Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая 2 Серебренниковой Л.В.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций

Кафедра психологии и социальной педагогики

 

 

 

 

 

Инновационная деятельность

в дошкольной образовательной организации

 

 

 

Исполнитель:

Серебренникова Любовь Викторовна

студент гр. БП31 zu AP

 заочного отделения

_______  __________

   дата                 подпись

 

Научный руководитель:

Иваненко Марина Анатольевна,

канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики

_______  __________

   дата                 подпись


 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2015

Оглавление

Введение                                                                                                                  3

 

Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект     

    1. Дошкольная образовательная организация как система                   6                                                                                    
    2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика                                                                                          18
    3. Организация инновационной деятельности в ДОО                           

 

Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности

            на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа                                                                  

2.1     Анализ инновационной деятельности в  МКДОУ № 27                                                                                                

2.2      Перспективный план  методического сопровождения

            инновационной деятельности в МКДОУ № 27   

                                                      

Заключение                                                                                                       50

Список использованной литературы                                                           52

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

       На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО),  возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения  нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

     Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОО, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

       Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое [6,14.19].

      Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания [55,46,33]. Теоретическая проработка проблемы инновационной деятельности служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность

этого процесса, эффективно управлять им. Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.

     Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает всё собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности. Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы[20, 27]. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса либо в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования.

      Успешная организация и реализация инновационной деятельности зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между сотрудниками дошкольного учреждения. Этот процесс достаточно длительный и сам по себе он не может произойти.

    Таким образом, темой исследования является инновационная деятельность в ДОО.

Объект исследования: инновационная деятельность как один из процессов дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: содержание инновационной деятельности в ДОО.

Цель:   определить содержание инновационной деятельности в ДОО.

Задачи:

1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;

2.   Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;

3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;

4. 

Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; практические – анкетирование, изучение документации,

Практическая значимость исследования: данная работа будет иметь практическую значимость при модернизации методической деятельности дошкольной образовательной организации на этапе внедрения инновационных процессов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

 

 

 

1.1 Дошкольная  образовательная организация как система

       В настоящее  время в  документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.   

       Возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

       В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, «с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований к дошкольному образованию, в том  числе  через  принятие  федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[ ]

В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы [ ]приоритетами государственной политики

выделены: обеспечение доступности дошкольного образования и повышение

качества образования. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» №  273-ФЗ  от  29.12.2012  все  образовательные  учреждения переименованы  в  организации.  В  дошкольных  образовательных организациях создаются условия, обеспечивающие безопасность и комфорт детей, использование новых технологий обучения, а также - современная прозрачная для потребителей информационная среда

управления и оценки качества образования, развиваются вариативные формы предоставления услуг.

       Достижение нового качества дошкольного образования детей предполагает в качестве приоритетной задачи обновление состава и компетенций педагогических кадров. Вложения в сферу дошкольного образования признаны сегодня в мире наиболее  эффективными  с  точки  зрения  повышения  качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей.

      ДОО как система - сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и

функциональных компонентов, условий функционирования. Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОО.

       Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОО.

Функциональные  компоненты  определяются  назначением управленческих функций  в  ДОО  (аналитико-диагностической, мотивационно стимулирующей,  планово-прогностической, организационно -исполнительской, контрольно - оценочной, регулятивно - коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители»

и соответствующих подсистемах.

       Условия  функционирования  определяются  существующими пространствами деятельности дошкольной организации: медико - валеологическим,  социальным;  психологической  и  педагогической средами,  временными  рамками и  психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.

       Открытость ДОО как системы определяется по пространствам развития,

которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений.

Характеристиками открытости ДОО могут выступать:

- степень соответствия его состояния;

- механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность);

- тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

       Основным  результатом  функционирования  открытой  системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, дошкольная  образовательная  организация  становится мощным средством социализации личности. Выделенные пространства необходимы на сегодняшний день, и, как правило,  достаточны  для  обеспечения  высоких  результатов воспитательно – образовательной деятельности в ДОО.

       Пространство развития ДОО состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса. Рассматривая специфику функционирования системы, можно увидеть направленность и назначение выделенных пространств развития всех субъектов:  родители  формируют  социальный  заказ  на  уровне общественной потребности, воспитатели реализуют образовательные услуги на уровне государства (муниципального образования), дети становятся потребителями оказываемых ДОО образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности [30].

      Структурно-функциональная модель деятельности ДОО как открытой развивающейся системы представлена на рисунке 1, стр. 8.


 

 


 


 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

Рис. 1. Модель деятельности ДОО как открытой развивающейся системы.

      Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного

пространства развития дошкольной организации.

       На  этапе  адаптации  обеспечивается  актуализация  потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

      На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия  в  системе  «педагог-ребенок-родители»  в  форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу.

Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации