Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа
Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.
Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………
Игры: «Головомяч», «Двое, с одним мелком», «Слепой полет», «Возьми и передай».
Оборудование: 5 мячей среднего размера, магнитофон, диск с песней «От улыбки, станет всем светлей», шерстяное одеяло, липкая лента (шириной 1 м., длиной 6 м.).
Ход занятия:
Цель: С помощью этого упражнения развиваются навыки сотрудничества.
Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.
Анализ упражнения:
Цель: Учить
детей выполнять совместную работу
с помощью невербального
Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со своим партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы — одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре должны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его ни на мгновение. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что-то совсем другое? Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз — вы будете рисовать под красивую музыку. Как только закончится музыка, завершайте свою работу и вы.
Анализ упражнения:
Цель: В этой игре дети учатся взаимодействовать в тесном контакте друг с другом.
В начале нашей игры я хотела бы рассказать вам небольшую историю. Летел однажды ночью один маленький самолет, и хотел он приземлиться на аэродроме. Ночь была очень темная, и света на аэродроме не было. К счастью, в центре управления был в это время сын авиадиспетчера — Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро подошел к переговорному устройству и сказал пилоту, в каком направлении ему надо лететь, чтобы точно попасть на посадочную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно приземлиться. Они благодарили Чарли за такую важную помощь.
Я хотела бы предложить вам игру, в которой будет все точно также. Один из вас будет Чарли, а другой — Летчиком, ведущим самолет ночью на посадку. Пилот надевает повязку на глаза. Чарли командует Самолетом, направляя его от одной стороны помещения к маленькому одеялу, лежащему на другой стороне. "Посадочную полосу" мы разметили липкой лентой. Чарли руководит Самолетом только таким образом, что говорит, куда надо лететь. Часть из вас может встать справа, а часть — слева от "взлетно-посадочной полосы". Вы будете жилыми Домами и Деревьями.
Потренироваться всей группой на понимание указаний Чарли. Дать детям инструкцию: один шаг влево; сейчас шаг вправо; два назад и т.д. Продемонстрировать, что при этом следует делать самим детям. Встать в самом начале "взлетно-посадочной полосы" и рядом поставить ребенка, который будет Диспетчером: таким образом, мы обойдем проблему зеркального изображения. Сделать только те шаги, которые говорит ребенок.
Понятно ли, как надо играть? Кто хотел бы быть первым Самолетом? Кто хотел бы быть Чарли?
Анализ упражнения:
Цель: Достижение
взаимопонимания и
Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и мимикой передайте радостное настроение, добрую улыбку.
Занятие 3.
Задачи:
Игры: «Волшебная сумка», «Я уникальный», «Все вместе», «Скульптуры».
Оборудование: листы газет, набор палочек.
Ход занятия:
Цель: В этой игре дети должны понимать, что без слов хочет сказать им другой человек. Игра развивает любознательность и способность составлять из отдельных зрительных впечатлений целостный осмысленный образ.
Я хочу поиграть с вами в игру под названием "Волшебная сумка". Сядьте, пожалуйста, в один общий круг.
Вот моя Волшебная сумка. (Показать детям с помощью пантомимы, что на полу перед ними стоит большая сумка). Из этой Волшебной сумки я буду сейчас "доставать" разные вещи, а вы сможете увидеть их, но не наяву, а только с помощью своего воображения. Для того, чтобы вы смогли понять, что за вещь я "достала", я буду показывать, как пользоваться ею. Как только кто-нибудь из вас угадает, что именно я "достала из волшебной сумки", он должен встать со стула, но пока не должен ничего говорить. Когда все дети встанут, они смогут рассказать, что же они "увидели".
"Доставая разные вещи из волшебной сумки", Можно, например:
А теперь представьте, что Волшебная сумкка стоит и перед вами. Кто хочет что-нибудь "достать" из нее?
Предоставить детям достаточное количество времени для пантомимических загадок.
Теперь нам нужно вытащить из нашей Волшебной сумки нечто очень большое и собрать из составных частей это нечто в центре группы. Кто догадается, что именно я делаю, может прийти мне на помощь, чтобы вместе "построить" этот большой предмет.
Попросить в конце этой работы всех детей окружить воображаемый автомобиль и осторожно "вынести" его из группы.
Анализ упражнения:
Цель: Упражнение направлено на то, чтобы подчеркнуть уникальность и значимость каждого ребенка.
Какие самые-самые приятные слова ты слышал о себе самом за всю свою жизнь? Говорил ли кто-нибудь тебе, что ты уникальный человек и неповторимая личность? Правильно ли будет сказать кому-либо: Ты уникальный человек!"? Как можно доказать уникальность и неповторимость каждого человека?
Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий во время которого вы услышите много прекрасных и приятных слов в свой
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и расслабьтесь.
Ты знаешь о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звезды отличаются друг от друга по цвету, некоторые — по величине. Но каждый из нас несет в своей душе эту звезду, которая и делает его уникальным и неповторимым человеком. Давай разыщем твою собственную звезду.
Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове возможно, она скрывается в твоем сердце, в животе или где-то еще столько ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними
Подождать, пока дети подадут вам сигнал
о том, что нашли свою чудесную звезду.
Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всем ее лице? А, может быть, ты видишь тихую и маленькую улыбку? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку.
Дождаться, пока все дети не подадут этот сигнал.
Твоя звезда смеется или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну. (Начните говорить более тихим и проникновенным голосом.) Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай, что она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того, как ты внимательно выслушаешь все, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку.
Снова дождаться, когда все дети подадут сигнал.
Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Теперь аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души, туда, где ты и разыскал ее. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: "Я уникальный и неповторимый человек!"
А теперь ты можешь потянуться, поочередно напрягая и расслабляя все мышцы твоего тела. Попрощайся со своей звездой и постепенно открой глаза. Посмотри на всех окружающих тебя детей в классе и возвращайся к нам.
Анализ упражнения:
Цель: Необходимо сделать остров из газет, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве.
Вы видите перед собой на полу небольшой остров. Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом островке. Это на самом деле получился совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем.
Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников