Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа
В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………
- Представление о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения:
Костя И. (высокий уровень) - учащийся знает и оперирует понятием «родственные цвета», самостоятельно и быстро называет 4 группы родственных цветов. Не испытывает трудностей в выполнении заданий по образованию пар дополнительных контрастных цветов. Имеет представление про явление цветового контраста как средства выделения главного в композиции и самостоятельно переносит это знание на практическую деятельность.
Рома Д. (средний уровень) ученик знает понятие «родственные цвета», с помощью учителя называет 4 группы родственных цветов. При содействии педагога образовывает пары дополнительных контрастных цветов. Однако мальчик имеет слабое представление про явление цветового контраста как средства выделения главного в композиции. Самостоятельно не может перенести это знание на практическую деятельность.
Миша К. (низкий уровень) учащийся
имеет слабое представление о
понятии «родственные цвета», не может
назвать группы родственных цветов.
Только с помощью педагога образовывает
пары дополнительных контрастных цветов.
Не имеет представление про
- Зание того, что цвет является средством передачи эстетических переживаний и создания определенного по характеру образа:
Маша Ч. (высокий уровень) - ученица знает, как использовать цвет в качестве средства создания художественного образа, передавать цветом характер и настроение изображаемого. Самостоятельно переносит эти знания на практическую деятельность.
Даша Д. (средний уровень) - девочка знает, что цвет можно использовать для передачи в рисунке своего настроения или настроения и характера изображаемого, однако не имеет достаточного представления о том, какие цвета нужно для этого использовать. При помощи учителя может передавать цветом характер и настроение изображаемого.
Илья Н. (низкий уровень) - учащийся не знает, как использовать цвет для создания художественного образа, и как передавать цветом характер и настроение изображаемого.
По результатам контрольного диагностического среза, проведенного в двух классах, можно назвать следующие результаты:
Во 2-Б классе школы №37 в количестве 23 ученика:
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Во 2-В классе школы №37 в количестве 27 учеников:
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Результаты представим в табл. 2.2
Таблица 2.2
Результаты проверки уровня сформированности знаний о цвете у учащихся контрольного и экспериментального классов
Класс |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Контрольный 2-В класс |
7 |
25,9 |
17 |
63 |
3 |
11,1 |
Экспериментальный 2-Б класс |
11 |
47,8 |
12 |
52,2 |
- |
- |
Данные результаты отражены в диаграмме на Рис. 2.2.
Рис. 2.2. Результат проверки уровня сформированности знаний о цвете в экспериментальном классе и контрольном классах после контрольного среза
Данные результаты отразим в гистограмме Рис. 2.3.
Рис.2.2. Результаты проверки уровня сформированности знаний о цвете у учащихся контрольного и экспериментального классов
Сравним результаты констатирующего и формирующего эксперимента во 2-Б классе и представим их на Рис. 2.3.
Рис.2.3. Результаты констатирующего и формирующего экспериментов во 2-Б классе
Таким образом, результаты формирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о том, что уровень сформированности знаний второклассников о цвете у учащихся 2-Б класса, где проходил эксперимент, повысился благодаря внедрению альбома с печатной основой, что подтверждает выделенную нами гипотезу. Если на начало эксперимента большая часть учащихся находилась на среднем уровне, то к концу года, после контрольного среза, было выявлено, что почти у половину класса выявлен высокий уровень знаний. Полностью отсутствует низкий уровень знаний. Таким образом, успеваемость повысилась на 60,8% по сравнению с началом учебного года. Уровень знаний о цвете у экспериментального 2-Б класса стал на 33% выше, чем в контрольном 2-В. Однако у учащихся остались трудности в работе с контрастными цветами и уместном употреблении их. Отдельным ученикам сложно передавать посредством цвета свои эмоциональные переживания, определять, что хотел сказать художник о характере своего героя используя те или иные оттенки. Таким образом, у нас остаются проблемы, над решением которых нам необходимо будет продолжать работу.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II
Таким образом, мы констатировали
начальный уровень
Для повышения уровня сформированности знаний о цвете был проведен формирующий эксперимент, состоящий из трёх этапов:
I этап – мотивационный.
