Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа
В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………
В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. А.Я. Савченко [38] называет важнейшим требованием к знаниям - научность и одновременно доступность для детей данного возраста. Наиболее полная реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации образовательного процесса, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе связей не образовывались пустоты. Знания должны особым способом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к усвоению последующего.
А.Я. Савченко [38] считает, что знание является составной умений человека действовать. Мы придерживаемся этого мнения и полагаем, что конечным результатом реализации образовательной функции должна является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способность мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформулированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия "знание", приводит его более общем виде: "Знание - это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме" [50, с. 45.].
Знания и правильно избранный путь их усвоения – предпосылка умственного развития учащихся. Мы придерживаемся мнения А.В. Поляковой [32], которая считает, что сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей.
Н.К. Гладышева [6, с. 46] определила задачи, стоящие перед учителем, касательно формирования у школьников ряда знаний:
- перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;
- преобразовать знание
из плана его выражения в
содержание мыслительной
- сделать знание средством
формирования человека как
Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов.
Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений.
Следующий этап формирования
знаний предполагает процесс запечатления
и запоминания выделенных свойств
и отношений в результате многократного
их восприятия и фиксации. Затем
процесс переходит в этап активного
воспроизведения субъектом
Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания [23, с. 23-34]. Следовательно, если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития.
Знания могут усваиваться на разных уровнях:
- репродуктивный уровень – воспроизведение по образцу, по инструкции;
- продуктивный уровень – поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.
Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, В.П. Беспалько [2] выделил определенные уровни усвоения учебной информации. Рассмотрим их в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько)
Уровень усвоения |
Название уровня |
Характеристика уровня |
0 (нулевой) |
Понимание |
Отсутствие у обучающегося
опыта (знаний) в конкретном виде деятельности.
Вместе с тем понимание |
I |
Узнавание |
Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек . |
II |
Воспроизве-дение |
Обучающийся самостоятельно
воспроизводит и применяет |
III |
Применение |
Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное. |
IV |
Творчество |
Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством. |
Мы считаем, что важнейшей
особенностью младшего школьного возраста
является формирование нового вида деятельности
- учебной деятельности. Усвоение знаний
и перестройка, изменение самого
себя становятся единой учебной целью.
Знания и учебные действия усваиваются
не только для настоящего времени, но
и для будущего. Знания, которые
дети получают в школе, имеют научный
характер. Однако следует помнить, что
знания, воспроизведенные на практике,
позволяют сохранить, аккумулировать
социально обусловленный
Знания, получаемые детьми в процессе обучения, должны быть полноценными. М. Н. Скаткин, В. В. Краевский, И. А. Каиров и другие в своих работах выделяют следующие качества полноценных знаний:
- полнота;
- глубина;
- широта;
- оперативность;
- гибкость;
- конкретность и обобщенность;
- свернутость (развернутость);
- систематичность;
- осознанность;
- прочность [39, с. 96].
В педагогической литературе наиболее часто указываются такие качества знаний, как полнота, глубина, широта, оперативность, системность, осознанность.
М.Н. Скаткин определил полноту знаний как «количество всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренное программой» [39, с. 63]. О полноте знаний можно судить по тому, верно и полно ли выделены детьми признаки того или иного понятия.
Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, путем получения знаний, умения их доказывать. Мы поддерживаем мнение М.Н. Скаткина и В.В. Краевского относительно того, что первой и наиболее очевидной формой выражения осознанности знаний является умение ученика излагать знания своими словами, применять их на практике.
В.В. Краевский по прочностью знаний понимает «длительное сохранение полученных знаний в памяти учащихся и умение воспроизводить их и применять нужные знания в конкретной ситуации» [16, с. 80].
Е.В. Есина [10] к перечисленным выше качеством добавляет следующие:
- структурируемостъ,
- интерпретируемость,
- связность,
- активность.
Структурируемость, по ее мнению - это наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.
Интерпретируемость знаний (интерпретировать — значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний и со способами их использования.
Связность знаний – наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально
Активность знаний – способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.
Знания, с точки зрения Е.В. Есиной [10]:
- хранятся (запоминаются);
- воспроизводятся;
- проверяются;
- обновляются, в том числе переструктурируются;
- преобразуются;
- интерпретируются.
По форме отражения знания выделяют:
- знаковые,
- вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме,
- теоретические знания,
- образные, представленные
в образах, воспринятых
- вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществленные в результатах деятельности,
- процедурные, которые
заключены в текущей
Обширна классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.
В связи с тем, что темой данной работы является формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой, мы считаем необходимым рассмотреть требования программы и изучить мнения ученых, касательно того, что должно входить в эти знания. Относительно цвета, в содержании программы для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» для 2 класса [34] говорится, что к концу года учащиеся должны пользоваться названиями основных и производных цветов, различать «теплые» и «холодные» оттенки и знать способы их получения, учащиеся способны запомнить, что цвета красные и расположенные на спектре вокруг них оранжевые, желтые, напоминающие цвет огня, называются теплыми. Цвета голубые, синие, синевато-зеленые, которые ассоциируются с глубиной воды, со льдом, называются холодными. Дети должны иметь представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст является средством выделения предмета или объекта изображения; знать, что цвет выступает как средство передачи эстетических переживаний и создание определенного по характеру образа.
Отметим, что учащиеся 2 класса
уже знают основные цвета (красный, желтый,
зеленый), а также знают как получаются
производные цвета: при смешивании красный с желтым дают оранжевый цвет, желтый с синим
В процессе обучения дети узнают, что существуют так называемые взаимодополнительные цвета, образующие гармоничное сочетание, состоящее из двух цветов. Так красный – зелёный, синий – оранжевый, жёлтый – фиолетовый представляют собой сочетания, обладающие качеством гармоничности. Помимо этого учащимся становиться известно, что если смешивать основные цвета с производными (например, красный с зеленым, синий с оранжевым, желтый с фиолетовым), то получаются серые и грязные цвета. Поэтому такие сочетания в рисунках нежелательны. Так же во 2 классе ученики уже изучают не только получение зеленого, оранжевого, фиолетового цветов, но и могут различать их оттенки, как и оттенки других цветов. Так, добавлением разного количества желтой краски в красную, получаем оранжевые цвета разного звучания, желтой в синюю — разные оттенки зеленого и т. д. Понятия о тоне и светлоте цвета детям можно давать на примерах добавления белил и воды в краску, не требуя запоминания самих терминов. Черный цвет усиливает контрастное звучание других цветов.
Так же не следует забывать, что посредством цвета ребенок учится выражать свои эмоции, свое отношение к изображаемым предметам и объектам, реализовывать свой творческий потенциал. Согласно данным психологических исследований, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – красный, оранжевый, желтый цвета. Психологами, в том числе и В.С. Мухиной, было отмечено, что для передачи своего отношения к образу ребенок яркими, чистыми и красивыми цветами обычно изображает любимых героев, приятные события и явления, а тёмными и “грязными” - не любимых героев, не приятные события. Не зря было сказано М. Купер, что «Цвет является средством для выражения эмоций, особенно тех, которые ребенку трудно выразить словами» [19, с. 36].
Таким образом, проанализировав психолого – педагогическую, методическую и искусствоведческую литературу, мы пришли к выводу, что знания ребенка - интегральное качество, характеризующееся способами действий, уровнем восприятия, воображением, мышлением, стремлением преобразованию, активностью, уровнем развития личности, изменением памяти и уровнем полученного опыта.