Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:59, дипломная работа
Цель исследования: подобрать и апробировать коррекционно-педагогические условия, способствующие формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучить научную коррекционную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2.Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в аппликации у старших дошкольников с ОНР. 7
1.1.Психолого-педагогические исследования проблемы формирования технических умений у старших дошкольников. 7
1.2. Специфика технических умений в аппликации. 13
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности технических умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 64
2.3.Выявление динамики в формировании технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список литературы: 110
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в аппликации у старших дошкольников с ОНР. 7
1.1.Психолого-педагогические
исследования проблемы
1.2. Специфика технических умений в аппликации. 13
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 25
Глава
2. Опытно-экспериментальная
2.1.
Констатирующий этап опытно-
2.2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 64
2.3.Выявление
динамики в формировании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список литературы: 110
Основное значение
Термин «аппликация» от латинского слова «appllcatio» - означает «прикладывание» - один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. (М.А. Гусакова).
В современных
педагогических и
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности. Формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и аппликацией.
Аппликация
— один из любимых детьми
видов изобразительной
Дети, выполняя аппликационные
работы, приобретают новые знания,
закрепляют представления, полученные
на других занятиях. Все виды изобразительной
деятельности детей, в том числе
и аппликация, направлены на формирование
у детей определенных знаний, развитие
умений, отработку навыков и воспитание
личности. Аппликация дает детям
возможность активнее усваивать
знания о цвете, строении предметов,
их величине, о плоскостной форме
и композиции. В аппликации есть
возможность передвигать
Процесс создания
аппликации состоит из целого
ряда последовательно
Психологи Зинченко
В.П., Мещеряков Б.Г., Кузин В.С.
понимают под умением
Коджаспирова Г.М., Мижериков В.А. указывают, что умения - способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков [16, с. 670].
Умение - это элемент деятельности,
позволяющий что-либо делать с высоким
качеством, точно и правильно
выполнять действие, серию действий
и операций. Умение включают в себя
автоматически выполняемые
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники соответствует прямой, непосредственный результат работы специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. А если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.
Актуальность проблемы
формирования технических
Объект исследования: формирование технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс формирования технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования: подобрать и апробировать коррекционно-педагогические условия, способствующие формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучить научную коррекционную
психолого-педагогическую
2.Подобрать диагностический
инструментарий для
3. Провести коррекционно-
4. Выявить эффективность
коррекционно-педагогической
Методы исследования:
- Изучить научную коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический эксперимент.
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Качественный и количественный анализ полученных результатов.
Формировать - значит придавать определенную форму, законченность; порождать; создавать, составлять, организовывать. [55,с.520]
Под техникой понимается
совокупность специальных навыков,
способов и приемов, посредством
которых исполняется
Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством: точно и правильно выполнять какое-либо действие, серию операций [36,с.326]. Умение обычно включает в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом, представляют собой не полностью доведенные до автоматизма действия и операции, которые необходимо сознательно контролировать в основных промежуточных пунктах и конечной цели. Умения образуются в результате координации навыков, их объяснения в системе с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Они состоят в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, то есть получение в результате надежного итога действий. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение нужного качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиями деятельности с сохранением позитивных результатов работы.
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений – навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, то есть на уровне коры головного мозга.
Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности: спортивная, целиком построенная на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.[29,с.84]
В формировании всех типов умений и навыков нужны упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Умения – это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности [9, с.64]. Умения всегда опираются на знания. Жизненное значение умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят развитие восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно - моторной координации. На занятиях аппликацией с детьми с ОНР решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка с ОНР. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и создание психологами и педагогами оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Информация о работе Формирование технических умений в аппликации у детей старшего возраста с ОНР