Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа с исправлениями от сарычевои.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Занятие 4:

Задачи:

  • расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия детей;
  • формирование доверительных отношений;
  • формировать навыки сотрудничества;
  • способствовать сплочению детей.

Оборудование: складной метр, по 3 деревянных кубика на каждого ребенка; шерстяное одеяло; клубок ниток.

Ход занятия:

  1. Игра «Небоскреб»;
  2. Игра «Аэробус»;
  3. Игра «Паутина»;
  4. Игра «Только вместе».

Занятие 5.

Задачи:

  • способствование объединению и сплочению детей;
  • расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия;
  • развитие понимания важности каждого ребенка;
  • развитие доверительных отношений.

Оборудование: покрывало.

Ход занятия:

  1. Игра «Кого нет»;
  2. Игра «Объятие»;
  3. Игра «Щепки на реке»;
  4. Игра «Аплодисменты».

Занятие 6.

Задачи:

  • способствование объединению и сплочению детей;
  • расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • способствование формированию конструктивных способов поведения;
  • развитие доверительных отношений;
  • развитие любознательности;
  • развитие умения слушать других.

Оборудование: упаковка перевязочного бинта, бумага и восковые мелки на каждую пару детей; колокольчик и повязка на глаза; красивый, не слишком маленький камень.

Ход занятия:

  1. Игра «Сиамские близнецы»;
  2. Игра «Отдать приказ»;
  3. Игра «Путь доверия»;
  4. Игра «Камень мудрости».

Занятие 7

Задачи:

  • Расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия;
  • способствование сплочению детей;
  • развитие навыков невербального общения;
  • способствование избавлению от негативных переживаний, агрессии, деструктивного поведения;
  • развитие доверительных отношений.

Оборудование: бумага и карандаши для каждого ребенка.

Ход занятия:

  1. Игра «Машины»;
  2. Игра «Что я люблю делать»;
  3. Игра «Рисуем чувства»;
  4. Игра «Испуганный ежик

Занятие 8

Задачи:

  • расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия детей;
  • развитие навыков общения;
  • развитие групповой сплоченности;
  • развитие умения считаться с желаниями других;
  • развитие доверительных отношений.

Оборудование: «волшебная палочка»; сказки «Красная шапочка» и «Царевна-лягушка»; магнитофон, диск с детскими песнями.

Ход занятия:

  1. Игра «Волшебная палочка»;
  2. Игра «Голосование»
  3. Игра «Слепой танец»
  4. Игра «Передай дальше»

Занятие 9 , Занятие 10 (заключительные).

Задачи:

  • Изучение правил и приемов, способствующих дружескому общению;
  • Закрепление достигнутых результатов работы.

Ход занятия:

1. Предварительно подбираются не более 3 игр для каждого занятия из уже использованных ранее в программе. Это могут быть игры, потенциал которых не был должным образом реализован из-за внешних обстоятельств; а так же игры, за счёт которых удалось наиболее полно достичь поставленных задач.

2. Игра «Правила  дружбы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Конспекты занятий по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Занятие 1.

Задачи:

  • Ознакомить детей с тематикой занятий;
  • расширить положительный опыт общения и игрового взаимодействия детей;
  • способствование сплочению детей
  • развивать навыки сотрудничества

Игры и упражнения: «Неожиданные картинки», «Волшебная подушка», «Раскрасить любовью».

Оборудование: лист бумаги и восковые мелки на каждого ребенка, небольшая подушка, магнитофон, диск со спокойной музыкой.

Ход занятия:

  1. Вступительные слова:

Цель: ознакомление детей с тематикой занятий.

Ребята, мы с  вами начинаем новые занятия. Это будут не простые занятия. С помощью этих занятий мы будем учиться помогать и поддерживать друг  друга. Учится жить в нашем коллективе дружно, сотрудничать друг с другом.

  1. Упражнение «Неожиданные  картинки»

Цель: Во время этой игры дети имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Сядьте  в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)

По  моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок  своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.

Дать детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросить их снова передать свой рисунок соседу слева.

Анализ  упражнения:

  • Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
  • Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
  • Какой рисунок тебе нравится больше всего?
  • Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?
  1. Игра «Волшебная подушка»

Цели: Эта игра дает детям возможность выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие члены группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез.

Сядьте, образуя круг. Я принесла вам сегодня волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании, может быть, самом важном. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят в группе, или со мной, или с садиком в целом. Но это может быть и совсем другое желание, например, чтобы у родителей было больше времени для вас, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас появилась своя комната и т.д. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: "Я хочу..." Все остальные будут внимательно его слушать. Рассказчик сам решает, кому он передаст подушку дальше. После того как мы выслушаем желания всех ребят, мы можем поделиться впечатлениями.

Анализ упражнения:

  • Слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь?
  • Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?
  • Когда ты набрался, наконец, смелости, чтобы рассказать о своем желании или надежде?
  • Есть ли у тебя желания, которые может выполнить учитель или ребята из твоего класса?

 

  1. Игра «Раскрасить любовью».

Цель: Эта игра создает в группе обстановку взаимной любви, закладывает основы устойчивых дружеских отношений между детьми.

Как вы показываете другим людям, что вы их любите? Каким образом вы сами понимаете, что другой человек вас любит?

Сейчас разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. (Тоже вытянуть руки вперед.) Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы вы показали сейчас друг другу, как сильно вы друг друга любите. Для этого вы сейчас "раскрасите" друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки... Я покажу вам сейчас, как это можно сделать.

Подойти по очереди к нескольким детям и начать их "раскрашивать" — легкими круговыми движениями рук скользить сверху вниз по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам... Таким образом, как бы растапливаются льдинки недоверия. Сказать также каждому ребенку, какой цвет для него был выбран.

Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Сначала приготовьте свои ладошки для "раскрашивания": потрите их друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все теплее и теплее... Пока вы трете ладошки, подумайте о том, как много любви в вашем сердце... (15 секунд.)

Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они... Теплые? Слегка покалывают? Они наполнены энергией? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их... (5 секунд.)

Ощутите эту любовь в своих ладонях (5 секунд.), и почувствуйте, как ладони "окрашиваются" цветом любви, добра, нежности... (5 секунд.)

А теперь откройте глаза. Тот из вас двоих, кто старше, первым начинает "раскрашивать" младшего. Делайте это под музыку.

Положите руки сверху на голову вашего партнера. Если вы действительно "окрашиваете" его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте себе, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начните с головы и постепенно спускайтесь ниже. "Окрашивайте" уши, потом щеки, затылок... Через плечи опускайтесь по рукам к ладоням... Наконец, от бедер по ногам переходите к коленям и ступням...

Теперь поменяйтесь ролями... (Повторить, всю инструкцию заново.) Теперь у вас есть несколько минут, чтобы обсудить друг с другом ваши ощущения.

Анализ упражнения:

  • Что ты чувствовал, когда "окрашивали" тебя?
  • Что ты чувствовал, когда "окрашивал" своего партнера?
  • Видел ли ты тот цвет, в который тебя "окрашивал" твой партнер?
  • Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения в ладонях, когда "окрашивал" своего партнера?
  • Какие нежные и ласковые мысли ты посылал своему партнеру?
  • Что было для тебя трудно в этой игре?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 2.

Задачи:

  • расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия детей;
  • способствование сплочению детей;
  • развивать навыки сотрудничества;
  • Развивать навыки невербального общения.

Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников