Игра как средство развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить игровую деятельность, как одно из средств развития личности дошкольника;
Объект исследования: Игровые методы и средства развития личности дошкольника;
Предмет исследования: Развитие внимания дошкольника в процессе игровой деятельности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические предпосылки развития личности дошкольника в процессе игровой деятельности…………………………………………………6
1.1.Теоретические аспекты понятия «игра»………………………………6
1.2.Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
……………………………………………………………………………………11
1.3. Роль игры в развитии личности дошкольника………………………18
Глава II. Исследование значения игровой деятельности в развитии внимания дошкольника…………………………………………………………24
2.1. Развитие внимания, посредством игровой деятельности на уроке хореографии……………………………………………………………………..24
2.2. Анализ результатов педагогического исследования………………..27
Заключение…………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 3 курс.docx

— 34.09 Кб (Скачать файл)

 

- танцы-игры (7-10 мин.):

  • Достраивание фигур. Дети разбиваются на две команды. Каждой команде я предложила  построить свою собственную композицию-фигуру следующим образом: один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую по его мнению позу. (Предложила ему закрыть глазки и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение, музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается «достроить» композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство. Затем к ним «подстраивается» третий человек, четвертый и так делее – до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко-многоногая фигура. Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга с позиции зрителей.
  • Сад. Каждому ребенку я предложила свое собственное задание – станцевать какое-то животное, растение или часть пейзажа. Для создания некоторых образов (скажем, ручья или облака) детки могут объединяться по несколько человек. После этого танца предложить детям усложнить задание – станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого. Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа людей, скажем, деревья. Затем к ним подстраиваются животные, цветы… И так – до последнего участника.
  • Сказочные герои. Детки разбиваются на пары, после чего каждый ребенок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного персонажа. Задача пары – подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок. Карточки, которые я использовала: Красная шапочка, серый волк, охотник, Золушка, Лиса, Белоснежка, Гном, Кощей Бессмертный, Мышонок, Царевна Лягушка, Дюймовочка, Старик Хоттабыч, Колобок, Незнайка, Чиполлино, Муха Цокотуха, Маугли, Алиса, Буратино, Мальвина, Пьеро, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Конек-Горбунок, Винни Пух, Пятачок.
  • упражнения на развитие актерского мастерства или развития чувства ритма (3 мин.)
  • партерная гимнастика (силовой комплекс и комплекс на растяжку) (4-5 мин.)
  • заминка (1-2 мин.)
  • окончание занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов  педагогического исследования.

Мной  проводилось педагогическое исследование среди учащихся  студии танца «Тандем» группа «Барбарики». После проведения практического урока хореографии в двух подгруппах (контрольной и экспериментальной), я сделала анализ занятия. Начертила две таблицы, в которых внимание детей оценивала по трёх бальной системе, где 1 – это низкое внимание, 2 – среднее внимание, 3 – высокое внимание.

Из таблицы следует, что на приветствии внимание у двух подгрупп высокое, но в контрольной подгруппе 1, где я проводила обычный урок, без применения игр, оно рассеялось уже на втором упражнении – разминка.  И после этого внимание оставалось низким на протяжении всего занятия, и никакие задания не смогли фокусировать их внимание. После анализа, у этой подгруппы получилось, что среднее внимание по группе среднее или ниже среднего.

В экспериментальной  подгруппе  2, где я почти во все упражнения добавила игры, занятие вызвало у детей большой интерес. Их внимание на протяжении всего урока было высоким, и только на одном упражнении, где не было применено игр, оно немного поколебалось.

После проведения занятий, я сделала вывод, что при добавлении игр в учебную деятельность дошкольника у них развивается внимание, возрастает интерес и, в целом, они становятся участниками урока, что является немало важным, когда дети сами проявляют желание и  хотят заниматься.

Также, на основании наблюдений за игровой деятельностью учащихся на уроках позволило на мне выявить следующие и  негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:

• во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени. Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал;

• во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путаницам, незавершенности игры;

• в-третьих, после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе;

• в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.

Однако я учитывала  и предупреждала  все возможные негативные факторы, влияющие на проведение игр, поэтому результат игры достиг  поставленной изначально цели. Более того, правильно организованная и проведенная игра способствует развитию творческих способностей личности, формированию активности ребенка на уроке.

В результате проведенного мной эксперимента можно сделать вывод о том, что моя гипотеза подтвердилась. С помощью специально организованной игровой деятельности возможно улучшение показателей свойств внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Важную роль в развитии внимания у детей-дошкольников выполняет игра как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому значение игр для детей дошкольного возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка.

Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.

Ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности и именно игра выполняет наиважнейшую роль и является этой деятельностью. С помощью игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные.

В своей курсовой я хотела показать на сколько важна игра для развития личности дошкольника, его внимания. После проведения уроков, я сделала вывод, что с помощью специально организованной игровой деятельности возможно улучшение показателей свойств внимания.

          В своей курсовой я раскрыла понятие «игра», какие виды игр  бывают, написала про  особенности  детей дошкольного возраста, а также практически  проверила, насколько игра важна для развития внимания дошкольника при добавлении её  в учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Адашкявичене,  Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: «Просвещение», 1992г.

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г.

3. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников - М.: «Просвещение», 1991г.

4. Богуславская,  З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. -  М.: «Просвещение», 1991г.

5. Вуарен,  Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

6. Запорожец,  А. В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г.

7. Коломинский, Я. Л., Панько Е.А. Детская психология. -  Мн.: «Университетское», 1988г.

8.  Менджерицкая,  Д. В. Воспитателю о детской игре. -  М.-82;

9. Мухина, В.С. Психология дошкольника.  - М.: «Просвещение», 1975г.

10.  Педагогика и психология игры. // Межвузовский сборник научной трактовки, Новосибирск: НГПИ - 1985 г.

11.  Педагогическая энциклопедия. - Москва: "Просвещение", 2005г.

12.  Пидкасистый,  П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии, -  М.96;

13.  Рубинштейн, С. Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: "Педагогика", 1989 г.

14.  Терский , В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Москва: "Просвещение" 1996 г.

15.  Усова, А.П. Игра. Москва: "Педагогика", 1962 г.

16.  Шлаков, С.А. Игра и дети. - Москва: "Эксмо-Пресс", 1990г.

17.  Шмаков, С. А. Её величество игра. - М.-92;

18.  Штерн, В. Психология раннего детства, - М.-93;

19.  Эльконин, Д.Б. Психология игры. -  М.: «Владос» 1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Протокол наблюдения за проявлением и развитием внимания дошкольника на уроке хореографии.

 

Подгруппа 1. Контрольная:

Название упр.

 

Привет-ствие

 

Разминка

Движения на середине

Танц.-ые движения по кругу

 

Танцы

Оконча-ние занятия

    Ср.

б-л.

1.Света К.

3

2

2

1

1

1

1,6

2.Кира Б.

3

3

2

1

1

1

1,8

3.Лена М.

3

2

1

1

1

1

1,6

4.Лёше Г.

3

2

1

1

1

1

1,5

5.Дима О.

3

2

1

1

1

2

1,6

6.Ангелина Л.

3

2

1

1

1

1

1,5

7.Катя К.

3

3

2

1

1

2

2


 

 

Подгруппа 2. Экспериментальная:

Название

упр.

 

Привет-ствие

 

Разминка

Движения на середине

Танц.-ые движения по кругу

 

Танцы

Оконча-ние занятия

 

Ср.

б-л.

1. Саша Т.

3

3

3

2

3

3

2,8

2. Лера М.

3

3

3

2

3

3

2,8

3. Мила А.

3

3

3

3

3

3

3

4. Сергей Б.

3

3

3

2

3

3

2,8

5.Томас Ю.

3

3

3

2

3

3

2,8

6.Лиана У.

3

3

3

3

3

3

3

7. Милена М.

3

3

3

2

3

3

2,8


 

 

1 – низкое внимание

2 – среднее внимание

3 – высокое внимание

 

 


Информация о работе Игра как средство развития личности дошкольника