Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая 2 Серебренниковой Л.В.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

пособ.-М.: ТЦ Сфера, 2009, С.49

 

30. Кузьмин М. Н. Проблема  сохранения единого образовательного  пространства России // Педагогика.  2004.  № 4.  с. 3.

31. Кузьмичева Е.И. Развитие инновационных процессов в профессиональных педагогических коллективах дошкольных образовательных учреждений: Дис. . канд. пед. наук. Тольятти, 2000. 196 с.

32.    Лазарев В. С. Управление  нововведениями – путь к развитию  школы // Сельская школа.  2004.  № 1.  с.16.

33.  Лазарев В. С. Понятие педагогической  и инновационной системы школы // Сельская школа. 2003. № 1. с.4.

34.  Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая  инноватика: объект, предмет и основные  понятия // Педагогика. 2004. № 4.

35. Лапин Н.И. Инновационные процессы. Труды семинара. М.: Издательство ВНИИСИ, 1994. с 5-9.

36. Лапин Н.И. Структура инновационного процесса. Труды конференции. М.: Издательство ВНИИСИ., 1991. с 16-23

37. Майер А.А. Управление  инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие.  М.:ТЦ Сфера, 2009.

38. Майер А.А. Модернизация дошкольного образования / Управление дошкольным образовательным учреждением.  2004.  № 2(4). с. 16-20

39. Микляева Н.В. Инновации  в детском саду. Пособие для  воспитателей. «Айрис пресс», М., 2009.

40. Новикова, Т.Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику // Школьные технологии.  2009.- № 5.  с. 25-32.

41. Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации / Молчанов С.Г., Яковлева Г.В. Челябинск: Юж.-Урал. науч.- образоват. центр РАО. Челябин. госуниверситет, 2008. 71 с.

42.  Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия»,  2010. с.48-49.

43. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Москва, 2010.  книга 1.  С. 210-212.

44. Поздняк Л.В., Лященко  Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Изд. Центр «Академия», 2012.  432с.

45. Полонский В.М. Научно-педагогическая  информация: Словарь-справочник. М.: Просвещение, 2009.

Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.

46. Поташник М.М., Хомерики  О.Б. Структуры инновационного процесса в

образовательном учреждении // Магистр. 1994. №5.

47. Развитие школы как инновационный процесс / О.Г.Хомерики, М.М.Поташник, А.В.Лоренсов. М.: Новая школа, 1994. с.4-49

48. Сластенин В.А. Психолого-педагогический  практикум. М., 2000.

49. Сластенин В.А., Подымова  Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 2007.

Специализированный  образовательный  портал  «Инновации  в

образовании», свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-27887 от

12.04.2007

50. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. М., Новая школа, 2011.

51. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Шамовой Т.И. М.: ИЦ Академия,  2010. 294 с.

52. Управленческое содействие педагогам ДОУ в осуществлении инновационной деятельности / Составители Г.В.Яковлева, Д.Ф.Ильясов -Челябинск: Образование, 2008. 66 с

53.  Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2008. C.473-474

54. Юсуфбекова Н.Р. Общие  основы педагогической инноватики. М., 2001.

55. Яковлева Г.В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении: Дис. . канд. пед. наук. Челябинск,  2009. 248 с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика оценки уровня психологического климата коллектива

(Рогов Е.И.)

Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности педагогического коллектива.

Социально-психологический климат - это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Социально-психологический климат (Б.Д. Парыгин) - важный показатель уровня развития коллектива.

В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет квантифицировать (изучать) не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–).

Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивается по полярным профилям: 3  2  1  0  -1 -2 -3.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки

3 – свойство проявляется  в коллективе всегда;

2 – свойство проявляется  в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется  нередко;

0 – проявляется в одинаковой  степени и то, и другое свойство.

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: 

 

22 и более

высокая степень благоприятности социально-психологического климата

от 8 до 22

средняя степень благоприятности социально-психологического климата;

от 0 до 8

низкая степень (незначительная) благоприятности;

от 0 до (-8)

начальная неблагоприятность социально-психологического климата;

от (-8) до (-10)

средняя неблагоприятность;

от (-10) и ниже

сильная неблагоприятность


Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительно), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

Приведенная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые заложены в опросном листе). 

                   Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению. 

 /3 2 1 0 –1 -2-3/

1. 

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

 

Преобладает подавленное настроение

2. 

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

 

Конфликтность в отношениях и антипатии

3

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание

 

Группировки конфликтуют между собой

4.

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

 

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5.

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

 

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6.

С уважением относятся к мнению друг друга

 

Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

7.

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

 

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8.

В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

 

В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения

9.

Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители

 

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

10.

Коллектив активен, полон энергии

 

Коллектив инертен и пассивен

11.

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе

 

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12.

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

 

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13.

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

 

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым


 

 

 

Приложение 2

                                           Анкета «Отношение к инновациям»

Уважаемые коллеги!

В  настоящее  время  внедрение  инноваций в  работу  дошкольного  образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы  дошкольного образования.  Цель инновационной деятельности является улучшение  способности  педагогической системы  дошкольного образовательного учреждения достигать качественно более  высоких  результатов  образования.

Достижение  этой  цели  возможно  при  условии включения педагогического коллектива в инновационную деятельность и готовность к ней педагогов. Для того чтобы определить ваше отношение к инновационной деятельности просим ответить на следующие вопросы.

1.  Как  вы  относитесь  к  инновационной  деятельности,  осуществляемой  в  дошкольном 

образовательном учреждении? __________________________________________________

2.  Готовы  ли  вы  были  к  осуществлению  инновационной  деятельности  в  дошкольном

образовательном учреждении? ___________________________________________________

3. Изменился ли и как  в результате инновации уровень  вашей профессиональной подготовки? __________________________________________________________________

4. Как повлияло нововведение на уровень и качество обученности и воспитанности детей вашей группы? _______________________________________________________________

5. Увеличилась ли образовательная  нагрузка с учетом инновационной  деятельности? _____________________________________________________________________________

6. Считаете ли вы, что  нововведение прошло (проходит) удачно? _____________________

7. Что, по - вашему, не получилось (не получается)? ________________________________

8. Какими результатами  вы удовлетворены полностью? _____________

9. Хотели бы вы дальше  использовать данную инновацию  в работе и как? _____________________________________________________________________________

10. Хотели бы вы в  будущем заниматься инновационной  работой? _________________________

Какой?_______________________________________________________________________


 

Приложение 3

Тест «Удовлетворенность работой» (Фетискин Н.П)

Инструкция к тесту

       Вашему вниманию предлагается опросник для самооценки, а также выбор некоторых эффективных методов мотивации трудовой активности. Он содержит 14 утверждений. Каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов. Сделайте свой выбор по каждому и этих утверждений, отметив соответствующую цифру.

    1- Вполне удовлетворен    2- Удовлетворен     3 – Не вполне удовлетворен

    4 – Не удовлетворен          5 – Крайне не удовлетворен

Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации