Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа

Описание работы

В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………

Файлы: 1 файл

KVALIFIKATsIONNAYa_RABOTA_33.docx

— 232.98 Кб (Скачать файл)

В соответствии с образовательной  функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. А.Я. Савченко [38] называет важнейшим требованием к знаниям - научность и одновременно доступность для детей данного возраста. Наиболее полная реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации образовательного процесса, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе связей не образовывались пустоты. Знания должны особым способом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к усвоению последующего.

А.Я. Савченко [38] считает, что знание является составной умений человека действовать. Мы придерживаемся этого мнения и полагаем, что конечным результатом реализации образовательной функции должна является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способность мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформулированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Л.М. Фридман, проанализировав  существующие определения понятия "знание", приводит его более  общем виде: "Знание - это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме" [50, с. 45.].

Знания и правильно  избранный путь их усвоения – предпосылка умственного развития учащихся. Мы придерживаемся мнения А.В. Поляковой [32], которая считает, что сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей.

Н.К. Гладышева [6, с. 46] определила задачи, стоящие перед учителем, касательно формирования у школьников ряда знаний:

- перевести знание из  его застывших фиксированных  форм в процесс познавательной  активности обучаемых;

- преобразовать знание  из плана его выражения в  содержание мыслительной деятельности  учащихся;

- сделать знание средством  формирования человека как личности  и субъекта деятельности.

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Процесс  учебного познания складывается из нескольких этапов.

Первым из них является восприятие объекта, которое связано  с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений.

Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств  и отношений в результате многократного  их восприятия и фиксации. Затем  процесс переходит в этап активного  воспроизведения субъектом воспринятых  и понятых существенных свойств  и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру  прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания. Очень часто перечисленные  этапы формирования знаний принимают  в качестве критериев оценки уровней  их усвоения.

Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального  воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых  условиях; оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания [23, с. 23-34]. Следовательно, если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития.

Знания могут усваиваться  на разных уровнях:

- репродуктивный уровень – воспроизведение по образцу, по инструкции;

- продуктивный уровень – поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.

Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, В.П. Беспалько [2] выделил определенные уровни усвоения учебной информации. Рассмотрим их в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Характеристика  уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько)

Уровень усвоения

Название уровня

Характеристика  уровня

0 (нулевой)

Понимание

Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует  о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии  обучаемости.

I

Узнавание

Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек .

II

Воспроизве-дение

Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых  ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной.

III

Применение

Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в  нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как  продуктивное.

IV

Творчество

Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.


Мы считаем, что важнейшей  особенностью младшего школьного возраста является формирование нового вида деятельности - учебной деятельности. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единой учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются  не только для настоящего времени, но и для будущего. Знания, которые  дети получают в школе, имеют научный  характер. Однако следует помнить, что  знания, воспроизведенные на практике, позволяют сохранить, аккумулировать социально обусловленный процесс  памяти. «Содержание памяти представляет собой отражение действительности как в виде определенной системы  научного знания, так в виде обыденных  знаний.

Знания, получаемые детьми в  процессе обучения, должны быть полноценными. М. Н. Скаткин, В. В. Краевский, И. А. Каиров и другие в своих работах выделяют следующие качества полноценных знаний:

- полнота;

- глубина;

- широта;

- оперативность;

- гибкость;

- конкретность и обобщенность;

- свернутость (развернутость);

- систематичность;

- осознанность;

- прочность [39, с. 96].

В педагогической литературе наиболее часто указываются такие  качества знаний, как полнота, глубина, широта, оперативность, системность, осознанность.

М.Н. Скаткин определил полноту знаний как «количество всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренное программой» [39, с. 63]. О полноте знаний можно судить по тому, верно и полно ли выделены детьми признаки того или иного понятия.

Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, путем получения знаний, умения их доказывать. Мы поддерживаем мнение М.Н. Скаткина и В.В. Краевского относительно того, что первой и наиболее очевидной формой выражения осознанности знаний является умение ученика излагать знания своими словами, применять их на практике.

В.В. Краевский по прочностью знаний понимает «длительное сохранение полученных знаний в памяти учащихся и умение воспроизводить их и применять нужные знания в конкретной ситуации»  [16, с. 80].

Е.В. Есина [10] к перечисленным выше качеством добавляет следующие:

- структурируемостъ,

- интерпретируемость,

- связность,

- активность.

Структурируемость, по ее мнению - это наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.

Интерпретируемость знаний (интерпретировать — значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний и со способами  их использования.

Связность знаний – наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально

Активность знаний – способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Знания, с точки зрения Е.В. Есиной [10]:

- хранятся (запоминаются);

- воспроизводятся;

- проверяются;

- обновляются, в том  числе переструктурируются;

- преобразуются;

- интерпретируются.

По форме отражения  знания выделяют:

- знаковые,

-  вербальные знания, закодированные  в знаковой, языковой форме,

-  теоретические знания,

- образные, представленные  в образах, воспринятых органами  чувств.

- вещественные, существующие  в предметах труда, искусства  - овеществленные в результатах  деятельности,

- процедурные, которые  заключены в текущей деятельности  людей, в технологии, процедуре  трудового и творческого процесса.

Обширна классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы: гуманитарные и  точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.

В связи с тем, что темой  данной работы является формирование знаний второклассников о цвете  посредством альбома с печатной основой, мы считаем необходимым  рассмотреть требования программы  и изучить мнения ученых, касательно того, что должно входить в эти знания. Относительно цвета, в  содержании программы для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» для 2 класса [34] говорится, что к концу года учащиеся должны пользоваться названиями основных и производных цветов,  различать «теплые» и «холодные» оттенки и знать способы их получения, учащиеся способны запомнить, что цвета красные и расположенные на спектре вокруг них оранжевые, желтые, напоминающие цвет огня, называются теплыми. Цвета голубые, синие, синевато-зеленые, которые ассоциируются с глубиной воды, со льдом, называются холодными. Дети должны  иметь представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст является средством выделения предмета или объекта изображения; знать, что цвет выступает как средство передачи эстетических переживаний и создание определенного по характеру образа.

Отметим, что учащиеся 2 класса уже знают основные цвета (красный, желтый, зеленый), а также знают как получаются производные цвета: при смешивании красный с желтым дают оранжевый цвет, желтый с синим –  зеленый и красный с синим – фиолетовый цвет.

В процессе обучения дети узнают, что существуют так называемые взаимодополнительные цвета, образующие гармоничное сочетание, состоящее из двух цветов. Так красный – зелёный, синий – оранжевый, жёлтый – фиолетовый представляют собой сочетания, обладающие качеством гармоничности. Помимо этого учащимся становиться известно, что если смешивать основные цвета с производными (например, красный с зеленым, синий с оранжевым, желтый с фиолетовым), то получаются серые и грязные цвета. Поэтому такие сочетания в рисунках нежелательны. Так же во 2 классе ученики уже изучают не только получение зеленого, оранжевого, фиолетового цветов, но и могут различать их оттенки, как и оттенки других цветов. Так, добавлением разного количества желтой краски в красную, получаем оранжевые цвета разного звучания, желтой в синюю — разные оттенки зеленого и т. д. Понятия о тоне и светлоте цвета детям можно давать на примерах добавления белил и воды в краску, не требуя запоминания самих терминов. Черный цвет усиливает контрастное звучание других цветов.

Так же не следует забывать, что посредством цвета ребенок учится выражать свои эмоции, свое отношение к изображаемым предметам и объектам, реализовывать свой творческий потенциал. Согласно данным психологических исследований, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – красный, оранжевый, желтый цвета. Психологами, в том числе и В.С. Мухиной, было отмечено, что для передачи своего отношения к образу ребенок яркими, чистыми и красивыми цветами обычно изображает любимых героев,  приятные события и явления, а тёмными и “грязными” - не любимых героев,  не приятные события. Не зря было сказано М. Купер, что «Цвет является средством для выражения эмоций, особенно тех, которые ребенку трудно выразить словами» [19, с. 36].

Таким образом, проанализировав психолого – педагогическую, методическую и искусствоведческую литературу, мы пришли к выводу, что знания ребенка - интегральное качество, характеризующееся способами действий, уровнем восприятия, воображением, мышлением, стремлением преобразованию, активностью, уровнем развития личности, изменением памяти и уровнем полученного опыта.

 

    1. Средства формирования знаний младших школьников о цвете

Информация о работе Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой