Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа

Описание работы

В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………

Файлы: 1 файл

KVALIFIKATsIONNAYa_RABOTA_33.docx

— 232.98 Кб (Скачать файл)

Во 2-В классе школы №37 в количестве 27 учеников:

- высокий уровень сформированности знаний о цвете показали 7 учеников, что составляет 25,9 %;

- средний уровень сформированности знаний о цвете показали  17 учеников, что составляет  63 %;

- низкий уровень сформированности знаний о цвете показали 3 учеников, что составляет 11,1 %.

Следовательно, мы видим, что  успеваемость учащихся во 2-Б классе повысилась на 60,8% по сравнению с  началом учебного года. Уровень знаний о цвете у экспериментального 2-Б класса стал на 33% выше, чем в контрольном 2-В.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента позволили нам  сделать  вывод о том, что уровень знаний о цвете у учащихся 2-Б класса, где проходил эксперимент, повысился  благодаря внедрению альбома  с печатной основой, что подтверждает выделенную нами гипотезу.

8.  На основе проведенной нами работы по развитию знаний младших школьников о цвете, можно отметить, что начинать работать с альбомом с печатной основой следует с первой четверти (первый семестр) и на протяжении всего года, для достижения хороших результатов; использовать альбом желательно один раз в неделю на уроках изобразительного искусства, для обеспечения учащимся постоянной и систематической работы. Разработанный нами альбом предоставляет возможность предлагать некоторые задания детям для работы дома.

Предложенный альбом с печатной основой построен на принципе от простого к сложному, для постепенного развития знаний второклассников о цвете. Так как задания дифференцированы по степени трудности и имеют репродуктивный, продуктивный и творческий характер, педагог может подбирать определенные задания персонально для каждого ученика с учетом его уровня развития. Выполнения заданий предусмотрены, как и для фронтальной, так и для индивидуальной формы работы, что обеспечит учителю качественную проверку выполнения заданий учениками.

Данный вид работы по формированию знаний учащихся о цвете не представляет особой сложности для учителя. Эксперимент показал, что при использовании альбома с печатной основой как средства обучения, процесс формирования знаний второклассников о цвете будет эффективным.  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.  Альфонсов В.Н. Слова и краски / В.Н. Альфонсов. –  СПб.: САГА, Азбука-классика, Наука, 2006. – 320 с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 1999. – 105 с.
  3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь /  Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  4. Богданов И. В. Педагогика и психология [Электронный ресурс] /                    И.В. Богданов, С.В. Лазарев,  С.С. Ануфриенко, Е.В. Чмыхова,  И.В. Усольцева, Н.В. Калинина. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/index.php.
  5. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте / Л.С. Выготский // Псих. наука и образование. 1996. – № 4. – С. 23 – 30.
  6. Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся / Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский. – М.: Логос, 2001. – 102 с.
  7. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя / Н.А. Горяева. - М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
  8. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
  9. Державний стандарт початкової загальної освіти // Початкова школа. - 2011. - №7. - С 1-19.
  10. Есина Е.В. Педагогическая психология: конспект лекций / Е.В. Есина. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
  11. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия»,  2003. – 208 с.
  12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 383 с.
  13. Иванова В.А. Электронный учебно-методический комплекс по педагогике [электронный ресурс] / В.А. Иванова. – Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/00a_autor.html
  14. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ « МарТ», 2005. – 448 с.
  15. Концепция художественно-эстетического воспитания учеников в общеобразовательных учебных заведениях Украины. // «Шкільний світ». - № 9 (137) март 2002.
  16. Краевский В.В. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / В.В. Краевский – М.: Просвещение, 1985. – 145 с.
  17. Краткий словарь по философии / [под  ред. И.В. Блауберга]. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 2002. – 431 с. 
  18. Кукушин В.С. Дидактика / В.С. Кукушин  – М.: ИКЦ «МарТ»,  2003. – 204 с.
  19. Купер М. Как понимать язык цвета / М. Купер. –  М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 144 с.
  20. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует / С.Д. Левин. – М.: Сов. Художник, 1979. – 271 с.
  21. Любарская Л.Н. Изобразительное искусство 2 класс / Л.Н. Любарская, Н.И. Резниченко, О.П. Протопова. Киев: «Форум», 2003. – 127с.
  22. Любарская Л.Н. Изобразительное искусство 2 класс / Л.Н. Любарская, Н.И. Резниченко. Киев: «Форум», 2002. – 111с.
  23. Маркова А.К.  Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
  24. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей / Миронова Л.Н. –  М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 150 с.
  25. Младковская Е.А. Дидактические условия конструирования рабочей тетради для младших школьников [Электронный ресурс] / Е.А. Младковская. – Режим доступа: http://www.lib.ua.net/112694.html.
  26. Неменский Б.Н. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 2 класса: Пособие для учащихся общеобразовательніх учреждений / Б.Н. Неменский. – М.: Издательство «Просвещение», - 2001. – 48с.
  27. Никологорская О.А. Волшебные краски. Книга для детей и родителей / О.А. Никологорская. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1997. – 96 с.
  28. Педагогический словарь / [под ред. И.А. Каирова]. В 2-х т. Т 1. – М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. – 774 с.
  29. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебник для студентов пед. учеб. заведений / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 546 с.
  30. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях / К.К. Платонов // Сов. пед. 1963. - № 11. - C. 98-107.
  31. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.:  Центр ВЛАДОС, 1999. – 576 с.
  32. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / [под ред. Л.В. Занкова]. – М.: Политиздат, 1998. – 227 с.
  33. Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. - К.: Початкова школа, 2002. – 296 с.
  34. Программы для средней общеобразовательной школы. 1-4 классы. – К.: Початкова школа, 2006. – 429 с.
  35. Психологическая диагностика / [под ред. М.К. Акимовой]. –  СПб.: Питер, 2005. –  304 с.
  36. Российская педагогическая энциклопедия / [под. ред. В.В. Давыдова]. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. –  646 с.
  37. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. / Н.Н. Ростовцев. - М.: АГАР, 2000. – 342 с.
  38. Савченко <span cla

Информация о работе Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой