Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:36, дипломная работа
В Государственном стандарте начального общего образования [9] главной целью образовательной области "Искусство" названо развитие личностно-ценностного отношения к искусству, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании, формирование у учащихся комплекса ключевых художественно-эстетических компетенций. В программе для средней общеобразовательной школы 1-4 классы «Изобразительное искусство» [34] определено, что одними из главных задач курса являются: обеспечение усвоения младшими школьниками элементарных знаний о художественно-образном языке живописи, а также развитие сенсорных способностей и развитие чувства цвета. По мнению ученых, в частности С.Д. Левина [20], это связано с тем, что главным средством выразительности в живописи является цвет, так как он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Он также отмечал, что цвет является самым могучим волшебником в руках маленького художника.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о цвете
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической теории ………….8
1.2. Средства формирования знаний второклассников о цвете……………....18
1.3. Критериальная характеристика уровня сформированности знаний учащихся 2-го класса о цвете…………………………………………………...28
Выводы по I главе………………………………………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете
2.1. Проверка начального уровня знаний второклассников о цвете…………35
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты анализов экспериментальной работы …………………………………………………….41
Выводы по II главе …………………………………………………………….. 57
Выводы …..…….………………………………………………………………. 59
Список использованных источников ………………………
- учащийся знает названия основных и производных цветов и пользуется ими, различает «теплые» и «холодные» оттенки и знает способы их получения;
- учащийся имеет представление
о родственных цветах и о
том, что цветовой контраст
выступает средством выделения
предмета или объекта
- учащийся знает, что
цвет является средством
Уровневыми показателями
знаний второклассников о
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ВТОРОКЛАССНИКОВ О ЦВЕТЕ
Констатирующий эксперимент
Источниками и способами
получения объективной
М.К. Акимова [35] определила беседу как метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Б.М. Бим-Бад дал следующее определение понятию «Наблюдение» – это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение направленно на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологическому, педагогическому или психолого-педагогическому осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, то есть к установлению» [3, с. 298].
Так же Б.М. Бим-Бад определил, что: «Анализ работ учащихся – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции» [3, с. 31].
Для проверки начального уровня сформированности знаний второклассников о цвете, мы использовали критериальную характеристику и задания, согласно которым во 2-Б классе и во 2-В школы № 37 была проведена исследовательская работа, результаты которой отражены в таблицах (Приложение А, Б).
На основании таблицы и в соответствии с критериями, показателями и уровневыми показателями были отслежены результаты выполнения заданий, касательно цвета, на уроках изобразительного искусства.
Для проверки уровня сформированности знаний второклассников об основных и производных цветах, «теплых» и «холодных» оттенках и способах их получения были предложены следующие вопросы и задания:
– Назови и покажи на цветовом круге основные цвета.
– Какие цвета называются производными? Скажи, как их можно получить.
– Какие цвета называют холодными, а какие теплыми? Назови теплые и холодные цвета по своему набору красок или по цветовому кругу.
– Скажи, как можно получить разные оттенки одного цвета? Покажи на бумаге.
( Приложение В)
Приведём примеры решения
Маша В. (высокий уровень) самостоятельно, достаточно быстро, ответила на вопрос, назвав три основные цвета (красный, желтый и синий) и производные от них цвета (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Легко называет как получаются производные цвета (при смешивании основных цветов). Знает, что оттенок – это разновидность цвета, образующаяся при смешивании близких цветов в определённых пропорциях. Без посторонней помощи выделила на цветовом круге теплые и холодные цвета, аргументировав свой ответ ассоциативным восприятием времен года («голубой цвет – холодный, как снег… желтый – горячий, как солнце летом»). Добавляя в краски белила или путем затемнения черной краской, получает разные оттенки. Результата достигает самостоятельно и быстро.
Леша Б. (средний уровень) самостоятельно ответил на вопрос, назвав три основные цвета (красный, желтый и синий) и производные от них цвета (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Знает как получить производные цвета (путем смешивания основных цветов). С опорой на таблицу с ассоциативными обозначениями выделил на цветовом круге теплые и холодные цвета. Знает не все способы получения оттенков. Добавляя в краски белила или путем затемнения черной краской, получает разные оттенки. Только после подсказки пытается получить новые оттенки путем добавления спекторных цветов.
Алина П. (низкий уровень) плохо усвоила большую часть программного материала по данной теме. Ученица называет основные и производные цвета. Однако пути получения производных цветов озвучивает только после подсказки. С трудом различает «теплые» и «холодные» оттенки, путает их. Знает не все способы получения оттенков. Только с помощью четких инструкций учителя получает различные оттенки различными способами: путем добавлением черной или белой краски, разбавлением воды, а так же спекторных цветов.
Для проверки уровня сформированности у учащихся представлений о родственных цветах и о том, что цветовой контраст выступает средством выделения предмета или объекта изображения были предложены следующие вопросы и задания:
– Какие цвета называются родственными?
– Какие цвета являются контрастными? Выбери фон, на котором красное яблоко будет выглядеть наиболее ярким. Подбери подходящий фон для желтого лимона, оранжевого апельсина.
(Приложение В)
Приведём примеры решения
Костя И. (высокий уровень) знает определение родственных цветов и оперирует им. Быстро и без посторонней помощи называет пары дополнительных контрастных цветов. Самостоятельно выбирает из предложенных фонов тот, на котором выбранный предмет будет выглядеть наиболее контрастно (для красного яблока – зеленый фон, для желтого лимона – фиолетовый, а для оранжевого апельсина – синий).
Оля Г. (средний уровень) знает определение понятия «родственные цвета». Затрудняется в составлении пар дополнительных контрастных цветов. С помощью подсказок педагога выбирает контрастный фон для выбранных предметов (для красного яблока – зеленый фон, для желтого лимона – фиолетовый, а для оранжевого апельсина – синий).
Илья Н. (низкий уровень) слабо ориентируется в понятиях «родственные» и «дополнительные» цвета. Самостоятельно не может составить ни одной пары дополнительных контрастных цветов. Не способен подобрать контрастный фон для предмета без посторонней помощи.
Для проверки уровня сформированности знаний у учащихся о том, что цвет является средством передачи эстетических переживаний, и создания определенного по характеру образа были предложены следующие вопросы и задания:
– Какие цвета ты бы использовал, рисуя добрую волшебницу? А злую колдунью? Почему ты бы выбрал именно эти цвета?
– Нарисуй улицу в дождливую или в солнечную погоду. Почему ты выбрал именно такую погоду? Какие цвета ты использовал?
Приведём примеры решения
Вова Д. (высокий уровень) знает, что с помощью цвета можно передать характер и настроение изображаемого объекта или предмета. Без затруднений самостоятельно переносит знания в практическую деятельность (нарисовал пасмурную погоду, используя серые и холодные краски, обосновав это тем, что у него сейчас такое же грустное и хмурое настроение).
Аня Д. (средний уровень) знает, что с помощью цвета в рисунке можно показать свое настроение или настроение и характер изображаемого предмета/объекта. Однако без помощи учителя не может подобрать необходимые цвета и оттенки для передачи цветом своего настроения или характера и настроения изображаемого.
Вадим Б. (низкий уровень) не знает, как использовать цвет для создания художественного образа, и как передавать цветом характер и настроение изображаемого. Рисунки ученика не отражают задуманный характер и настроение изображаемого.
Проверка начального уровня сформированности знаний второклассников о цвете показала следующие результаты:
Во 2-Б классе школы №37 в количестве 23 ученика:
– высокий уровень сформированности знаний о цвете показали 4 ученика, что составляет 17,4 %;;
– средний уровень сформированности знаний о цвете показали 12 учеников, что составляет 52,2%;
– низкий уровень сформированности знаний о цвете показали 7 учеников, что составляет 30,4%.
Во 2-В классе школы №37 в количестве 27 учеников:
– высокий уровень сформированности знаний о цвете показали 6 учеников, что составляет 22,2 %;
– средний уровень сформированности знаний о цвете показали 15 учеников, что составляет 55,6%;
– низкий уровень сформированности знаний о цвете показали 6 учеников, что составляет 22,2%.
Данные результаты отражены в диаграмме на Рис. 2.1.
Рис. 2.1. Результаты проверки начального уровня сформированности знаний второклассников о цвете.
Таким образом, эксперимент показал, что учащихся двух классов, в количестве 50 человек, можно разделить по уровню сформированности знаний о цвете на 3 дифференцированные группы:
– с высоким уровнем сформированности знаний о цвете – 10 учеников, что составляет 20 %;
– со средним уровнем сформированности знаний о цвете – 27 учеников, что составляет 54 %;
– с низким уровнем сформированности знаний о цвете - 13 учеников, что составляет 26 %.
При этом мы видим, что большинство учащихся оказалось на среднем уровне.
Причиной достаточно низких результатов констатирующего эксперимента может следующее:
– педагог не достаточно времени уделяет целенаправленному изучению изобразительных свойств цвета;
– что недостаточно разработаны и применяются в ходе учебного процесса средства обучения, способствующие формированию данных знаний у учащихся вторых классов.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют подтвердить актуальность выбранной темы исследования. Мы видим, что знания детей о цвете находятся большей своей частью на среднем (реконструктивном) и низком (репродуктивном) уровнях. Следовательно, требуется целенаправленная работа по повышению уровня знаний младших школьников о цвете.
Наша дальнейшая работа направлена на формирование знаний второклассников о цвете посредством альбома с печатной основой.
2.2. Апробация альбома с печатной основой и результаты сформированности знаний второклассников о цвете
На основе составленной критериальной характеристики, нами был проведен констатирующий эксперимент, и выявлен уровень сформированности знаний второклассников о цвете.
Результаты эксперимента показали, что высокий (творческий) уровень выявлен у небольшого количества детей. Большинство учащихся вторых классов имеет средний (реконструктивный) и низкий (репродуктивный) уровень знаний о цвете. Это вызвано тем, что педагог не может достаточно времени уделять целенаправленному изучению изобразительных свойств цвета и то, что недостаточно разработаны и внедрены в учебный процесс средства обучения, способствующие формированию данных знаний у учащихся вторых классов.
В связи с этим, нами был разработан альбом с печатной основой, призванный способствовать повышению уровня и качества знаний второклассников о цвете.
Результаты констатирующего
эксперимента позволили нам приступить
к реализации формирующего эксперимента.
В формирующей эксперименте принимали
участие учащиеся 2-Б класса (экспериментальный
класс) общеобразовательной школе I-
Экспериментальная работа по формированию знаний второклассников о цвете осуществлялась нами поэтапно, начиная с ноября 2012 по апрель 2013 года.
Представим программу формирующего эксперимента в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Программа формирующего эксперимента
Этап |
Цель |
Содержание работы в альбоме с печатной основой |
Мотивационный этап |
Заинтересовать учащихся изобразительной деятельностью и развивать у них познавательный интерес путем предоставления занимательных заданий и познавательной информации. |
Констатирующий срез Задание № 1 (стр. 4) Дидактическая задача: Прочитай стихотворение «Как научиться рисовать» Булата Окуджавы. Ты бы хотел стать художником? Расскажи, что бы ты нарисовал? Задание №2 (стр. 6-7) Дидактическая задача: Прочитай загадки. Попробуй отгадать, о каком же цвете говорится в загадке. Задание №3 (стр. 8-9) Дидактическая задача: Послушай сказку П. Корчмароша «Про цвета» Понравилась тебе сказка? Как в сказке образовывались цвета радуги? Хотел бы ты попробовать получить новые цвета, путем смешивания трех цветов: синего, желтого и красного? В каком порядке стоят цвета радуги? Задание №4 (стр. 17-18) Дидактическая задача: Послушай сказку П. Корчмароша «Нежные цвета». Понравилась тебе сказка? Как в сказке жители Рисовалии получали нежные цвета? Хотел бы ты попробовать получить нежные цвета? |