Формирование технических умений в аппликации у детей старшего возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: подобрать и апробировать коррекционно-педагогические условия, способствующие формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучить научную коррекционную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2.Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в аппликации у старших дошкольников с ОНР. 7
1.1.Психолого-педагогические исследования проблемы формирования технических умений у старших дошкольников. 7
1.2. Специфика технических умений в аппликации. 13
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности технических умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 64
2.3.Выявление динамики в формировании технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список литературы: 110

Файлы: 1 файл

диплом новый.docx

— 255.46 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в аппликации у старших дошкольников с  ОНР. 7

1.1.Психолого-педагогические  исследования проблемы формирования  технических умений у старших  дошкольников. 7

1.2. Специфика технических умений  в аппликации. 13

1.3.Психолого-педагогическая  характеристика детей старшего  дошкольного возраста с ОНР. 25

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32

2.1.  Констатирующий этап опытно-экспериментальной  работы по выявлению уровня  сформированности технических умений  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР. 32

2.2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию технических умений  в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 64

2.3.Выявление  динамики в формировании технических  умений в                           аппликации у детей старшего  дошкольного возраста с ОНР. 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108

Список  литературы: 110

 

 

 

Введение

           Основное значение изобразительной  деятельности заключается в том,  что она является средством  эстетического воспитания. Специфика  занятий изобразительным творчеством  дает широкие возможности для  познания прекрасного, для развития  у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности. Каждый  вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния,  имеет свое специфическое воздействие  на ребенка. Аппликация считается  разновидностью художественной  деятельности. Она способствует  формированию и развитию многих  личностных качеств личности, ее  психических и эстетических возможностей.

Термин «аппликация» от латинского слова «appllcatio» - означает «прикладывание» - один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. (М.А. Гусакова).

    В современных  педагогических и психологических  исследованиях доказывается необходимость  занятий изобразительным творчеством  для умственного, эстетического  развития детей в дошкольном  возрасте.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности. Формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и аппликацией.

      Аппликация  — один из любимых детьми  видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение  фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания. Аппликация из бумаги представляет для дошкольника некоторые трудности, так как из исходного листа бумаги надо создать другие формы. Поэтому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания и вырезания. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не являются для ребенка простой механической операцией. Ему приходиться постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны совпадали. При еще слабой координации мелкой моторики, при неразвитом глазомере эти действия требуют от детей волевого и мыслительного напряжения.

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной  деятельности детей, в том числе  и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности.  Аппликация дает детям  возможность активнее усваивать  знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме  и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму  на другую. Это позволяет быстрее  приобрести композиционные знания и  умения. Каждый ребенок практически  усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать  и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до момента закрепления форм на фоне); развивается речь детей; дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений: слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу. Дети учатся правильно называть величинные понятия: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий –  низкий, больше – меньше, пополам, вдвое, вчетверо. Дети  овладевают целым  рядом аппликационных умений: вырезание, расположение на фоне, наклеивание, применением инструментов – ножниц, кисти, клея. У детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как плавность, точность, быстрота.

     Процесс создания  аппликации состоит из целого  ряда последовательно выполняемых  действий, требующих от ребенка  достаточно высокого уровня развития  изобразительных и технических  умений, а также сосредоточенности,  настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

 Психологи Зинченко  В.П., Мещеряков Б.Г., Кузин В.С.  понимают под умением промежуточный  этап овладения новым способом  действия, основанным на каком-либо знании . Формируются умения путем упражнений, что создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Коджаспирова Г.М., Мижериков В.А. указывают, что умения - способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков [16, с. 670].

Умение - это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким  качеством, точно и правильно  выполнять действие, серию действий и операций. Умение включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом  представляют собой сознательно  контролируемые части деятельности.

В изобразительном искусстве  под техникой (от греческого technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники соответствует прямой, непосредственный результат работы специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую  инициативу, снижает качество результатов  деятельности. А если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, аппликации на основу, внимание его  направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что  приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение  к работе.

 Актуальность проблемы  формирования технических умений  очевидна.

Объект исследования: формирование технических умений  в аппликации у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: процесс формирования технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Цель исследования:  подобрать и апробировать коррекционно-педагогические условия, способствующие формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

1. Изучить научную коррекционную  психолого-педагогическую литературу  по проблеме исследования

2.Подобрать диагностический  инструментарий для определения  уровня сформированности технических  умений  в аппликации у детей  старшего дошкольного возраста  с ОНР.

3. Провести коррекционно-педагогическую  работу по формированию технических  умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

4. Выявить эффективность  коррекционно-педагогической работы  по формированию технических  умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 

Методы исследования:

- Изучить научную коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования.

- Педагогическое наблюдение.

- Педагогический эксперимент.

- Анализ продуктов детской  деятельности.

- Качественный  и количественный  анализ полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в  аппликации у старших дошкольников с  ОНР.

1.1.Психолого-педагогические исследования проблемы формирования технических умений у старших дошкольников.

Формировать - значит придавать  определенную форму, законченность; порождать; создавать, составлять, организовывать. [55,с.520]

Под техникой  понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством  которых исполняется художественное произведение, умение использовать художественные возможности материала, согласованная  деятельность руки и глаза.[44, с.15]

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким  качеством: точно и правильно  выполнять какое-либо действие, серию операций [36,с.326]. Умение обычно включает в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом, представляют собой не полностью доведенные до автоматизма действия и операции, которые необходимо сознательно контролировать в основных промежуточных пунктах и конечной цели. Умения образуются в результате координации навыков, их объяснения в системе с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Они состоят в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, то есть получение в результате надежного итога действий. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение нужного качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиями деятельности с сохранением позитивных результатов работы.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений – навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно  включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда  изменяются условия деятельности, возникают  нестандартные ситуации, требующие  оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной  нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, то есть на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся  на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности: спортивная, целиком построенная на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.[29,с.84]

В формировании всех типов умений и навыков нужны упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Умения – это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности [9, с.64]. Умения всегда опираются на знания. Жизненное значение умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов  деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального  и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят развитие восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно - моторной координации. На занятиях аппликацией  с детьми с ОНР решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции  и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка с ОНР. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и создание психологами и педагогами оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности  имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Информация о работе Формирование технических умений в аппликации у детей старшего возраста с ОНР