Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа
В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………
В современной педагогической
системе одним из важнейших компонентов
учебно-воспитательного
Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении.
Многие исследователи дают разные определения средствам обучения. В словаре С.И. Ожегова [46] средство определяется как прием, способ действия для достижения чего-нибудь и как орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности.
Обобщим данные в табл. 1.2
Таблица 1.2
Научные подходы к определению понятия «средства обучения»
Автор |
Определение понятия «средства обучения» |
А.В. Хуторской [51] |
Средства обучения - как орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. |
Г.М. Коджаспиров [14] |
Педагогические средства
представляют собой материальные объекты
и предметы духовной культуры, предназначающиеся
для организации и |
В.А. Иванова, Т.В. Левина [13] |
Средства обучения - это все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие на учащихся |
И.П. Подласый [31] |
Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. |
В.В. Краевский [16] |
Считает, что средства обучения - это материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. |
Б.М. Бим-Бад утверждает, что термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства» [3, с. 312].
Использование соответствующих цели урока средств обучения способствует активизации познавательных процессов учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Позволяют сделать его более доступным и обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом предмете или явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Из этого следует, что средства обучения представляют собой важный и обязательный элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду.
Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эффективность, поскольку служат средством достижения целей образовательной деятельности. Изготовление учениками и учителем средств обучения (моделей, плакатов, приборов, а также теоретических идеализации, мысленных экспериментов и т. п.) ведет к освоению тех предметных знаний, которым эти средства соответствуют. Развивающий и обучающий эффект в данном случае оказывается значительно большим, чем при простой передаче ученикам информации.
Рассмотрим классификацию современных средств обучения.
П.И. Пидкасистый [29] разделяет средства обучения на материальные и идеальные.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
2. Печатные пособия (картины,
плакаты, графики, таблицы,
3. Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).
А.В. Хуторской [51] отмечает, что классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака. Например:
- по составу объектов — материальные (оборудование, компьютеры) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);
- по отношению к
источникам появления —
- по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
- по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы - наглядные пособия, показывающие натуральные объекты в масштабах, делающих их удобными для обозрения группы учащихся);
- по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
- по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
- по носителю информации — бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD),
- по уровням содержания
образования — средства
- по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).
А.В. Хуторской [51] утверждает, что дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования и изготовления. Основными дидактическими функциями средств являются:
- компенсаторностъ – то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;
- информативность – передача необходимой для обучения информации;
- интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
- инструменталъностъ — безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.
В.В. Краевским были выделены следующие принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и
психологических особенностей
- гармоничное использование
разнообразных средств
- учет дидактических целей
и принципов дидактики (
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения [16, с. 27].
В современной школе существует система средств обучения – совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач.
По каждому учебному курсу
имеется и постоянно
Одними из важных знаковых средств обучения, получивших в последнее время признание у педагогов и учащихся, являются рабочие тетради и рабочие альбомы с печатной основой, в которых отражены формы представления учебной информации.
Рассмотрим альбом с печатной основой в качестве одного из дидактических средств обучения младших школьников.
В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова дается следующее определение альбома: «Альбом – это переплетенные в виде книги или тетради чистые листы, предназначенные для рисования или объединенные какой-либо темой репродукции, чертежи, фотографии и т.п.» [46, с. 21].
Как средство обучения, альбом имеет несколько другое значение. Он представляет собой пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках и применяется, как правило, на первоначальных этапах изучения темы с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности учащихся.
В процессе обучения педагог
наряду с учебной литературой
использует разнообразный дидактический
материал, несущий информационную нагрузку
занятия. При этом деятельность педагога
по формированию новых знаний и умений
может быть организована при использовании
средств организации
Альбом с печатной основой понимается нами как учебное пособие в виде системы заданий, которое предназначено для выработки более ясного и сознательного понимания учащимися основных понятий и идей и которое используется для формирования, углубления, расширения и уточнения знаний. Используя в учебном процессе на уроках изобразительного искусства альбом с печатной основой, учитель имеет возможность провести контроль, диагностику и исправление обнаруженных ошибок на одном уроке после сообщения новой учебной информации. Пока учащийся работает над заполнением листов альбома, педагог может контролировать эту работу. Поскольку задания альбома стандартные для учащихся всего класса, педагог может быстро установить, правильно ли ученик выполнил предложенное задание. При этом контролировать весь класс очень сложно, но держать под контролем слабых учащихся вполне возможно. Таким образом, использование рабочего альбома с печатной основой дает возможность сочетать на уроке фронтальную и индивидуальную работу.
Основной дидактической
ценностью использования
Мы придерживаемся мнения Л.П. Стебловской, которая считает, что «цель альбома — помочь ученикам научиться самостоятельно или с помощью учителя рисовать разные предметы окружающей действительности» [43, с. 124].
По своим целям, назначению и структуре альбом с печатной основой схож с рабочей тетрадью, так как способствует развитию, формированию, совершенствованию ЗУН. По сути, рабочая тетрадь с печатной основой является прототипом альбома с печатной основой. Разница заключается лишь в специфике предметов, на которых эти средства обучения используются. Поэтому составляя альбом с печатной основой для формирования знаний о цвете мы обращались к рекомендация, касающимся рабочих тетрадей.
Рабочая тетрадь, а в нашем
случае альбом с печатной основой, по мнению
П.И. Пидкасистого [29], должна отвечать
следующим требованиям:
– отражать темы учебного процесса;
– информация в нем должна быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержать дифференцированные задания.
Е.А. Младковская [25], выделяет основные недостатки рабочих тетрадей, которые являются общими и для альбомов, с точки зрения условий реформирования современной школы, направленной на общее, личностное развитие школьников:
– задания, в большинстве случаев, направлены на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений у школьников только в контексте формирования предметных знаний, умений, навыков;
– задания, в своем большинстве,
не соотнесены с индивидуально-
Изучив перечисленные выше рекомендации и психолого-педагогические требования к рабочим тетрадям и альбомам, проанализировав недостатки, мы выделили следующие пункты, которым должен соответствовать альбом с печатной основой, предназначенный для работы по формированию знаний о цвете у второклассников:
– содержания альбома с печатной основой должно соответствовать целям и содержанию обучения в целом;