Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:17, курсовая работа
Цель работы: изучить игровую деятельность, как одно из средств развития личности дошкольника;
Объект исследования: Игровые методы и средства развития личности дошкольника;
Предмет исследования: Развитие внимания дошкольника в процессе игровой деятельности;
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические предпосылки развития личности дошкольника в процессе игровой деятельности…………………………………………………6
1.1.Теоретические аспекты понятия «игра»………………………………6
1.2.Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
……………………………………………………………………………………11
1.3. Роль игры в развитии личности дошкольника………………………18
Глава II. Исследование значения игровой деятельности в развитии внимания дошкольника…………………………………………………………24
2.1. Развитие внимания, посредством игровой деятельности на уроке хореографии……………………………………………………………………..24
2.2. Анализ результатов педагогического исследования………………..27
Заключение…………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………...31
- танцы-игры (7-10 мин.):
2.2. Анализ результатов педагогического исследования.
Мной проводилось педагогическое исследование среди учащихся студии танца «Тандем» группа «Барбарики». После проведения практического урока хореографии в двух подгруппах (контрольной и экспериментальной), я сделала анализ занятия. Начертила две таблицы, в которых внимание детей оценивала по трёх бальной системе, где 1 – это низкое внимание, 2 – среднее внимание, 3 – высокое внимание.
Из таблицы следует, что на приветствии внимание у двух подгрупп высокое, но в контрольной подгруппе 1, где я проводила обычный урок, без применения игр, оно рассеялось уже на втором упражнении – разминка. И после этого внимание оставалось низким на протяжении всего занятия, и никакие задания не смогли фокусировать их внимание. После анализа, у этой подгруппы получилось, что среднее внимание по группе среднее или ниже среднего.
В экспериментальной подгруппе 2, где я почти во все упражнения добавила игры, занятие вызвало у детей большой интерес. Их внимание на протяжении всего урока было высоким, и только на одном упражнении, где не было применено игр, оно немного поколебалось.
После проведения занятий, я сделала вывод, что при добавлении игр в учебную деятельность дошкольника у них развивается внимание, возрастает интерес и, в целом, они становятся участниками урока, что является немало важным, когда дети сами проявляют желание и хотят заниматься.
Также, на основании наблюдений за игровой деятельностью учащихся на уроках позволило на мне выявить следующие и негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:
• во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени. Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал;
• во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путаницам, незавершенности игры;
• в-третьих, после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе;
• в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.
Однако я учитывала и предупреждала все возможные негативные факторы, влияющие на проведение игр, поэтому результат игры достиг поставленной изначально цели. Более того, правильно организованная и проведенная игра способствует развитию творческих способностей личности, формированию активности ребенка на уроке.
В результате проведенного мной эксперимента можно сделать вывод о том, что моя гипотеза подтвердилась. С помощью специально организованной игровой деятельности возможно улучшение показателей свойств внимания.
Заключение:
Важную роль в развитии внимания у детей-дошкольников выполняет игра как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.
Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому значение игр для детей дошкольного возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка.
Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.
Ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности и именно игра выполняет наиважнейшую роль и является этой деятельностью. С помощью игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные.
В своей курсовой я хотела показать на сколько важна игра для развития личности дошкольника, его внимания. После проведения уроков, я сделала вывод, что с помощью специально организованной игровой деятельности возможно улучшение показателей свойств внимания.
В своей курсовой я раскрыла понятие «игра», какие виды игр бывают, написала про особенности детей дошкольного возраста, а также практически проверила, насколько игра важна для развития внимания дошкольника при добавлении её в учебную деятельность.
Список использованной литературы:
1. Адашкявичене, Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: «Просвещение», 1992г.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г.
3. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников - М.: «Просвещение», 1991г.
4. Богуславская, З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 1991г.
5. Вуарен, Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.
6. Запорожец, А. В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г.
7. Коломинский, Я. Л., Панько Е.А. Детская психология. - Мн.: «Университетское», 1988г.
8. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. - М.-82;
9. Мухина, В.С. Психология дошкольника. - М.: «Просвещение», 1975г.
10. Педагогика и психология игры. // Межвузовский сборник научной трактовки, Новосибирск: НГПИ - 1985 г.
11. Педагогическая энциклопедия. - Москва: "Просвещение", 2005г.
12. Пидкасистый, П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии, - М.96;
13. Рубинштейн, С. Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: "Педагогика", 1989 г.
14. Терский , В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Москва: "Просвещение" 1996 г.
15. Усова, А.П. Игра. Москва: "Педагогика", 1962 г.
16. Шлаков, С.А. Игра и дети. - Москва: "Эксмо-Пресс", 1990г.
17. Шмаков, С. А. Её величество игра. - М.-92;
18. Штерн, В. Психология раннего детства, - М.-93;
19. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: «Владос» 1999г.
Приложение
Протокол наблюдения за проявлением и развитием внимания дошкольника на уроке хореографии.
Подгруппа 1. Контрольная:
Название упр. № |
Привет-ствие |
Разминка |
Движения на середине |
Танц.-ые движения по кругу |
Танцы |
Оконча-ние занятия |
Ср. б-л. |
1.Света К. |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,6 |
2.Кира Б. |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,8 |
3.Лена М. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,6 |
4.Лёше Г. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
5.Дима О. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1,6 |
6.Ангелина Л. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
7.Катя К. |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Подгруппа 2. Экспериментальная:
Название упр. № |
Привет-ствие |
Разминка |
Движения на середине |
Танц.-ые движения по кругу |
Танцы |
Оконча-ние занятия |
Ср. б-л. |
1. Саша Т. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
2. Лера М. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
3. Мила А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4. Сергей Б. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
5.Томас Ю. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
6.Лиана У. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
7. Милена М. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
1 – низкое внимание
2 – среднее внимание
3 – высокое внимание
Информация о работе Игра как средство развития личности дошкольника