Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа

Описание работы

В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………

Файлы: 1 файл

KVALIFIKATsIONNAYa_RABOTA_33.docx

— 232.98 Кб (Скачать файл)

Продолж. табл. 2.1

Основной этап

Формировать знания второклассников  о цвете по следующим критериям:

 

 

 

– знание названий основных и производных цветов и использование их в речи,  способность различать «теплые» и  «холодные» оттенки и знание способов их получения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1 (стр. 10)

Дидактическая задача:

Раскрась первый треугольник  синей акварельной краской и  дай ему просохнуть. В это время  тщательно вымой в воде кисточку, отожми её, возьми жёлтую краску и раскрась, второй треугольник.

Какого цвета вышел  тот кусочек, где жёлтый цвет попал  на синий?

Дальше, дав рисунку просохнуть, возьми красную краску и закрась  третий треугольник.

Какой цвет появился на том  его кусочке, что «залез» на предыдущую фигуру?

Задание № 2 (стр. 11)

Дидактическая задача:

Назови и покажи на цветовом круге основные цвета. Какие цвета называются производными?

Скажи, как их можно получить.

Задание № 3 (стр. 12)

Скажи, какие цвета называют холодными, а какие теплыми. Назови теплые и холодные цвета по своему набору красок или по цветовому кругу.

Задание № 4 (стр. 13)

Дидактическая задача:

Попробуй достигнуть постепенного перехода от теплого к холодному оттенку, работая на листах альбома.


 

 

Продолж. табл. 2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения;

Задание № 5 (стр. 13)

Дидактическая задача:

Разукрась левое яблоко в  холодных тонах, а правое – в теплых.

Задание № 6 (стр. 20)

Дидактическая задача:

Выполни упражнение по «растяжению» цвета.

Возьми насыщенный раствор  зеленой краски и, постепенно добавляя воду, постарайся добиться плавного перехода от самого темного к самому светлому тону, направляя движение кисти  сверху вниз.

Задание № 7 (стр. 22)

Дидактическая задача:

Посмотри на картину Исаака Левитана «Золотая осень».

 Скажи, какие цвета  использовал автор картины? 

Они теплые или холодные?

Какие оттенки ты видишь?

Задание № 8 (стр. 27)

Дидактическая задача:

Посмотри на рисунки и  скажи, на каком фоне мак выглядит ярче и контрастней? А василек? А  тюльпан?

С чем это связано?

Задание № 9 (стр. 27)

Дидактическая задача:

Скажи, какие пары цветов дополняют друг друга?

Как они называются?


Продолж. табл. 2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный

этап

 

 

 

 

 

– знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа.

 

 

 

 

 

Укреплять, дополнять и  обобщать знания второклассников о  цвете по следующим критериям  и применять знания в практической деятельности при измененных условиях:

–  знание названий основных и производных цветов и использование их в речи,  способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения.

Задание № 10 (стр. 32)

Дидактическая задача:

Посмотри на картину Виктора  Васнецова «Кощей Бессмертный».

Как ты считаешь, кто является отрицательным героем, а кто –  положительным?

Почему ты так решил?

Задание № 11 (стр. 33-34)

Дидактическая задача:

Попробуй с помощью  цвета передать характер двух сестер Бабок-Ёжек: младшей доброй хохотушки Матрёны и старшей сердитой Федосьи.

Задание № 1 (стр.11)

Дидактическая задача:

Разукрась лепестки этого  волшебного цветка так, чтобы цвета  не повторялись, используя 3 основные краски. Помни, что ты можешь смешивать цвета, чтоб получить новые.

Задание № 2 (стр. 14)

Дидактическая задача:

Помоги художнику передать с помощью цвета летнюю атмосферу  рисунка.

 Используй при работе  теплую цветовую гамму.

А теперь помоги передать с  помощью цвета зимнюю атмосферу  рисунка.

Используй при работе холодную цветовую гамму.


