Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая 2 Серебренниковой Л.В.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

7)  обеспечение вариативности и разнообразия содержания образования;

8)  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

     Содержание образовательного процесса  выстроено на основе:

Основной Общеобразовательной Программы Дошкольного Образования – Образовательной программы дошкольного образования МКДОУ № 27, разработанной на основе ФГОС ДО, парциальных программ «Основы безопасной жизнедеятельности дошкольника», автор Р. Стеркина, О. Князева, Н. Авдеева, «Юный эколог под редакцией  С.Н. Николаевой, «Математические ступеньки», «Ступеньки грамоты» Е.В. Колесниковой.

Образовательный процесс основан на комплексно-тематическом принципе планирования деятельности, содержание планирования в каждой возрастной группе строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей контингента детей групп и с учетом имеющихся ресурсов. Разработана система педагогического мониторинга уровня развития детей.

В практику деятельности ДОО введены и реализуются следующие инновационные и традиционные технологии:

- ИКТ;

- технология детского экспериментирования;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- метод проектов;

- игровые технологии;

- технологии развития речи;

- технологии валеологического  и экологического развития детей;

- здоровьесберегающие технологии.

В основе данных технологий лежит личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса, обеспечивающее саморазвитие субъектов.

Научно-методическое, материально-техническое обеспечение:

Научно-методическое обеспечение представлено Основной Общеобразовательной Программой Дошкольного Образования - Образовательной программой дошкольного образования МКДОУ № 27, разработанной на основе ФГОС ДО, парциальными программами по различным направлениям развития детей, Годовым планом (на каждый учебный год), рабочими программами на каждую возрастную группу и перспективным планированием, системой контроля за образовательным процессом.

Материально-техническое обеспечение.

 За последние три  года произошло существенное  пополнение материально-технической  базы учреждения, были приобретены:

- Комплект мультимедийного  оборудования (проектор, экран, два ноутбука), интерактивная доска для реализации работы по внедрению ИКТ-технологий в работу с детьми;

- Оргтехника (принтеры, компьютер);

- оборудование для организации  музыкальной деятельности (колонки, сабвуфер);

- Пополнено спортивное оборудование  в физкультурном зале: приобретены гимнастические маты, мячи, с помощью родителей изготовлены стойки для прыжков, дуги для подлезания, руками педагогов пополнен запас предметов для общеразвивающих упражнений, игр и других видов двигательной

и игровой деятельности;

- в плане благотворительной  помощи родителями МКДОУ № 27 были  приобретены музыкальный центр, видеокамера, жалюзи и иные предметы, обеспечивающие наилучшую организацию процесса в ДОО.

- также ежегодно в соответствии  с выделяемыми бюджетными  средствами осуществлялось пополнение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды игровыми и дидактическими пособиями, но её оснащенность на сегодняшний день находится на уровне, недостаточном для ведения инновационной деятельности в полном объеме.

Финансово-хозяйственная деятельность

      МКДОУ № 27 является казенным учреждением и в рамках своей основной деятельности финансируется из муниципального бюджета Администрации АГО. Основной документ по распределению бюджетных средств – бюджетная смета, а основной документ по планированию расходов организации - план финансово- хозяйственной деятельности.

Кадровое обеспечение.

Анализ изучения количественного состава показал, что МКДОУ № 27   обеспечено кадрами на 100%:  Заведующий- 1 чел, старший воспитатель- о.5 ставки, Воспитатели – 8 чел., специалисты – 2, из них:1 учитель- логопед,  1 музыкальный руководитель.

Качественный анализ позволил сделать следующие выводы:

 - Образовательный уровень педагогических кадров (табл. 3) определяется как  достаточный (60% педагогов имеют среднее профессиональное образование в области «Образование и  педагогика», и 10% -  высшее профессиональное образование, 30% обучаются на последних курсах в учреждениях СПО; 40% педагогов повышает свой образовательный уровень в учреждениях ВПО).

 

 

Таблица 3

 

Образовательный уровень педагогических кадров МКДОУ № 27

 

Год

 

 

 

 

Всего педагогов

Доля педагогов, не имеющих ср. специального образования

Доля педагогов, имеющих неоконченное ср.специальное образование

(студенты)

Доля педагогов, имеющих  ср. специальное образование

Доля педагогов, имеющих неоконченное высшее образование

(студенты)

Доля педагогов, имеющих  высшее образование

2014 / 10

-

3 (30%)

2 (10%)

4 (40%)

1 (10%)


 

-Распределение педагогов  по уровню профессионального стажа показало, что доля педагогов - стажистов (10 и более лет) в учреждении составляет 20%, доля педагогов, имеющих стаж 5-10 лет составляет 30%, и 50% составляет доля молодых специалистов, имеющих небольшой стаж работы (менее 5 лет).

Полученные показатели свидетельствуют, с  одной стороны, о позитивной тенденции к отсутствию в коллективе синдромов профессионального выгорания( которому подвержены педагоги-стажисты), о благоприятной почве к введению инноваций (ведь молодые педагоги являются более творческими людьми, способными к инновационной деятельности), а, с другой стороны, могут являться существенным недостатком в плане недостаточно накопленного педагогического опыта, отсутствия у молодых педагогов основ профессионального мастерства.

Таблица 4

Распределение педагогических кадров по профессиональному стажу

Всего педагогов

Доля педагогов со стажем 0-3 года

Доля педагогов со стажем

3-4 лет

Доля педагогов со стажем

5-9 лет

Доля педагогов со стажем

10-15лет

Доля педагогов со стажем

15-20 лет

Доля педагогов со стажем

Более 20 л

10

4 (40%)

1 (10%)

3 (30%)

1(10%)

1(10%)

-


 

 - Анализ распределения педагогов по наличию квалификационных категорий (таблица 5) показал, что 70% из них имеют достаточно высокий профессиональный уровень (1 и высшая кв. категория), и 30% из числа молодых педагогов имеют 2 категорию или соответствие занимаемой должности.

Таблица 5

Распределение педагогических кадров по наличию

 квалификационной категории

Всего педагогов

Не имеют кв. категории

Имеют 2 категорию/СЗД

Имеют 1 категорию

Имеют высшую категорию

10 (100%)

 

3 (30%)

6 (60%)

1 (10%)


 

- Уровень курсовой подготовки (таблица 6) в соответствии с действующим ФГОС ДО свидетельствует о 100% соответствии всех педагогов требованиям, предъявляемым к современному воспитателю  на этапе внедрения новых стандартов и модернизации системы дошкольного образования.

Таблица 6

Распределение педагогических кадров по курсовой подготовке

Всего педагогов

Не пройдены КПК в соотвествии с ФГОС ДО

Пройдены КПК в соответствии с ФГОС ДО

10(100%)

0

10 (100%)


 

Анализ анкетирования педагогов по авторскому опроснику «Владение современными инновационными технологиями и использование их в образовательном процессе» ( Таблица 7) позволил сделать вывод:

Более 60 % педагогов используют в своей деятельности инновационные технологии, владеют ими, и 40% владеют данными технологиями частично, не используют их в системе, что говорит о недостаточно высоком уровне творческого потенциала педагогических кадров.

 

 

Таблица 7

Распределение педагогических кадров по владению педагогическими технологиями, методиками образования и развития детей дошкольного возраста

Всего педагогов

10 (100 %)

Владеют ИКТ

Владеют технологиями личностно-ориентированного взаимодействия

Владеют здоровьесберегающими технологиями

Владеют технологиями проектной деятельности

Владеют технологиями познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности

Владеют основными методиками образования и развития детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В совершенстве

6 (60%)

5 (50%)

8 (80%)

8 (80%)

5 (50%)

8 (80%)

Частичное использование

4 (40%)

5 (50%)

2 (20%)

2 (20%)

5 (50%)

2 (20%)

Не владеют

-

-

-

-

-

-


     

С целью определения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности были подобраны следующие психодиагностические методики:

1. Полярные профили «Оценка  психологического климата в педагогическом коллективе» (Рогов Е.И.)

2. Анкета «Отношения к инновациям»

3.Тест «Удовлетворённость работой» (Н.П. Фетискин)

4.  Тест Стилберга-Ханина 

5. Анкета для воспитателей и специалистов «Потребности и мотивации педагогической деятельности».

Цель проведения методик: изучение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности.

Задачи:

1) выявить уровень развития  отдельных показателей готовности педагогов к инновационной деятельности;

2) определить степень  развития творческого и профессионального потенциала педагогов, возможные трудности при освоении инновационных технологий;

3) спрогнозировать динамику  профессионального роста педагогов.

В исследовании принимали участие 10 педагогов. 
       Количественный показатель благоприятности социально-психологического климата коллектива составил 80 %, что обозначает высокую степень благоприятности. Наиболее высокие индексы получили следующие свойства, характеризующие социально-психологический климат в ДОУ:

- с уважением относятся к мнению друг друга;

- чувствуют гордость за коллектив, если его отмечают руководители;

- преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения;

- в трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение.

- в коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту;

- участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться.

Все характеристики имеют достаточно высокий показатель, то есть находятся в промежутке между: «свойство проявляется нередко» - «свойство проявляется в большинстве». Таким образом, отмечается высокая степень благоприятности психологического климата в педагогическом коллективе.

Результаты анкетирования педагогов по параметрам «Потребности и мотивация педагогической деятельности» выглядят следующим образом:

Первоочередные потребности:

- потребность в уважении (приятно ощущать себя нужной ребятам); 
- потребность в аффилиации (работа мне приносит радость); 
- потребность в альтруизме (в результате моей работы ребята становятся лучше); 
- потребность в понимании (данная работа представляет возможность глубже познать внутренний мир другого человека);

Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации