Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа
В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………
Продолж. табл. 2.1
Основной этап |
Формировать знания второклассников о цвете по следующим критериям:
– знание названий основных и производных цветов и использование их в речи, способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения;
|
Задание № 1 (стр. 10) Дидактическая задача: Раскрась первый треугольник синей акварельной краской и дай ему просохнуть. В это время тщательно вымой в воде кисточку, отожми её, возьми жёлтую краску и раскрась, второй треугольник. Какого цвета вышел тот кусочек, где жёлтый цвет попал на синий? Дальше, дав рисунку просохнуть, возьми красную краску и закрась третий треугольник. Какой цвет появился на том его кусочке, что «залез» на предыдущую фигуру? Задание № 2 (стр. 11) Дидактическая задача: Назови и покажи на цветовом круге основные цвета. Какие цвета называются производными? Скажи, как их можно получить. Задание № 3 (стр. 12) Скажи, какие цвета называют холодными, а какие теплыми. Назови теплые и холодные цвета по своему набору красок или по цветовому кругу. Задание № 4 (стр. 13) Дидактическая задача: Попробуй достигнуть постепенного перехода от теплого к холодному оттенку, работая на листах альбома. |
Продолж. табл. 2.1
– представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения; |
Задание № 5 (стр. 13) Дидактическая задача: Разукрась левое яблоко в холодных тонах, а правое – в теплых. Задание № 6 (стр. 20) Дидактическая задача: Выполни упражнение по «растяжению» цвета. Возьми насыщенный раствор зеленой краски и, постепенно добавляя воду, постарайся добиться плавного перехода от самого темного к самому светлому тону, направляя движение кисти сверху вниз. Задание № 7 (стр. 22) Дидактическая задача: Посмотри на картину Исаака Левитана «Золотая осень». Скажи, какие цвета использовал автор картины? Они теплые или холодные? Какие оттенки ты видишь? Задание № 8 (стр. 27) Дидактическая задача: Посмотри на рисунки и скажи, на каком фоне мак выглядит ярче и контрастней? А василек? А тюльпан? С чем это связано? Задание № 9 (стр. 27) Дидактическая задача: Скажи, какие пары цветов дополняют друг друга? Как они называются? |
Продолж. табл. 2.1
Заключительный этап
|
– знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа.
Укреплять, дополнять и обобщать знания второклассников о цвете по следующим критериям и применять знания в практической деятельности при измененных условиях: – знание названий основных и производных цветов и использование их в речи, способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения. |
Задание № 10 (стр. 32) Дидактическая задача: Посмотри на картину Виктора Васнецова «Кощей Бессмертный». Как ты считаешь, кто является отрицательным героем, а кто – положительным? Почему ты так решил? Задание № 11 (стр. 33-34) Дидактическая задача: Попробуй с помощью цвета передать характер двух сестер Бабок-Ёжек: младшей доброй хохотушки Матрёны и старшей сердитой Федосьи. Задание № 1 (стр.11) Дидактическая задача: Разукрась лепестки этого волшебного цветка так, чтобы цвета не повторялись, используя 3 основные краски. Помни, что ты можешь смешивать цвета, чтоб получить новые. Задание № 2 (стр. 14) Дидактическая задача: Помоги художнику передать с помощью цвета летнюю атмосферу рисунка. Используй при работе теплую цветовую гамму. А теперь помоги передать с помощью цвета зимнюю атмосферу рисунка. Используй при работе холодную цветовую гамму. |
Продолж. табл. 2.1
– представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения; – знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа. |
Задание № 3 (стр. 15) Дидактическая задача: А ты когда-нибудь обращал внимание, как изменяется цвет предметов при разном освещении, в разное время суток? Посмотри на картину-таблицу Н.П. Крымова «Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток». К какому времени суток принадлежит каждый из домиков? Какие изменения ты заметил? Попробуй изобразить домик в разное время суток при разном освещении (утром, днем, вечером и ночью). Почему домики в разное время суток выглядят по-разному? Какие цвета ты использовал в работе? С чем связан такой выбор? Задание № 4 (стр. 23) Дидактическая задача: А теперь попробуй нарисовать осеннее дерево, используя при этом различные оттенки желтого, оранжевого и красного цвета. Задание № 5 (стр. 28) Дидактическая задача: Разукрась орнамент так, что бы в каждом была задействована одна пара дополнительных цветов.
Задание № 6 (стр. 35) Дидактическая задача: Попробуй нарисовать море. Какой характер будет у него? Бурный или спокойный? Какие цвета и оттенки ты будешь использовать при рисовании? Контрольный диагностический срез |
Рассмотрим ход проведения формирующего эксперимента.
Цель этапа: заинтересовать учащихся изобразительной деятельностью и развивать из познавательный интерес путем предоставления интересного материала.
На данном этапе возникает противоречие между программными требованиями касательно развития у учащихся вторых классов знаний о цвете и отсутствием мотивации у детей к получению знаний.
Для реализации поставленной цели и разрешения возникшего противоречия, нами были составлены и предложены учащимся специальные задания. При их проведении, мы реализовывали следующую цель: пробудить у учащихся интерес к изобразительной деятельности и вызвать желание заняться практической художественной деятельностью. Так же на первом этапе у учащихся должна быть создана готовность к работе над усвоением знаний о цвете: они должны вспомнить уже изученный материал и обобщить его.
Реализация данной цели происходила при помощи следующих заданий: второклассникам предлагалось прочитать (или прослушать) стихотворение «Как научиться рисовать» и ответить на ряд вопросов; прочитать и отгадать загадки; познакомиться со сказкой П. Корчмароша и вспомнить о способах получения производных цветов.
На первом мотивационном этапе данная работа проходила в виде беседы. Учащиеся с большой заинтересованностью прослушивали данное стихотворение, охотно вступали в диалог, активно высказывали свое впечатление от него. Особенно отличился Никита П. и Юля Ш. Эти учащиеся не только с увлечением отгадывали загадки, высказывали свои суждения, но и во внеурочное время стали собирать познавательную информацию касательно свойств и качеств цвета.
Для выполнения заданий первого
этапа отводился временной
Основной этап.
Цель этапа: формировать знания второклассников о цвете.
На данном этапе возникает противоречие между программными требованиями, касательно формирования знаний младших школьников о цвете и реальным учебным процессом, в котором отсутствуют специальные средства обучения, вследствие чего, как показал констатирующий эксперимент, учащиеся имеют довольно низкий уровень овладения этими знаниями.
Для реализации поставленной цели и разрешения возникшего противоречия, нами были составлены и предложены учащимся специальные задания. При их проведении, мы реализовывали следующую цель: формировать знания второклассников о цвете по следующим критериям:
– знание названий основных и производных цветов и использование их в речи, способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения (задания 1- 7);
– представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения (задания 8-9);
– знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа (задания 10-11).
На втором основном этапе учащимся предлагалось не только ответить устно, но выполнить некоторые задания практически. Это связано с тем, что многие понятия в живописи являются абстрактными и для их усвоения учащимся необходима наглядность и практические действия.
В процессе работы на данном
этапе большинство
Для выполнения серий заданий для второго этапа отводился временной промежуток – часть I четверти, II и III четверти.
III этап – заключительный.
Цель этапа: укреплять, дополнять и обобщать знания второклассников о цвете и применять знания в практической деятельности при измененных условиях.
На данном этапе возникает противоречие между наличием у учащихся знаний и слабым умением применять их в практической деятельности при измененных условиях.
Для реализации поставленной
цели и разрешения возникшего противоречия,
нами были составлены и предложены
учащимся специальные задания. При
их проведении, мы реализовывали следующую
цель: укреплять, дополнять и обобщать
знания второклассников о цвете
по следующим критериям и
– знание названий основных и производных цветов и использование их в речи, способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения (задания 1- 4);
– представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения (задание 5);
– знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа (задание 6).
На третьем и заключительном этапе учеником предлагалось выполнить некоторые задания практически, применяя уже имеющиеся знания в измененных ситуациях. При этом приветствовался творческий подход детей к работе. Дети увлеченно выполняли предложенные задания. Большинство из них продемонстрировали высокие результаты.
Для выполнения заданий этого
этапа отводился временной
Таким образом, проведённые
серии заданий позволили
По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный диагностический срез в двух классах: контрольном 2 – В и экспериментальном 2 - Б, который позволил нам выявить следующие результаты сформированности знаний второклассников о цвете.
Мы проанализировали работы учащихся на основании нашей критериально-уровневой характеристики (Приложение Г, Д).
Приведем примеры уровней знаний второклассников о цвете по следующим критериям:
- Знание названий основных и производных цветов и использование их в речи, способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения:
Андрей К. (высокий уровень) – ученик быстро и без посторонней помощи называет основные и производные цвета. Самостоятельно получает производные цвета путем смешивания основных цветов (смешивая красный и желтый получает оранжевый, желтый и синий – зеленый, а синий и красный – фиолетовый). Знает понятие оттенок и оперирует им. Различает «теплые» и «холодные» оттенки и уместно их употребляет для передачи сезонных особенностей природы и освещения окружающей среды в разное время суток. Быстро и самостоятельно получает различные оттенки различными способами: путем добавлением черной или белой краски, разбавлением воды, а так же спекторных цветов.
Катя Г. (средний уровень)
– девочка называет основные и
производные цвета. Получает производные
цвета путем смешивания основных
цветов. Самостоятельно различает
«теплые» и «холодные» оттенки только
при наглядной опоре на приведенный
учителем ассоциативный ряд. С помощью
педагога может передать ими сезонные
особенности природы и
Вадим Б. (низкий уровень) – ученик называет основные и производные цвета. С подсказкой учителя смешивает основные цвета для получения производных. С трудом различает «теплые» и «холодные» оттенки, путает их. Только с помощью педагога может передать ими сезонные особенности природы и освещение окружающей среды в разное время суток. Знает не все способы получения оттенков. Только с помощью четких инструкций учителя получает различные оттенки различными способами: путем добавлением черной или белой краски, разбавлением воды, а так же спекторных цветов.