Цель: заинтересовать учащихся изобразительной деятельностью и развивать у них познавательный интерес путем предоставления занимательных заданий и познавательной информации.
II этап – основной.
Цель: формировать знания второклассников о цвете по следующим критериям:
- знание названий основных
и производных цветов и
III этап – заключительный.
Цель: укреплять, дополнять и обобщать знания второклассников о цвете по следующим критериям и применять знания в практической деятельности при измененных условиях.
После проведения контрольного диагностического среза во 2-Б классе, в котором мы проводили эксперимент, были получены следующие результаты:
В экспериментальном 2-Б классе школы №37 в количестве 23 ученика:
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Во 2-В классе школы №37 в количестве 27 учеников:
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Следовательно, мы видим, что успеваемость учащихся во 2-Б классе повысилась на 60,8% по сравнению с началом учебного года. Уровень знаний о цвете у экспериментального 2-Б класса стал на 33% выше, чем в контрольном 2-В.
Таким образом, результаты формирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о том, что уровень знаний о цвете у учащихся 2-Б класса, где проходил эксперимент, повысился благодаря внедрению альбома с печатной основой, что подтверждает выделенную нами гипотезу.
ВЫВОДЫ
1. На основе анализа психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, мы определили основные составляющие знаний младших школьников, а именно второклассников, о цвете.
Под знаниями мы будем понимать отражение ребенком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности.
2. С учетом темы нашего исследования нами были выделены конкретные знания о цвете, которыми должен овладеть второклассник к концу учебного года. Так учащиеся должны пользоваться названиями основных и производных цветов, различать «теплые» и «холодные» оттенки и знать способы их получения. Дети должны иметь представление о родственных и взаимодополнительных цветах, а также о том, что цветовой контраст является средством выделения предмета или объекта изображения. Важно, чтоб ученики знали, что цвет может выступать как средство передачи эстетических переживаний и создание определенного по характеру образа.
3. Мы выявили роль и значимость альбома с печатной основой как средства формирования знаний младших школьников о цвете. Такой альбом направлен не только на предоставление программного материала в более доступном виде, но и на удовлетворение познавательных интересов детей, воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
4. Затем мы определили три критерия проверки уровня знаний учащихся вторых классов о цвете:
- знание названий основных
и производных цветов и
- представление о родственных
цветах и о том, что цветовой
контраст выступает средством
выделения предмета или
- знание того, что цвет
является средством передачи
эстетических переживаний и
Далее нами были определены три уровневых показателя к критериям: высокий, средний, низкий.
5. Мы констатировали начальный уровень сформированности знаний второклассников о цвете. Результаты показали, что по уровню сформированности знаний о цвете учащихся двух классов в количестве 50 человек можно разделить по уровню сформированности знаний о цвете на 3 дифференцированные группы:
- с высоким уровнем сформированности знаний о цвете – 10 учеников, что составляет 20 %;
- со средним уровнем сформированности знаний о цвете – 27 учеников, что составляет 54 % ;
- с низким уровнем
При этом большинство учащихся оказалось на среднем уровне.
Причиной достаточно низких
результатов констатирующего
Данные констатирующего эксперимента доказали актуальность исследуемой проблемы.
6. Для повышения уровня сформированности знаний второклассников о цвете у был проведен формирующий эксперимент, состоящий из трёх этапов:
I этап – мотивационный.
Цель: заинтересовать учащихся изобразительной деятельностью и развивать у них познавательный интерес путем предоставления занимательных заданий и познавательной информации.
II этап – основной.
Цель: формировать знания второклассников о цвете по следующим критериям:
- знание названий основных
и производных цветов и
III этап – заключительный.
Цель: укреплять, дополнять и обобщать знания второклассников о цвете по следующим критериям и применять знания в практической деятельности при измененных условиях.
7. После проведения контрольного диагностического среза во 2-Б классе, в котором мы проводили эксперимент, были получены следующие результаты:
В экспериментальном 2-Б классе школы №37 в количестве 23 ученика:
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень