Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа

Описание работы

В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………

Файлы: 1 файл

KVALIFIKATsIONNAYa_RABOTA_33.docx

— 232.98 Кб (Скачать файл)

– учебный материал на листах альбома с печатной основой должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, быть доступным и интересным;

– альбом с печатной основой должен способствовать интеллектуальному развитию учащихся;

– в заданиях альбома с печатной основой должен отражаться принцип дифференциации и индивидуализации, учащихся в обучении.

В структуру альбома с печатной основой могут входить следующие разделы: пояснительная записка, условные обозначения и рекомендации по заполнению листов альбома; отдельные листы по темам программы; познавательная и развлекательная литература, приложения, листы с отдельными заданиями. Задания могут быть самыми разнообразными: дать определение понятиям, вставить пропущенное слово, выбрать правильный вариант ответа, нарисовать рисунок или разукрасить уже предложенный.

Также задания могут быть направлены на удовлетворение детской  любознательности и расширение кругозора. 
Листы альбома раскрывают информационную модель обучения и могут выступать как источник знаний и организации познавательной деятельности учащихся.

Методика применения рабочего альбома в учебном процессе заключается  в том, что она может использоваться учителем при повторении пройденного  материала для актуализации знаний учащихся перед изучением новой  темы, при подаче нового материала, при закреплении учебного материала на уроке и как домашнее задание. 

При составлении нами альбома  с печатной основой с целью  формирования знаний о цвете у  учащихся 2 класса были учтены вышеперечисленные  рекомендации и требования.

Предложенный альбом содержит материалы по формированию знаний о  цвете на уроках изобразительного искусства  и предназначен для учащихся вторых классов общеобразовательных школ.

Цель использования данного альбома с печатной основой в начальной школе – формирование знаний о цвете у учащихся второго класса.

Альбом составлен с  учетом основных требований и психолого-педагогических рекомендаций. При комплектации учебного материала соблюдены принципы наглядности, научности, доступности, связи теории с практикой, постепенного усложнения и т.д.

Упражнения и задания  направлены не только на формирование и уточнение знаний учащихся о  цвете, но и на развитие интереса к  изобразительной деятельности, к изобразительному искусству в целом.

В разработанном нами альбоме  задания разноуровневые и носят как репродуктивный, реконструктивный, так и творческий характер. Кроме этого в альбом включены задания по типичным признакам занимательности: загадки,  стихи, сказки, сто направлены на формирование интереса к предмету и развитие творческого потенциала учащихся.

В пособие включены необходимый  теоретический материал, образцы  репродукций известных художников, листы с отдельными заданиями.

Рекомендуемый нами альбом с печатной основой имеет следующие  структурные элементы:

- пояснительная записка; 

- условные обозначения;

- учебная, познавательная  и развлекательная литература;

- листы с отдельными  заданиями;

- содержание.

В альбоме обозначены следующие  разделы:

  1. Основные и производные, «теплые» и «холодные» цвета. Палитра цветовых оттенков;
  2. Родственные цвета. Цветовой контраст.
  3. Цвет как средство передачи эмоций и характера изображаемого.

    Предложенное нами пособие  может быть использовано учащимися, как на уроках изобразительного искусства, так и во время работы дома.

Таким образом, альбом — это дидактическое средство обучения,  разновидность учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы в ней учащегося, помогающей ему наиболее успешно усваивать знания. В нем заложена возможность увеличения наглядности учебного материала, что делает его более доступным, уточняет преподносимую детям учебную информацию. Одновременно - интенсифицирует интеллектуальную деятельность учащихся, позволяя вести её как фронтально, так и в индивидуальном режиме и, следовательно, помогая возбуждать и поддерживать познавательные интересы, что особенно важно для учащихся младших классов.

Однако, к сожалению,  использование  альбомов в современной школе носит не системный, а эпизодический характер. Связано это с тем, что объяснительно-иллюстративный метод, ещё широко практикуемый в начальной школе, не обеспечивает полноценного включения ребенка в самостоятельную учебную деятельность. А недостаточность раскрытия в дидактических ориентирах роли, значения, специфических возможностей рабочего альбома в решении проблемы обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников, не позволяет практикам полноценно использовать данные пособия в своей работе.

