Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа
В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………
Севастопольский городской гуманитарный университет
Психолого-педагогический факультет
Кафедра дошкольного и начального образования
Образовательно-
БАКАЛАВР
на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ВТОРОКЛАССНИКОВ О ЦВЕТЕ ПОСРЕДСТВОМ АЛЬБОМА С ПЕЧАТНОЙ ОСНОВОЙ»
Выполнила:
студентка 4 курса группы ДН 4
направление подготовки
6.010101 «Дошкольное образование»,
6.010102 «Начальное образование»
Михайловская В.В.
Руководитель Нифатова О.Ю. преподаватель
Рецензент: Гасникова Е.Н.
г. Севастополь – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе……………………………………………………………….
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….……………………………………………
Список использованных источников ……………………………………….63
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Художественное образование в начальной школе является основой формирования духовного мира личности ребенка. Изобразительное искусство играет особую роль в решении задач как художественного, так и личностного развития, духовного становления младших школьников. Его роль обусловлена изобразительной деятельностью, которая с раннего возраста становится общедоступной и захватывающей формой творчества.
В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.
Учитывая важность данного вопроса, многие психологи и педагоги уделяли большое внимание его изучению. Вопросу ознакомления детей с цветом и обучения их основам живописи на первоначальных этапах обучения в общеобразовательной школе уделяли внимание такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский и Иоганн Генрих Песталоцци. Вопросами формирования знаний младших школьников о цвете занимались следующие ученые: С.В. Коновець, Л.В. Бычкова, Л.Н. Любарская, С.И. Федун,
Л.М. Шульга, Т.Е. Рубля, Э.И. Кубышкина, Н.Н. Ростовцев, С.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и другие. С.И. Федун, Т.Е. Рубля работали над разработкой уроков по изобразительному искусству, уделяя большое вниманию темам, связанных с цветом, Э.И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б.М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т.Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.
Такая заинтересованность процессом формирования знаний у младших школьников о цвете исследователями повлекла за собой преобразование содержания образования, введение новых средств и методов обучения, в том числе таких средств обучения как альбом с печатной основой. Мы считаем, что альбомы играют важную роль в решении проблемы дифференциации и индивидуализации обучения, в том числе и на уроках изобразительного искусства, способствуя формированию, уточнению и углублению знаний младших школьников о цвете.
Однако, не смотря на значимость и актуальность данной проблемы, практика свидетельствует о недостаточной разработанности дидактических средств, а именно альбомов, направленных на формирование знаний школьников I ступени о цвете. Следовательно, возникает противоречие между необходимостью сформировать у младших школьников крепкие знания о цвете и между тем, что недостаточно реализуются средства, посредством которых это возможно сделать более успешно. Это способствовало выбору темы исследования: «Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой».
Объект. Процесс формирования знаний второклассников о цвете.
Предмет. Альбом как средство формирования знаний учащихся второго класса о цвете.
Цель. Разработать и апробировать альбом с печатной основой по формированию знаний второклассников о цвете.
Гипотеза. Формирование знаний второклассников о цвете будет осуществляться наиболее эффективно, если на уроках изобразительного искусства целенаправленно и систематично использовать такое средство обучения как альбом с печатной основой.
На основе изученной психолого-
1) раскрыть понятие «знания» в научно-педагогической теории;
2) проанализировать средства формирования знаний младших школьников о цвете;
3) разработать критериальную характеристику сформированности знаний второклассников о цвете;
4) разработать и апробировать тетрадь-альбом по формированию знаний второклассников о цвете.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, историко-педагогический анализ проблемы, обобщение полученного материала по проблеме формирования знаний второклассников о цвете;
- эмпирические – наблюдение и анализ работ учащихся, эксперимент (констатирующий и формирующий);
- статистические – количественный и качественный анализ результатов исследования, математическая обработка полученных данных.
Исследовательская работа проводилась в три этапа:
I этап – поисковый. Включал изучение литературных источников по проблеме, выбор объекта и предмета исследования, разработку гипотезы.
II этап – основной. Включал составление программы опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.
III этап – заключительный. Главным его содержанием было проведение опытно-экспериментальной работы, в процессе которой разрабатывался и апробировался альбом с печатной основой для формирования знаний второклассников о цвете.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в общеобразовательной школе I-III ступени №37. В эксперименте принимало участие два класса: экспериментальный 2-Б (23 ученика) и контрольный 2-В (27 учеников).
Апробация результатов исследования. Основные результаты работы были представлены на университетских студенческих научно-практических конференциях: отчётная научно-практическая студенческая конференция «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» – 2013 г.; «Салон инновационных научно-практических разработок» – 2013г.
Структура квалификационной работы. Работа включает в себя введение, содержание, I главу, II главу, выводы, список используемых источников и приложения.
Первая глава работы состоит из трех параграфов. Содержит базовые теоретические положения, основанные на анализе научной, методической, учебной и искусствоведческой литературы, а так же критериальную характеристику уровней сформированности знаний второклассников о цвете. Завершается первая глава выводами.
Вторая глава работы состоит из двух параграфов, в которых представлена программа опытно-экспериментальной работы по формированию у второклассников знаний о цвете, а так же контроль результативности проведенной работы на этапе формирования работы и сравнительный анализ данных, полученных на этапе констатации. Глава завершается выводами.
Выводы выстроены в соответствии с поставленными задачами и раскрывают результаты проведённого изучения.
Список используемых источников включает в себя 52 источников, которые представлены в алфавитном порядке.
Приложения включают в себя материалы, иллюстрирующие и подтверждающие положения квалификационной работы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЦВЕТЕ
Проблема развития знаний
у детей младшего школьного возраста
по своей теоретической и
Важная роль в развитии знаний принадлежит младшему школьному возрасту, именно в этот период начинается формирование мотивационно - потребностной сферы личности и закладываются основы умственного развития ребенка. По мере роста запасов новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение кругозора ребенка, формируется его мировосприятие. Процесс, специально организованный для формирования знаний, умений и навыков называется в педагогике обучение. Л.С. Выготский [5] говорил, что обучение ведет за собой развитие.
Под знаниями в обучении понимаются основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.
А.В. Полякова [32] считает, что знания и правильно избранный путь их усвоения – предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей.
Анализируя психолого-
Разные педагоги и ученые давали различные определения понятию «знания». Рассмотрим некоторые их них.
По мнению А.Ю. Коджаспирова, Г.М. Коджаспировой, [14] знание в широком смысле слова представляет собой проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека и выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения. С педагогической точки зрения — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.
О.С. Гребенюк и М.И. Рожков [8] определяли знание как результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).
И.В. Богданов [4] считает, что знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности».
М.С. Ткачева [44] под знаниями в обучении понимает основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.
С философской точки зрения «знание» - это «проверенный общественно-исторической практикой и удовлетворенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий» [17, с. 105].
И.А. Каиров дает такое определение: «Знание учащихся - это результат педагогически направленного усвоения фактов, законов, принципов, а также зашифрованных образов явлений и предметов» [28, с. 83].
В психологии И.А. Зимняя дает следующее понятие: «знание» - это «результат познания действительности человеком. Знания выступают в виде усвоенных понятий, законов, принципов, а также зафиксированных образов явлений и предметов» [12, с. 15]. По ее мнению психологически в основе знаний лежат процессы мышления и памяти. Истинные знания являются «результатом активного самостоятельного мышления» [12, с. 19].
Знания не являются неизменными.
В ходе общественно-исторической практики
людей они все время