Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа
В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………
Во 2-В классе школы №37 в количестве 27 учеников:
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Следовательно, мы видим, что успеваемость учащихся во 2-Б классе повысилась на 60,8% по сравнению с началом учебного года. Уровень знаний о цвете у экспериментального 2-Б класса стал на 33% выше, чем в контрольном 2-В.
Таким образом, результаты формирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о том, что уровень знаний о цвете у учащихся 2-Б класса, где проходил эксперимент, повысился благодаря внедрению альбома с печатной основой, что подтверждает выделенную нами гипотезу.
8. На основе проведенной нами работы по развитию знаний младших школьников о цвете, можно отметить, что начинать работать с альбомом с печатной основой следует с первой четверти (первый семестр) и на протяжении всего года, для достижения хороших результатов; использовать альбом желательно один раз в неделю на уроках изобразительного искусства, для обеспечения учащимся постоянной и систематической работы. Разработанный нами альбом предоставляет возможность предлагать некоторые задания детям для работы дома.
Предложенный альбом с печатной основой построен на принципе от простого к сложному, для постепенного развития знаний второклассников о цвете. Так как задания дифференцированы по степени трудности и имеют репродуктивный, продуктивный и творческий характер, педагог может подбирать определенные задания персонально для каждого ученика с учетом его уровня развития. Выполнения заданий предусмотрены, как и для фронтальной, так и для индивидуальной формы работы, что обеспечит учителю качественную проверку выполнения заданий учениками.
Данный вид работы по формированию знаний учащихся о цвете не представляет особой сложности для учителя. Эксперимент показал, что при использовании альбома с печатной основой как средства обучения, процесс формирования знаний второклассников о цвете будет эффективным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