 

1.3. Критериальная характеристика

С целью создания критериальной характеристики нами были рассмотрены такие категории как: «критерий», «показатель», «уровень».

В.В. Давыдов определил,  критерий как  признак, основание, мерило оценки чего-либо» [36, с. 433]

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова [45] под критерием понимаются признаки, на основании которых производится оценка, определение, классификация чего-либо.

А.Я. Савченко [38] считает, что критериями являются ценности или стандарты, которыми руководствуется человек, когда принимает решения или выносит суждения.

Как было отмечено А.Ю. Коджаспировым и Г.М. Коджаспировой, «критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления» [14, с. 197].

По мнению  В.С. Кукушина [18], критерий – признак, положенный в основу классификации чего-либо или на основании которого проводится оценка какого-либо явления; мерило для оценки, суждения.

Вслед за П.И. Пидкасистым [29] под критерием мы будем понимать признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.

На основе требований «Программы для средней общеобразовательной  школы 1- 4 классы» [34], нами были выделены следующие критерии знаний второклассников о цвете:

– знание названий основных и производных цветов и использование их в речи,  способность различать «теплые» и  «холодные» оттенки и знание способов их получения;

– представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения;

– знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа.

В.И. Загвязинский [11] отмечает, что критерий - это обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Автор предполагает, что необходимо выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.

Ю.Г. Фокин [49] считает что показатель – это те факты, которые позволяют выявить и оценить эффективность деятельности по каждому из выделенных критериев.

В.А. Сластенин [40] определил   показатель как средство передачи информации о какой-либо сущности или явлении, обобщающая характеристика, по которой можно судить о качестве, состоянии или развитии совокупности, группы каких-либо объектов или процессов.  

В.И. Загвязинский пишет: «показатель – это те факты, которые позволяют выявить и оценить эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов – показателей, которые можно изменять» [11, с. 64].

В соответствии с определением, сформулированном в энциклопедическом словаре А.М. Прохорова [41], под показателем мы понимаем данные, по которым можно судить о развитии свойств       и    качеств   чего-либо.

В Педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова говорится, что уровень – это «степень, характеризующую качество, высоту, величину развития чего-нибудь» [36, с. 581].

Под уровнем мы понимаем желаемый уровень достижений личности, связанный    с   её  самооценкой;   определяется   степенью трудности   тех задач, которые личность   перед   собой ставит. А.Я. Савченко было отмечено, что «Оценка уровня  проводится   с точки зрения его адекватности – соответствия реальным возможностям человека»  [39, с. 712].

Также, согласно энциклопедии, понятие «уровень» понимается нами  как «степень величины, развития, значимости чего-нибудь» [41, с 506].

На основе вышеизложенного нами была составлена критериальная характеристика уровней сформированности знаний второклассников о цвете, представленная в табл. 1.3.

 

 

 

 

 

Таблица 1.3

 

Критерии

Уровневые показатели

Высокий уровень (творческий)

Средний уровень (реконструктивный)

Низкий уровень (репродуктивный)

Знание названий основных и производных цветов и использование их в речи,  способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения;

Учащийся быстро и без посторонней помощи называет основные и производные цвета. Самостоятельно получает производные цвета путем смешивания основных цветов. Знает понятие оттенок и оперирует им. Различает «теплые», и «холодные» оттенки и уместно их употребляет для передачи сезонных особенностей природы и освещения окружающей среды в разное время суток.

Быстро и самостоятельно получает различные оттенки различными способами: путем добавлением черной или белой краски, разбавлением воды, а так же спекторных цветов.

Учащийся называет основные и производные цвета. Получает производные  цвета путем смешивания основных цветов.

 Самостоятельно различает «теплые» и «холодные» оттенки только при наглядной опоре на приведенный учителем ассоциативный ряд. С помощью педагога может передать ими сезонные особенности природы и освещение окружающей среды в разное время суток.

Знает не все способы получения  оттенков. Самостоятельно получает различные оттенки путем добавления черной или белой краски, а так же разбавлением воды. С помощью учителя получает новые оттенки путем добавления спекторных цветов.

Учащийся называет основные и производные цвета. С подсказкой учителя смешивает основные цвета для получения производных.

С трудом различает «теплые» и «холодные» оттенки, путает их. Только с помощью педагога может передать ими сезонные особенности природы  и освещение окружающей среды  в разное время суток.

Знает не все способы получения  оттенков.

Только с помощью четких инструкций учителя получает различные  оттенки различными способами: путем  добавлением черной или белой  краски, разбавлением воды, а так  же спекторных цветов.


Продолж. табл.1.3

Представление о родственных  цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения  предмета или объекта изображения

Учащийся знает и оперирует  понятием «родственные цвета», самостоятельно и быстро называет 4 группы родственных  цветов. Знает, как образовывать пары дополнительных контрастных цветов. Имеет представление про явление  цветового контраста как средства выделения главного в композиции и самостоятельно переносит это  знание на практическую деятельность.

Учащийся знает понятие  «родственные цвета», с помощью учителя  называет 4 группы родственных цветов. При содействии педагога образовывает пары дополнительных контрастных цветов. Имеет слабое представление про  явление цветового контраста  как средства выделения главного в композиции. Самостоятельно не может  перенести это знание на практическую деятельность.

Учащийся имеет слабое представление о понятии «родственные цвета», не может назвать группы родственных цветов. С помощью педагога образовывает пары дополнительных контрастных цветов. Отсутствует представление про явление цветового контраста как средства выделения главного в композиции и, следовательно, не может применять цветовой контраст в своей деятельности.

Знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного  по характеру образа

Учащийся знает, как использовать цвет в качестве средства создания художественного образа, передавать цветом характер и настроение изображаемого.

Самостоятельно переносит  эти знания на практическую деятельность.

Учащийся знает, что цвет можно использовать для передачи в рисунке своего настроения или  настроения и характера изображаемого, однако не имеет достаточного представления  о том, какие цвета нужно для  этого использовать. При помощи учителя  может передавать цветом характер и  настроение изображаемого.

Учащийся не знает, как  использовать цвет для создания художественного  образа, и как передавать цветом характер и настроение изображаемого.


ВЫВОДЫ  К I ГЛАВЕ

 

  1.          Изучение психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы позволило нам сделать вывод, что проблема развития знаний у детей младшего школьного возраста по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальной проблем психологии и педагогики.
  2.          Исходя из анализа различных авторских определений сущности понятия «знания»,  можно дать следующее обобщенное значение этого термина: под знаниями в обучении понимаются основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.
  3.        Нами были рассмотрены различные авторские классификации знаний и выделены основные их признаки. Так же, опираясь на педагогические труды М. Н. Скаткина, В. В. Краевского, И. А. Каирова и др.,  мы определили основные качества знаний.
  4.        Помимо этого мы пришли к выводу, что в современной педагогической системе одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса выступают средства обучения, в большой степени влияющие на другие его компоненты, а именно на цели, содержание, формы и методы работы с учащимися. В современной школе существует система средств обучения — совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач.
  5.         Далее мы рассмотрели различные классификации средств обучения, уделив особое место альбому с печатной основой, представляющей собой учебное пособие, в содержание которой входят вопросы и задания, составленные на основе программных требований по предмету. После изучения соответствующей педагогической литературы, мы определили, что эффективность учебного процесса может повыситься в случае применения на уроках изобразительного искусства специально разработанных альбомов, так как в них  заложена возможность увеличения наглядности учебного материала и выбора различных практических заданий, что делает его более доступным, уточняет преподносимую детям учебную информацию.
  6.         Для проверки уровня сформированности  знаний второклассников о цвете мы определили, на основе требований Программы для средней общеобразовательной школы 1-2 классы «Изобразительное искусство», критерии сформированности знаний второклассников о цвете:

Информация о работе Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой