Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа
Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;
Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения
новшества; условно его называют этапом открытия, который является
результатом фундаментальных или прикладных научных исследований (или
мгновенного «озарения»);
объект, материальный или духовный продукт-образец. Сюда включаются разработка, создание и первое освоение новшества.
применение, происходит его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.
После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступает лишь при условии восприимчивости к новшеству.
4. Распространение новшества, заключающееся в его широком внедрении и распространении в новые сферы.
5. Господство новшества в конкретной
области, когда собственно новшество перестает
быть таковым, теряя свою новизну. Завершается
этот этап появлением эффективной альтернативы
или замены данного новшества более эффективным.
6. Сокращение масштабов применения новшества,
связанное с заменой его новым продуктом.
Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему его реального протекания. Конкретный инновационный процесс не обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Указанные этапы могут иметь различную продолжительность.
Инновационный процесс имеет циклический характер, то есть происходит как бы повторное возрождение педагогических инноваций в новых условиях. С точки зрения ученых Д. Ф. Ильясова, Г. В. Яковлевой, все условия, способствующие развитию инновационных процессов, можно структурировать по следующим группам: нормативно-регламентирующие, перспективно-ориентирующие, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные [52].
Нормативно-регламентирующая группа условий характеризует правовые и нравственные основания, предопределяющие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности образовательных учреждений.
Перспективно-ориентирующая группа условий служит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности и определяется теми приоритетами в области дошкольного образования, которые приняты в регионе, области, соответствующем муниципалитете. Наличие этой группы условий позволяет руководителю ОУ определиться с социально ценными ожидаемыми результатами в области инновационного дошкольного образования.
Деятельностно - стимулирующая группа условий отражает специфику условий жизнедеятельности педагогов в конкретном образовательном учреждении. Стимулируя деятельность педагогов ДОО за счет создания комплекса соответствующих условий (материальных, психологических, моральных), можно достичь высокого результата в осуществлении педагогами инновационной деятельности.
Последняя группа условий - информационно-коммуникативная
– отражает взаимосвязи между различными
компонентами профессиональной деятельности
педагогов, осуществляющих инновационную
деятельность.
Новшества, нововведения, инновационные
процессы имеют своих носителей. Это педагоги
- инноваторы, педагогические коллективы,
руководители - инноваторы, которые вносят
в педагогическую теорию и практику конструктивную
новизну. Субъективный фактор играет решающую
роль на стадии внедрения и распространения
новшества. В связи с этим с инноваторами
следует работать как со специфической
социальной категорией, занимающей в педагогическом
сообществе особое место и имеющей собственную
структуру, психологию, потребности. Без
понимания этого невозможно управлять
развитием инновационных процессов [41,
55].
Наряду с научным изучением сущности инновационных процессов в образовании в нашей стране разрабатывались нормативно-правовые основы инноваций. В инновационной деятельности образовательного учреждения могут быть использованы документы различного уровня – акты международного права, федеральные законы и постановления местных органов власти, решения региональных и муниципальных органов образования [15.17.22,40]. Руководитель образовательного учреждения, где организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе.
Еще
в конце 90-х годов был принят
документ «Концепция
При этом указывалось, что понимание развития
как непрерывного процесса необходимо
соединить с принципом развивающего обучения,
с ориентацией образовательной деятельности
не только на познание, но и на преобразование
действительности.
Идея непрерывного образования, длящегося в течение всей жизни, получает неожиданное отражение в сфере дошкольного образования и с принятием в 2012 году нового Закона РФ «Об Образовании», и с введением в действие в 2013году Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Непрерывное и конечное (школьное) образование сталкиваются здесь самым непосредственным образом. Образование не начинается с первого посещения школы - в форме непрерывного оно возникает с первых дней жизни и протекает особенно быстро, невиданными темпами у детей в дошкольном детстве. Именно поэтому дошкольное образование становится первой ступенью образования. «В школе учат всех и равным образом, в дошкольном образовании обучающийся учится сам, только интересному и своеобразным образом…»[ 39].
Требования к образовательным учреждениям на современном этапе развития системы образования нашли свое выражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», 2012года. Закон закрепил принципы, структуру системы образования, право образовательных учреждений на демократический, государственно-общественный характер управления, определил компетентность, самостоятельность образовательных учреждений в выборе вариативных образовательных программ.
Вопросы развития инновационных процессов в системе образования нашли отражение и в принятых в последующие годы документах. Ряд документов коснулся области управления дошкольными учреждениями. Они способствовали активизации деятельности дошкольных учреждений по созданию и внедрению новшеств – новых форм организации дошкольного образования. Так, еще в 2005 г. правительством принят Национальный проект «Образование», реализация которого была рассчитана на 6 лет: с 2005 г. по 2010 г. Приоритетными направлениями Национального проекта явилось стимулирование инновационных программ высшего профессионального и общего образования, информатизация образования, поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. Главными результатами реализации Национального проекта стали системные преобразования и масштабные изменения практически по всем уровням образования. Постановление правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» создает условия для развития малого инновационного предпринимательства в вузах, что позволяет приблизить теорию обучения и
воспитания к практике.
Таким образом, Закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, и другие
нормативные документы создали юридически-правовое основание для развития инновационных процессов в отечественной системе образования, в том числе и в управлении школьными и дошкольными образовательными учреждениями, разработки новых форм организации образовательных учреждений и новых моделей воспитания, обучения и развития человека в образовательном пространстве.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие
выводы.
нами были рассмотрены и раскрыты
понятия «новшества», «инновации»
«инновационный процесс», «инновационная
деятельность», и другие. Выделены типы
инноваций, структурные компоненты и этапы
инновационных процессов в образовательных
учреждениях. Как правило, исследования
касаются образовательной сферы школьных
и дошкольных учреждений, авторы затрагивают
проблему внедрения инноваций в ДОО, в
том числе и в управленческую деятельность
заведующего дошкольным учреждением.
Вопросам развития инновационных
процессов в системе образования в нашей
стране на федеральном уровне уделяется
большое внимание, что создает благоприятные
нормативно-правовые условия для внедрения
инновационных процессов в образовательные
учреждения, в том числе и дошкольные.
В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным организациям. Приоритетными направлениями для развития деятельности ДОО являются:
- Повышение качества дошкольного образования;
- Использование инновационных образовательных технологий;
- Личностное развитие ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума;
Любая дошкольная образовательная организация проходит три этапа: становление (при создании нового ДОО и нового коллектива), функционирование (воспитательно-образовательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий); развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии воспитания и образования приходят в противоречие с новыми целями, условиями ДОО и федеральными стандартами) [31]. Развивающиеся ДОО, работающие в поисковом режиме, значительно отличаются от тех, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования.
Существует два основных режима деятельности дошкольной образовательной организации. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.
Деятельность ДОО в режиме развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
Деятельность ДОО в режиме функционирования - процесс жизнедеятельности, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала. В таблице 1 представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести
учреждение из традиционного режима в инновационный.
Таблица 1
Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОО
Показатели |
Функционирование |
Развитие |
Тип/вид ДОУ |
Традиционный, типовой |
Инновационный |
Цели и задачи управления |
Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала |
Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности |
Субъект управления |
Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью |
Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы. |
Научные концепции управления, подходы |
Эмпирический, основанный на личном опыте |
Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития |
Мотивационное обеспечение |
Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы |
Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов |
Воспитательно-образовательный процесс |
Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях |
Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях |
Содержание образования |
Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ |
Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств |
Технологии |
Обеспечивают стабильные результаты |
Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов |
Организация воспитательно-образовательного процесса |
Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения |
Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОО -школа - ВУЗ |
|
Продолжение таблицы 1 | |
Нормативно-правовое обеспечение |
Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу |
Типовые документы становятся основой для разработки собственных |
Кадровое обеспечение |
Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения |
Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов |
Научно-методическое обеспечение |
Традиционные учебные программы и планы |
Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов |
Финансовое обеспечение |
Бюджетное |
Бюджетное и внебюджетное |
Материально-техническое обеспечение |
Организация базового процесса на имеющихся материалах |
Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития |
Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОО в режиме развития.:
1. Актуальность (значимость
и своевременность) проводимой работы,
направленной на выработку
2. Включенность в поисковую
деятельность большинства
3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.
4. Присутствуют показатели
инновационного развития: устойчивость,
воспроизводимость, качественная трансформация
системы управления, всех компонентов
целостного педагогического
А.А. Майер[38] выделяет условия развития ДОО и источники идей развития:
- четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;
наличие концепции развития;
- наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно- методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;
- благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
- предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;
- выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;
- использование образовательного потенциала социума;
- расширение внешних связей, открытость ДОО;
- организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;
- изучение и использование позитивного опыта других ДОО.
В современный период развитие отечественного дошкольного образования идет по следующим направлениям:
- Формирование нового содержания образования;
- Разработка, внедрение и реализация инновационных педагогических технологий, методик, систем развития детей;
- Создание новых видов дошкольных организаций.
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости серьезных изменений в функционировании учреждения. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. В таблице 2 предложены Современные тенденции в развитии дошкольного
Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации