пока будут смотреть.

В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели "вприглядку" учатся и пока другие играют, могут  подготовиться к собственным  действиям. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

Сядьте  за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой  лист бумаги, и буду смотреть, сможете  ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.

Обмотать бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дать детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.

Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.

Остальные дети, которые пока не рисуют, могут  внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют  задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать.

Дать парам примерно 5-6 минут времени и предложите рисовать следующей группе.

Анализ  упражнения:

  • Насколько тебе удалось сотрудничество с партнером?
  • Обсуждали ли вы, что именно будете рисовать?
  • Как вы распределили между собой, кто какие части картины будет рисовать?
  • Насколько тебе понравился нарисованный вами рисунок?
  • Что было для тебя труднее всего?
  • Что тебе больше всего понравилось?
  • Нравится ли тебе сотрудничать с кем-либо?
  • Что в первую очередь необходимо для хорошего сотрудничества?

 

 

 

  1. Игра «Отдать приказ»

Цель: Многим детям, когда они хотят чего-то от другого, нелегко выбрать правильный тон разговора. Особенно это касается детей с заниженной самооценкой. Они либо ведут себя подобно "боссу", который всеми командует и на всех рычит, либо становятся страдающими жертвами, которые позволяют другим детям мучить себя. Оба способа поведения дополняют один и тот же замкнутый круг. Эта игра дает возможность обратить внимание на обе эти роли и выработать другие, более конструктивные способы поведения.

Знаете  ли вы таких детей, которые любят раздавать всем приказы и ведут себя, как большие начальники? Не называя никаких имен, расскажите, как ведут себя такие дети, когда пытаются навязать другим свою волю? А знаете ли вы таких детей, которые позволяют делать с собой все, что угодно — толкать, дразнить, издеваться — и не находят в себе мужества прекратить все это и сказать: "Нет! Я этого не хочу!"? Опять же, не называя никаких имен, расскажите, как выглядят такие дети, с каким выражением лица они ходят, как говорят, как ведут себя?

А теперь разбейтесь на пары. Решите, кто из вас будет "А", а кто — "Б". "А" должен стать чрезвычайно задиристым ребенком, который раздает другим детям приказы, что они должны делать. Например: "А ну, иди принеси мне кубики!", "Не дружи с Петей!", "Не трогай машинку, в нее я играть буду" и так далее. "Б" должен сыграть роль ребенка, с которым можно делать все, что угодно. Он должен говорить своему партнеру, что во всем с ним согласен. Например: "Ты всегда-всегда прав!", "Я поступаю правильно только тогда, когда делаю все, что ты мне говоришь!" и так далее. Теперь в течение двух минут играйте в таких задиристых и таких униженных детей.

Затем дети должны поменяться ролями.

Анализ  упражнения:

  • Как ты чувствовал себя в роли задиры?
  • Как ты чувствовал себя в роли униженного ребенка?
  • Какая роль тебе понравилась больше?
  • Играешь ли ты когда-нибудь подобные роли в своей жизни? Если да, то с кем?
  • Видел ли ты когда-нибудь других детей, играющих такие роли?
  • Когда эти роли вредны и причиняют лишь зло?
  • Когда эти роли могут оказаться полезными?

 

  1. Игра «Путь доверия»

Цель: Эта игра укрепляет доверие внутри группы, а также развивает любознательность и тактильное восприятие.

Разойдитесь по двое. Я хочу вам предложить игру, которая называется "Путь доверия". Заключается она в следующем: один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен провести "слепого" ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через три минуты я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через три минуту я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому.

Для старших детей Вы можете удлинять интервалы до десяти минут.

Анализ упражнения:

  • Как ты чувствовал себя, когда был "слепым"?
  • Вел ли тебя твой "поводырь" бережно и уверенно?
  • Знал ли ты все время, где ты?
  • Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?
  • Как ты себя ощущал в роли поводыря?
  • Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?
  • Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?
  • Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

 

  1. Игра «Камень мудрости»

Цель: Эта игра очень хороша для группы, члены которой не слушают, постоянно перебивают друг друга или ведут посторонние разговоры.

Я принесла вам что-то необыкновенное — это камень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-то рассказать — он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому ребенку и т.д. Можно также передавать камень ребенку, который просто хочет что-то сказать.

Анализ упражнения:

  • Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?
  • Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами?
  • Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?

 

 

 

 

 

Зантяие 7

Задачи:

  • расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия детей;
  • способствование объединению и сплочению детей;
  • формирование навыков невербального общения;
  • способствование избавления от негативных эмоций, агрессии, деструктивного поведения;
  • развитие доверительных отношений.

Игры: «Машины», «Что я люблю делать», «Рисуем чувства», «Испуганный ежик».

Оборудование: бумага и карандаши для каждого ребенка,

Ход занятия:

  1. Игра «машины»

Цель: В ходе этой игры у детей высвобождается много энергии, и они с радостью объединяются в большие группы. Шаг за шагом количество взаимодействующих друг с другом детей увеличивается, пока вся группа не составит собой одну единую фантастическую машину. Игра пробуждает у детей положительные эмоции и веру в сплоченность группы.

Вы можете представить машину, составленную из вас самих? Вначале игры каждый сам по себе должен быть просто человеком-машиной. Превратитесь в маленьких роботов. Побудьте старой моделью, которая передвигается резкими толчками и движениями. Возможно, время от времени ваш механизм функционирует недостаточно точно, что-то заедает, тогда "робот" останавливается и начинает двигаться слишком медленно или, наоборот, слишком быстро...

Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников