Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа

Описание работы

В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………

Файлы: 1 файл

KVALIFIKATsIONNAYa_RABOTA_33.docx

— 232.98 Кб (Скачать файл)

- Представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения:

Костя И. (высокий уровень) - учащийся знает и оперирует понятием «родственные цвета», самостоятельно и быстро называет 4 группы родственных  цветов. Не испытывает трудностей в  выполнении заданий по образованию  пар дополнительных контрастных  цветов. Имеет представление про  явление цветового контраста  как средства выделения главного в композиции и самостоятельно переносит  это знание на практическую деятельность.

Рома Д. (средний уровень)  ученик знает понятие «родственные цвета», с помощью учителя называет 4 группы родственных цветов. При  содействии педагога образовывает пары дополнительных контрастных цветов. Однако мальчик имеет слабое представление про явление цветового контраста как средства выделения главного в композиции. Самостоятельно не может перенести это знание на практическую деятельность.

Миша К. (низкий уровень) учащийся имеет слабое представление о  понятии «родственные цвета», не может  назвать группы родственных цветов. Только с помощью педагога образовывает пары дополнительных контрастных цветов. Не имеет представление про явление  цветового контраста как средства выделения главного в композиции и, следовательно, не может применять  цветовой контраст в практической деятельности.

- Зание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа:

Маша Ч. (высокий уровень) - ученица знает, как использовать цвет в качестве средства создания художественного образа, передавать цветом характер и настроение изображаемого. Самостоятельно переносит эти знания на практическую деятельность.

Даша Д. (средний уровень) - девочка знает, что цвет можно  использовать для передачи в рисунке  своего настроения или настроения и  характера изображаемого, однако не имеет достаточного представления  о том, какие цвета нужно для  этого использовать. При помощи учителя  может передавать цветом характер и  настроение изображаемого.

Илья Н. (низкий уровень) - учащийся не знает, как использовать цвет для создания художественного  образа, и как передавать цветом характер и настроение изображаемого.

По результатам контрольного диагностического среза, проведенного в двух классах, можно назвать  следующие результаты:

Во 2-Б классе школы №37 в количестве 23 ученика:

- высокий уровень сформированности знаний о цвете показали 11 ученика, что составляет 47,8 %;

- средний уровень сформированности знаний о цвете показали  12 учеников, что составляет 52,2%;

- низкий уровень сформированности знаний о цвете отсутствует.

Во 2-В классе школы №37 в количестве 27 учеников:

- высокий уровень сформированности знаний о цвете показали 7 учеников, что составляет 25,9 %;

- средний уровень сформированности знаний о цвете показали  17 учеников, что составляет  63 %;

- низкий уровень сформированности знаний о цвете показали 3 учеников, что составляет 11,1 %.

 Результаты представим  в табл. 2.2

Таблица 2.2

Результаты проверки уровня сформированности знаний о цвете у учащихся контрольного и экспериментального классов

 

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Контрольный 2-В класс

7

25,9

17

63

3

11,1

Экспериментальный 2-Б класс

11

47,8

12

52,2

-

-


 

Данные результаты отражены в диаграмме  на Рис. 2.2.


 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Результат  проверки уровня сформированности знаний о цвете в экспериментальном классе и контрольном классах после контрольного среза

Данные результаты отразим  в гистограмме Рис. 2.3.

Рис.2.2. Результаты проверки уровня сформированности знаний о цвете у учащихся контрольного и экспериментального классов

 

Сравним результаты  констатирующего  и формирующего эксперимента во 2-Б классе и представим их на Рис. 2.3.

Рис.2.3. Результаты констатирующего и формирующего экспериментов во 2-Б классе

Таким образом, результаты формирующего эксперимента позволили нам  сделать  вывод о том, что уровень сформированности знаний второклассников о цвете у учащихся 2-Б класса, где проходил эксперимент, повысился благодаря внедрению альбома с печатной основой, что подтверждает выделенную нами гипотезу. Если на начало эксперимента большая часть учащихся находилась на среднем уровне, то к концу года, после контрольного среза, было выявлено, что почти у половину класса выявлен высокий уровень знаний.  Полностью отсутствует низкий уровень знаний. Таким образом, успеваемость повысилась на 60,8% по сравнению с началом учебного года. Уровень знаний о цвете у экспериментального 2-Б класса стал на 33% выше, чем в контрольном 2-В. Однако у учащихся остались трудности в работе с контрастными цветами и уместном употреблении их. Отдельным ученикам сложно передавать посредством цвета свои эмоциональные переживания, определять, что хотел сказать художник о характере своего героя используя те или иные оттенки. Таким образом, у нас остаются проблемы, над решением которых нам необходимо будет продолжать работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ  II

 

Таким образом, мы констатировали начальный уровень сформированности знаний второклассников о цвете. Результаты показали, что по уровню сформированности знаний о цвете учащихся двух классов можно разделить на 3 дифференцированные группы: с высоким уровнем сформированности знаний о цвете – 17,4% детей, со средним уровнем сформированности знаний о цвете – 52,2% детей, с низким уровнем сформированности знаний о цвете - 30,4% детей. При этом большинство учеников оказалось на среднем уровне. Причиной достаточно низких результатов констатирующего эксперимента могут быть трудности, обусловленные тем, что педагог не может достаточно много времени уделять целенаправленному изучению изобразительных свойств цвета и тем, что недостаточно разработаны средства обучения, способствующие формированию знаний у учащихся вторых классов о цвете. Данные констатирующего эксперимента доказали актуальность исследуемой проблемы.

Для повышения уровня сформированности знаний о цвете был проведен формирующий эксперимент, состоящий из трёх этапов:

I этап – мотивационный.

Цель: заинтересовать учащихся изобразительной деятельностью и развивать у них познавательный интерес путем предоставления  занимательных заданий и познавательной информации.

 II этап – основной.

Цель: формировать знания второклассников о цвете по следующим критериям:

-  знание названий основных  и производных цветов и использование  их в речи,  способность различать  «теплые» и  «холодные» оттенки  и знание способов их получения.

III этап – заключительный.

 Цель: укреплять, дополнять и обобщать знания второклассников о цвете по следующим критериям и применять знания в практической деятельности при измененных условиях.

После проведения контрольного диагностического среза во   2-Б классе, в котором мы проводили эксперимент, были получены следующие результаты:

В экспериментальном 2-Б классе школы №37 в количестве 23 ученика:

- высокий уровень сформированности знаний о цвете показали 11 ученика, что составляет 47,8 %;;

- средний уровень сформированности знаний о цвете показали  12 учеников, что составляет 52,2%;

- низкий уровень сформированности знаний о цвете отсутствует.

Во 2-В классе школы №37 в количестве 27 учеников:

- высокий уровень сформированности знаний о цвете показали 7 учеников, что составляет 25,9 %;

- средний уровень сформированности знаний о цвете показали  17 учеников, что составляет  63 %;

- низкий уровень сформированности знаний о цвете показали 3 учеников, что составляет 11,1 %.

Следовательно, мы видим, что  успеваемость учащихся во 2-Б классе повысилась на 60,8% по сравнению с  началом учебного года. Уровень знаний о цвете у экспериментального 2-Б класса стал на 33% выше, чем в контрольном 2-В.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента позволили нам  сделать  вывод о том, что уровень знаний о цвете у учащихся 2-Б класса, где проходил эксперимент, повысился благодаря внедрению альбома с печатной основой, что подтверждает выделенную нами гипотезу.

 

ВЫВОДЫ

1.  На основе анализа психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, мы определили основные составляющие знаний младших школьников, а именно второклассников, о цвете.

Под знаниями мы будем понимать отражение ребенком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности.

2.  С учетом темы нашего исследования нами были выделены конкретные знания о цвете, которыми должен овладеть второклассник к концу учебного года. Так учащиеся должны пользоваться названиями основных и производных цветов,  различать «теплые» и  «холодные» оттенки и знать способы их получения. Дети должны  иметь представление о родственных и взаимодополнительных цветах, а также о том, что цветовой контраст является средством выделения предмета или объекта изображения. Важно, чтоб ученики знали, что цвет может выступать как средство передачи эстетических переживаний и создание определенного по характеру образа.

 3.      Мы выявили роль и значимость альбома с печатной основой как средства формирования знаний младших школьников о цвете. Такой альбом направлен не только на предоставление программного материала в более доступном виде, но и на удовлетворение познавательных интересов детей, воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

4.       Затем мы определили три критерия проверки уровня знаний учащихся вторых классов о цвете:

-  знание названий основных  и производных цветов и использование  их в речи,  способность различать  «теплые» и  «холодные» оттенки  и знание способов их получения;

- представление о родственных  цветах и о том, что цветовой  контраст выступает средством  выделения предмета или объекта  изображения;

- знание того, что цвет  является средством передачи  эстетических переживаний и создания  определенного по характеру образа.

Далее нами были определены три уровневых показателя к критериям: высокий, средний, низкий.

5.  Мы констатировали начальный уровень сформированности знаний второклассников о цвете. Результаты показали, что по уровню сформированности знаний о цвете учащихся двух классов в количестве 50 человек можно разделить по уровню сформированности знаний о цвете на 3 дифференцированные группы:

- с высоким уровнем  сформированности знаний о цвете – 10 учеников, что составляет 20 %;

-  со средним уровнем  сформированности знаний о цвете – 27 учеников, что составляет 54 % ;

- с низким уровнем сформированности знаний о цвете - 13 учеников, что составляет 26 %.

При этом большинство учащихся оказалось на среднем уровне.

Причиной достаточно низких результатов констатирующего эксперимента могут быть трудности, обусловленные  тем, что педагог не может достаточно много времени уделять целенаправленному  изучению изобразительных свойств цвета и тем, что недостаточно разработаны средства обучения, способствующие формированию знаний у учащихся вторых классов о цвете.

Данные констатирующего  эксперимента доказали актуальность исследуемой  проблемы.

6.  Для повышения уровня сформированности знаний второклассников о цвете у был проведен формирующий эксперимент, состоящий из трёх этапов:

I этап – мотивационный. 

Цель: заинтересовать учащихся изобразительной деятельностью и развивать у них познавательный интерес путем предоставления  занимательных заданий и познавательной информации.

  II этап – основной.

Цель: формировать знания второклассников о цвете по следующим критериям:

-  знание названий основных  и производных цветов и использование  их в речи,  способность различать  «теплые» и  «холодные» оттенки  и знание способов их получения.

III этап – заключительный.

 Цель: укреплять, дополнять и обобщать знания второклассников о цвете по следующим критериям и применять знания в практической деятельности при измененных условиях.

7.  После проведения контрольного диагностического среза во   2-Б классе, в котором мы проводили эксперимент, были получены следующие результаты:

В экспериментальном 2-Б классе школы №37 в количестве 23 ученика:

- высокий уровень сформированности знаний о цвете показали 11 ученика, что составляет 47,8 %;;

- средний уровень сформированности знаний о цвете показали  12 учеников, что составляет 52,2%;

- низкий уровень сформированности знаний о цвете отсутствует.

Информация о работе Формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой