Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа
В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………
– учебный материал на листах альбома с печатной основой должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, быть доступным и интересным;
– альбом с печатной основой должен способствовать интеллектуальному развитию учащихся;
– в заданиях альбома с печатной основой должен отражаться принцип дифференциации и индивидуализации, учащихся в обучении.
В структуру альбома с печатной основой могут входить следующие разделы: пояснительная записка, условные обозначения и рекомендации по заполнению листов альбома; отдельные листы по темам программы; познавательная и развлекательная литература, приложения, листы с отдельными заданиями. Задания могут быть самыми разнообразными: дать определение понятиям, вставить пропущенное слово, выбрать правильный вариант ответа, нарисовать рисунок или разукрасить уже предложенный.
Также задания могут быть
направлены на удовлетворение детской
любознательности и расширение кругозора.
Листы альбома раскрывают информационную
модель обучения и могут выступать как
источник знаний и организации познавательной
деятельности учащихся.
Методика применения рабочего альбома в учебном процессе заключается в том, что она может использоваться учителем при повторении пройденного материала для актуализации знаний учащихся перед изучением новой темы, при подаче нового материала, при закреплении учебного материала на уроке и как домашнее задание.
При составлении нами альбома с печатной основой с целью формирования знаний о цвете у учащихся 2 класса были учтены вышеперечисленные рекомендации и требования.
Предложенный альбом содержит
материалы по формированию знаний о
цвете на уроках изобразительного искусства
и предназначен для учащихся вторых
классов общеобразовательных
Цель использования данного альбома с печатной основой в начальной школе – формирование знаний о цвете у учащихся второго класса.
Альбом составлен с учетом основных требований и психолого-педагогических рекомендаций. При комплектации учебного материала соблюдены принципы наглядности, научности, доступности, связи теории с практикой, постепенного усложнения и т.д.
Упражнения и задания направлены не только на формирование и уточнение знаний учащихся о цвете, но и на развитие интереса к изобразительной деятельности, к изобразительному искусству в целом.
В разработанном нами альбоме задания разноуровневые и носят как репродуктивный, реконструктивный, так и творческий характер. Кроме этого в альбом включены задания по типичным признакам занимательности: загадки, стихи, сказки, сто направлены на формирование интереса к предмету и развитие творческого потенциала учащихся.
В пособие включены необходимый
теоретический материал, образцы
репродукций известных
Рекомендуемый нами альбом с печатной основой имеет следующие структурные элементы:
- пояснительная записка;
- условные обозначения;
- учебная, познавательная и развлекательная литература;
- листы с отдельными заданиями;
- содержание.
В альбоме обозначены следующие разделы:
Предложенное нами пособие может быть использовано учащимися, как на уроках изобразительного искусства, так и во время работы дома.
Таким образом, альбом — это дидактическое средство обучения, разновидность учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы в ней учащегося, помогающей ему наиболее успешно усваивать знания. В нем заложена возможность увеличения наглядности учебного материала, что делает его более доступным, уточняет преподносимую детям учебную информацию. Одновременно - интенсифицирует интеллектуальную деятельность учащихся, позволяя вести её как фронтально, так и в индивидуальном режиме и, следовательно, помогая возбуждать и поддерживать познавательные интересы, что особенно важно для учащихся младших классов.
Однако, к сожалению, использование альбомов в современной школе носит не системный, а эпизодический характер. Связано это с тем, что объяснительно-иллюстративный метод, ещё широко практикуемый в начальной школе, не обеспечивает полноценного включения ребенка в самостоятельную учебную деятельность. А недостаточность раскрытия в дидактических ориентирах роли, значения, специфических возможностей рабочего альбома в решении проблемы обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников, не позволяет практикам полноценно использовать данные пособия в своей работе.
1.3. Критериальная характеристика
С целью создания критериальной характеристики нами были рассмотрены такие категории как: «критерий», «показатель», «уровень».
В.В. Давыдов определил, критерий как признак, основание, мерило оценки чего-либо» [36, с. 433]
В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова [45] под критерием понимаются признаки, на основании которых производится оценка, определение, классификация чего-либо.
А.Я. Савченко [38] считает, что критериями являются ценности или стандарты, которыми руководствуется человек, когда принимает решения или выносит суждения.
Как было отмечено А.Ю. Коджаспировым и Г.М. Коджаспировой, «критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления» [14, с. 197].
По мнению В.С. Кукушина [18], критерий – признак, положенный в основу классификации чего-либо или на основании которого проводится оценка какого-либо явления; мерило для оценки, суждения.
Вслед за П.И. Пидкасистым [29] под критерием мы будем понимать признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.
На основе требований «Программы
для средней
– знание названий основных и производных цветов и использование их в речи, способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения;
– представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения;
– знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа.
В.И. Загвязинский [11] отмечает, что критерий - это обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Автор предполагает, что необходимо выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.
Ю.Г. Фокин [49] считает что показатель – это те факты, которые позволяют выявить и оценить эффективность деятельности по каждому из выделенных критериев.
В.А. Сластенин [40] определил показатель как средство передачи информации о какой-либо сущности или явлении, обобщающая характеристика, по которой можно судить о качестве, состоянии или развитии совокупности, группы каких-либо объектов или процессов.
В.И. Загвязинский пишет: «показатель – это те факты, которые позволяют выявить и оценить эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов – показателей, которые можно изменять» [11, с. 64].
В соответствии с определением, сформулированном в энциклопедическом словаре А.М. Прохорова [41], под показателем мы понимаем данные, по которым можно судить о развитии свойств и качеств чего-либо.
В Педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова говорится, что уровень – это «степень, характеризующую качество, высоту, величину развития чего-нибудь» [36, с. 581].
Под уровнем мы понимаем желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. А.Я. Савченко было отмечено, что «Оценка уровня проводится с точки зрения его адекватности – соответствия реальным возможностям человека» [39, с. 712].
Также, согласно энциклопедии, понятие «уровень» понимается нами как «степень величины, развития, значимости чего-нибудь» [41, с 506].
На основе вышеизложенного нами была составлена критериальная характеристика уровней сформированности знаний второклассников о цвете, представленная в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Критерии |
Уровневые показатели | ||
Высокий уровень (творческий) |
Средний уровень (реконструктивный) |
Низкий уровень (репродуктивный) | |
Знание названий основных и производных цветов и использование их в речи, способность различать «теплые» и «холодные» оттенки и знание способов их получения; |
Учащийся быстро и без посторонней помощи называет основные и производные цвета. Самостоятельно получает производные цвета путем смешивания основных цветов. Знает понятие оттенок и оперирует им. Различает «теплые», и «холодные» оттенки и уместно их употребляет для передачи сезонных особенностей природы и освещения окружающей среды в разное время суток. Быстро и самостоятельно получает различные оттенки различными способами: путем добавлением черной или белой краски, разбавлением воды, а так же спекторных цветов. |
Учащийся называет основные и производные цвета. Получает производные цвета путем смешивания основных цветов. Самостоятельно различает «теплые» и «холодные» оттенки только при наглядной опоре на приведенный учителем ассоциативный ряд. С помощью педагога может передать ими сезонные особенности природы и освещение окружающей среды в разное время суток. Знает не все способы получения оттенков. Самостоятельно получает различные оттенки путем добавления черной или белой краски, а так же разбавлением воды. С помощью учителя получает новые оттенки путем добавления спекторных цветов. |
Учащийся называет основные и производные цвета. С подсказкой учителя смешивает основные цвета для получения производных. С трудом различает «теплые» и «холодные» оттенки, путает их. Только с помощью педагога может передать ими сезонные особенности природы и освещение окружающей среды в разное время суток. Знает не все способы получения оттенков. Только с помощью четких инструкций учителя получает различные оттенки различными способами: путем добавлением черной или белой краски, разбавлением воды, а так же спекторных цветов. |
Продолж. табл.1.3
Представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения |
Учащийся знает и оперирует
понятием «родственные цвета», самостоятельно
и быстро называет 4 группы родственных
цветов. Знает, как образовывать пары
дополнительных контрастных цветов.
Имеет представление про |
Учащийся знает понятие «родственные цвета», с помощью учителя называет 4 группы родственных цветов. При содействии педагога образовывает пары дополнительных контрастных цветов. Имеет слабое представление про явление цветового контраста как средства выделения главного в композиции. Самостоятельно не может перенести это знание на практическую деятельность. |
Учащийся имеет слабое
представление о понятии « |
Знание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа |
Учащийся знает, как использовать цвет в качестве средства создания художественного образа, передавать цветом характер и настроение изображаемого. Самостоятельно переносит эти знания на практическую деятельность. |
Учащийся знает, что цвет можно использовать для передачи в рисунке своего настроения или настроения и характера изображаемого, однако не имеет достаточного представления о том, какие цвета нужно для этого использовать. При помощи учителя может передавать цветом характер и настроение изображаемого. |
Учащийся не знает, как использовать цвет для создания художественного образа, и как передавать цветом характер и настроение изображаемого. |
ВЫВОДЫ К I ГЛАВЕ