Гуманизация образовательного процесса в ДОУ через личностно-ориентированные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:22, статья

Описание работы

Ведущая тенденция развития современной науки – её обращение к своим мировоззренческим истокам, “возвращение” к человеку. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью.

Файлы: 1 файл

Гуманизация образовательного процесса в ДОУ через личностно-ориентированные технологии.docx

— 26.00 Кб (Скачать файл)

Гуманизация образовательного процесса в ДОУ через личностно-ориентированные технологии 
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 

Ведущая тенденция развития современной науки  – её обращение  к своим мировоззренческим  истокам, “возвращение”  к человеку. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической  традиции, - важнейшая  задача, поставленная самой жизнью.

Ведущей идеей цивилизованного  общества, его высшим гуманистическим  смыслом является утверждение отношения  к человеку как  к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий  для гармоничного развития сущностных сил личности и  роста её духовного  потенциала.

Отличительная особенность современной  России – её устремлённость в будущее, которое  невозможно без высокоразвитых её членов, людей. Стало  понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и  творческому труду.

На  этом этапе образования  первостепенное значение приобрели такие  качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная  и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения.

Среди актуальных проблем  современности оказались  вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических  ориентацией, психологической  защиты и психологического здоровья.

Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса. Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.

Мы  рассмотрим личностно-ориентированный  подход к образованию  как одной из составных  частей процесса гуманизации.

Прежде  чем подробнее  остановиться на личностно-ориентированоых технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе.

“Технология”  в широком смысле этого слова - наука  о мастерстве.

techno - искусство, мастерство  
logos - наука, закон

Технология  обучения – это:

  • Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.
  • Наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.
  • Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь).
  • Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  • Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
  • Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов).
  • Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Система, включающая некоторое представление ПРО, средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев).

Технология  обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического воздействия;
  • организация учебного процесса;
  • ребёнок,
  • педагог;
  • результат деятельности.

Принципиально важной стороной в  педагогической технологии является позиция  ребёнка в образовательном  процессе, отношение  к ребёнку со стороны  взрослого. Здесь  выделяются несколько  типов технологий:

  • авторитарные технологии;
  • дидактоцентрические технологии;
  • личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Рассмотрим  подробнее психолого-педагогические особенности личностно-ориентированных  технологий и условия  их применения в образовательном  процессе ДОУ.

Личностно-ориентированные  технологии

Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося  психолога и педагога гуманистического направления  Карла Роджерса. Он совершил своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В русском языке часто вместо термина “личностно - центрированного” образования используется термин “личностно-ориентированное” образование, между которыми могут быть принципиальные различия. Но в педагогическом сообществе, несмотря на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки более устоявшимся понятием считают “личностно-ориентированное” и рассматривают его как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называют ещё антропоцентрическими. Рассматривая гуманно-личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, “исповедует” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Таким образом, личностно-ориентированные  технологии характеризуются  антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.

Использование данных технологий требует  от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

  • разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
  • организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
  • учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

С целью внедрения  личностно-центрированного  подхода к занятию, учитываются следующие  особенности:

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
  • поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
  • выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;
  • использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
  • построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;
  • отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
  • гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приёмов учебно-воспитательного процесса;
  • использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
  • обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
  • создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
  • проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).

Какие же существуют личностно-центрированные технологии?

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"

Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью  этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся  различными точками  зрения по изучаемым  вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения

Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование  жизненно важных профессиональных затруднений в  образовательном  пространстве и поиск  путей их решения.

Психологическая (самоопределенческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение  обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность  ребёнка проектировать  предстоящую деятельность, быть ее субъектом 

Рефлексивная

Особенностью  этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Если  особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. Ярким представителем интегральной технологии является проектная деятельность, в основе которой лежит проект.

Существует  немало определений  понятия “проект”.

ПРОЕКТ  в педагогике –  это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут  быть самостоятельными при принятии решения  и ответственными за свой выбор, результат  труда, создание творческого  продукта. (Мацкевич Т.А., Лукоянова Л.Г. )

Сущность  технологии - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Все, что я познаю, я  знаю, для чего это  мне надо и где  и как я могу эти знания применить - основной тезис понимания  метода проектов.

Информация о работе Гуманизация образовательного процесса в ДОУ через личностно-ориентированные технологии