Продолж. табл. 2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения;

– знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа.

Задание № 3 (стр. 15)

Дидактическая задача:

А ты когда-нибудь обращал  внимание, как изменяется цвет предметов  при разном освещении, в разное время  суток?

Посмотри на картину-таблицу   Н.П. Крымова «Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток».

К какому времени суток  принадлежит каждый из домиков? Какие изменения ты заметил?

Попробуй изобразить домик  в разное время суток при разном освещении (утром, днем, вечером и  ночью). Почему домики в разное время суток выглядят по-разному?

Какие цвета ты использовал  в работе? С чем связан такой  выбор?

Задание № 4 (стр. 23)

Дидактическая задача:

А теперь попробуй нарисовать осеннее дерево, используя при  этом различные оттенки желтого, оранжевого и красного цвета.

Задание № 5 (стр. 28)

Дидактическая задача:

Разукрась орнамент так, что  бы в каждом была задействована одна пара дополнительных цветов.

 

Задание № 6 (стр. 35)

Дидактическая задача:

Попробуй нарисовать море.

Какой характер будет у  него? Бурный или спокойный?

Какие цвета и оттенки  ты будешь использовать при рисовании?

Контрольный диагностический  срез


Рассмотрим ход проведения формирующего эксперимента.

  1. Мотивационный  этап.

Цель этапа: заинтересовать учащихся изобразительной деятельностью и развивать из познавательный интерес путем предоставления интересного материала.

На данном этапе возникает противоречие между программными требованиями касательно развития у учащихся вторых классов знаний о цвете и отсутствием мотивации у детей к получению знаний.

Для реализации поставленной цели и разрешения возникшего противоречия, нами были  составлены и предложены учащимся специальные задания. При их проведении, мы реализовывали следующую цель: пробудить у учащихся интерес к изобразительной деятельности и вызвать желание заняться практической художественной деятельностью. Так же на первом этапе у учащихся должна быть создана готовность к работе над усвоением знаний о цвете: они должны вспомнить уже изученный материал и обобщить его.

Реализация данной цели происходила  при помощи следующих заданий: второклассникам предлагалось прочитать (или прослушать) стихотворение «Как научиться рисовать» и ответить на ряд вопросов; прочитать и отгадать загадки; познакомиться со сказкой П. Корчмароша и вспомнить о способах получения производных цветов.

 На первом мотивационном этапе данная работа проходила в виде беседы. Учащиеся с большой заинтересованностью прослушивали данное стихотворение, охотно вступали в диалог, активно высказывали свое впечатление от него. Особенно отличился Никита П. и Юля Ш. Эти учащиеся не только с увлечением отгадывали загадки, высказывали свои суждения, но и во внеурочное время стали собирать познавательную информацию касательно свойств и качеств цвета.

Для выполнения заданий первого  этапа отводился временной промежуток – две недели.

Основной этап.

Цель этапа: формировать знания второклассников о цвете.

На данном этапе возникает противоречие между программными требованиями, касательно формирования знаний младших школьников о цвете и реальным учебным процессом, в котором отсутствуют специальные средства обучения, вследствие чего, как показал констатирующий эксперимент, учащиеся имеют довольно низкий уровень овладения этими знаниями.

Для реализации поставленной цели и разрешения возникшего противоречия, нами были  составлены и предложены учащимся специальные задания. При  их проведении, мы реализовывали следующую  цель: формировать знания второклассников о цвете по следующим критериям:

–  знание названий основных и производных цветов и использование их в речи,  способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения (задания 1- 7);

– представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения (задания 8-9);

– знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа (задания 10-11).

На втором основном этапе  учащимся предлагалось не только ответить устно, но выполнить некоторые задания  практически. Это связано с тем, что многие понятия в живописи являются абстрактными и для их усвоения учащимся необходима наглядность и  практические действия.

В процессе работы на данном этапе большинство второклассников  активно выполняли задания, не допуская грубых ошибок. Особенно хорошо справились с заданиями Андрей К., Саша У., и Ира Р. Эти учащиеся довольно быстро и правильно выполняли задания и помогали своим одноклассникам.

Для выполнения серий заданий  для второго этапа отводился  временной промежуток – часть I четверти, II и III четверти.

III этап – заключительный.

Цель этапа: укреплять, дополнять и обобщать знания второклассников о цвете и применять знания в практической деятельности при измененных условиях.

На данном этапе возникает противоречие между наличием у учащихся знаний и слабым умением применять их в практической деятельности при измененных условиях.

Для реализации поставленной цели и разрешения возникшего противоречия, нами были  составлены и предложены учащимся специальные задания. При  их проведении, мы реализовывали следующую  цель: укреплять, дополнять и обобщать знания второклассников о цвете  по следующим критериям и применять  знания в практической деятельности в измененных условиях:

 – знание названий основных и производных цветов и использование их в речи,  способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения (задания 1- 4);

– представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения (задание 5);

– знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа (задание 6).

На третьем и заключительном этапе учеником предлагалось выполнить  некоторые задания практически, применяя уже имеющиеся знания в  измененных ситуациях. При этом приветствовался  творческий подход детей к работе. Дети увлеченно выполняли предложенные задания. Большинство из них продемонстрировали высокие результаты.

Для выполнения заданий этого  этапа отводился временной промежуток – IV четверть.

Таким образом, проведённые  серии заданий позволили учащимся самостоятельно применять полученные знания в процессе изобразительной  деятельности, что разрешило противоречие, возникшее на заключительном этапе, и способствовало реализации цели.

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный  диагностический срез в двух классах: контрольном 2 – В и экспериментальном 2 - Б, который позволил нам выявить следующие результаты сформированности знаний второклассников о цвете.

Мы проанализировали работы учащихся на основании нашей критериально-уровневой характеристики (Приложение Г, Д).

Приведем примеры уровней  знаний второклассников о цвете по следующим критериям:

- Знание названий основных и производных цветов и использование их в речи,  способность различать «теплые» и  «холодные» оттенки и знание способов их получения:

Андрей К. (высокий уровень) – ученик быстро и без посторонней помощи называет основные и производные цвета. Самостоятельно получает производные цвета путем смешивания основных цветов (смешивая красный и желтый получает оранжевый, желтый и синий – зеленый, а синий и красный – фиолетовый). Знает понятие оттенок и оперирует им.  Различает «теплые» и «холодные» оттенки и уместно их употребляет для передачи сезонных особенностей природы и освещения окружающей среды в разное время суток. Быстро и самостоятельно получает различные оттенки различными способами: путем добавлением черной или белой краски, разбавлением воды, а так же спекторных цветов.

Катя Г. (средний уровень) – девочка называет основные и  производные цвета. Получает производные  цвета путем смешивания основных цветов.  Самостоятельно различает  «теплые» и «холодные» оттенки только при наглядной опоре на приведенный  учителем ассоциативный ряд. С помощью  педагога может передать ими сезонные особенности природы и освещение  окружающей среды в разное время  суток. Знает не все способы получения оттенков. Самостоятельно получает различные оттенки путем добавления черной или белой краски, а так же разбавлением воды. С помощью учителя получает новые оттенки путем добавления спекторных цветов.

Вадим Б. (низкий уровень) –  ученик называет основные и производные  цвета. С подсказкой учителя смешивает  основные цвета для получения  производных. С трудом различает «теплые» и «холодные» оттенки, путает их. Только с помощью педагога может передать ими сезонные особенности природы и освещение окружающей среды в разное время суток. Знает не все способы получения оттенков. Только с помощью четких инструкций учителя получает различные оттенки различными способами: путем добавлением черной или белой краски, разбавлением воды, а так же спекторных цветов.

Информация о работе Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой