Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая 2 Серебренниковой Л.В.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

       На  этапе  индивидуализации  осуществляется  анализ  степени обособленности  личности  педагога,  родителя,  ребенка  в соответствующем  интегрированном  сообществе  и  определение потенциала  развития  в  процессе  максимального  раскрытия индивидуальной сущности субъектов.     

       Интегрирование  названных  пространств  позволяет  разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения  индивидуального  развития  каждого  субъекта, реализуемый в логике:

- структурной организации  социального заказа в области  дошкольного образования  (уровни:  федеральный,  национально-региональный, внутриконституционный);

- смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;

- эволюции ведущих видов  управления в ДОУ (традиционное, мотивационное  программно-целевое,  соуправление,  рефлексивное, самоуправление);

- смены ведущих форм  взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.

Таким образом, масштабные преобразования в системе дошкольного образования в настоящее время стимулируют руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций к активной инновационной деятельности, поиску ресурсов развития  организации,  повышению  её  привлекательности  и конкурентоспособности в образовательной среде.

 

 

 

    1. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика

 

       Категория «инновации» относительно молода и на первых порах использовалась исследователями по отношению к производственному процессу. В конце 50-х гг. XX столетия появилось понятие «инновационное обучение» и стало использоваться в системе образования, оказалось предметом специального изучения зарубежных ученых (Э. Брансуик, Найхоф и др.)  [24,19] и отечественных исследователей (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и другие) [32.34,46.51].

        Появление нового типа обучения было вызвано требованиями к сфере образования и просвещения в изменившихся социально-экономических, политических условиях общественно-экономической формации нашего государства. Так как образование является одним из основных факторов, влияющих на развитие человека и общества, то изменение экономической основы государства, возросший уровень развития наукоемких технологий потребовали серьезной перестройки основных подходов к организации системы образования в нашей стране, к конструированию педагогической системы образовательного учреждения, пересмотра системы ценностей и приоритетов государственной политики в области просвещения и образования, изменения взгляда на роль учителя, педагога и главного участника процесса обучения и воспитания - ученика, воспитанника. Таким образом, на смену старому, традиционному (его называют поддерживающим или воспроизводящим обучением) пришел новый тип обучения, который  

получил название инновационного [14.55].

Проблемы инновационного обучения стали предметом изучения педагогической инноватики - сферы науки, изучающей развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях [54]. 
   В настоящее время исследованы многие аспекты данной проблемы: 
   -  вопросы управления инновационными процессами в образовательных учреждениях (И. И. Аркин, К. Ю. Белая, Л. А. Иванова, В. И. Зверева, В. Ю., Юсуфбекова и другие) [1,4,17, 54, 16];

-  критерии уровня инноваций и методы их экспертной оценки (Д. Л. Бенькович, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, Н. П. Кузькин, А. Б. Кузнецов, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин) [ 6,15.24,30.49];

- анализ факторов, влияющих на ход инновационных процессов в образовательных учреждениях (В. И. Андреева, С. Ф. Багаутдинова, Н. И. Войтина, Н. В. Горбунова, Л. А. Иванова, Д. Ф. Ильясов, В. Н. Казакова, [2, 9, 13,52,20].

       Рассмотрим, как трактуются в современной теоретической литературе основные понятия: «новшество», «инновации», «нововведения». Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Самым старым термином считается термин, данный Э. М. Роджерсом на основе обзора западных исследований в области новшеств агрономии, промышленности и медицины. «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли эта идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования» [24].

Академик Н. И. Лапин нововведение определяет «как комплексный процесс

создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для нового или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей; одновременно это есть процесс сопряженных с введением данного новшества изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл» [35].

       В педагогической теории в определении разными авторами основных понятий (инновация, новшество, нововведения) существуют некоторые разногласия. 
        Согласно первой позиции российские авторы Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, С. А. Бараннникова и другие) считают понятия «новшество, нововведения, инновации» - синонимами [ 42,7]. Сюда же можно отнести В. Н. Кузькина, И. П. Подласого, Л. В. Поздняк и других [  43.44].

        Исследователи, представляющие вторую позицию (К. Ю. Белая, С. Ф. Багаутдинова, В. С. Лазарев, А. В. Лоренсов, М. М. Поташник, О. Г. Хомерики [1,2,47,] и другие, группируют данные понятия, считая синонимами «новое – новшество», «инновации – нововведения». Новшество - это именно новое средство, новый метод, методика, технология, программа и т. д. Инновации – нововведение – это процесс освоения этого средства. Нововведение определяется данными авторами как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. 
      При определении понятия «инновационный процесс» К. Ю. Белая, В. С. Лазарев, М. М. Поташник используют категорию «деятельность». Инновационный процесс - это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств [4,34,46]. 
      Согласно исследователям третьей позиции (Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова и другие [51], инновационный процесс включает в себя: инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние. Несмотря на некоторое различие обозначенных позиций ученых, можно сделать вывод, что общей основой понятий «новшество», «инновации», «нововведения» является внесение элементов нового в изучаемый объект, приводящий к его развитию. В исследовании мы будем придерживаться данной точки зрения.

Следует отметить, что часть исследователей и практиков связывает

инновационную деятельность только с экспериментальной. Другая часть исследователей (С. Ф. Багаутдинова и другие) трактует более широко категорию «инновационная деятельность», включая в нее такие понятия, как «внедрение передового педагогического опыта, внедрение результатов научных исследований в практику, экспериментальная деятельность, внедрение инноваций» [2,47]. Нам близка данная точка зрения. 
       Данные понятия используются в различных областях и наиболее широко в сфере содержания и технологии организации образовательного процесса. В последние годы появились новые понятия: инновационное образовательное учреждение, инновационные образовательные программы, инновационный вуз и т. д., инновационный менеджмент, управление инновационной деятельностью, управленческие инновации и другие.

Рассмотрим подробнее категории: инновационное образовательное учреждение, управление инновационной деятельностью, управленческие инновации, инновационный менеджмент.   

«Инновационное образовательное учреждение - это учреждение, в деятельности которого прослеживаются следующие черты: разрабатывается и реализуется иная, чем в массовом учреждении, модель устройства жизни ребенка; ведется поиск другого содержания труда педагога, апробируются новые средства и способы его работы, направленные на развитие творческих черт его личности [33,34,38].

      Определение «управление инновационной деятельностью» можно найти в работах Л. М. Денякиной, Л. А. Ивановой, Г. В. Яковлевой [14.17.55]. Управление инновационной деятельностью как особым объектом представляет собой сложный комплекс кооперативных воздействий людей на управляемую систему в целях обеспечения ее развития в новом, более прогрессивном направлении.

      Понятие «управленческие инновации» вводит в своем исследовании

доктор экономических наук П. И. Ваганов. «Управленческие инновации

(нововведения) – это целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы системы управления, ориентированное на замену элементов системы управления или системы управления в целом, с целью ускорения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач на основе выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов»[8].

      Понятие «инновационный менеджмент» все чаще используется в области экономики, маркетинга и представляет современную концепцию управления инновационной деятельностью организации. Инновационный менеджмент – взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами [31,44]. Объектами инновационного менеджмента являются инновации и инновационный процесс. Принципиальным моментом является расширенное видение инновационных процессов.

       Развитие образовательного учреждения (то есть переход его в новое, качественное состояние) не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через развитие инновационного процесса. Чтобы управлять этим процессом, руководителю образовательного учреждения необходимо познать и изучить его строение и структуру. 
Процесс развития дошкольного учреждения представляет сложную динамическую систему, поэтому инновационный процесс (как система) тоже полиструктурен и в его составе можно выделить следующие структурные компоненты: деятельностную, субъектную, уровневую, содержательную, управленческую, организационную [ 36,46].

        Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих

компонентов: мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты. Субъектная структура включает инновационную деятельность всех участников образовательного процесса: руководителя, его заместителей, педагогов, учащихся, родителей и т. д. Уровневая структура предполагает, что инновационная деятельность в учреждении должна коснуться субъектов на всех уровнях управления: на международном, федеральном, региональном, районном и школьном. Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств во всех сферах образовательного процесса, в управлении ДОО и т. д. Отсутствие управления инновационным процессом в образовательном учреждении быстро приведет к его затуханию, поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что не исключает элементов самоуправления. Организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический - прогностический - собственно организационный - практический - обобщающий - внедренческий.

        Все структурные компоненты инновационного процесса взаимосвязаны друг с другом. Важно и необходимо, чтобы они осуществлялись параллельно, одновременно, что позволит эффективно развиваться образовательному учреждению. 
   Образовательное учреждение как самостоятельный организм представляет собой довольно сложную структуру, в которую входят следующие компоненты: совокупность целей, деятельность, обеспечивающая их реализацию; сообщество взрослых и детей, ее организующих и в ней участвующих; отношения, их объединяющие; среда внутренняя и внешняя; управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в единое целое, его целесообразное функционирование и развитие. В этом контексте новшества могут коснуться любого компонента, тем самым пробуждая к жизни инновационный процесс различного характера. Именно поэтому ученые разделяют все нововведения на определенные виды, опираясь при этом на разнообразные методологические основания.

      Классификация новшеств, инноваций рассматривается в теории управления дошкольными образовательными учреждениями исследователями С. Ф. Багаутдиновой, К. Ю. Белой, Л. В. Поздняк и другими [ 2,3,44].

       Интересна типология Л. В. Поздняк, характеризующая инновации по потенциалу, механизму его осуществления, по объему и последствиям и совершенно новый критерий, которого нет в школьных типологиях – особенности инновационного процесса. По инновационному потенциалу Л. В. Поздняк выделяет следующие инновации: радикальные, комбинированные, модифицированные; по особенностям механизма осуществления: единичные - диффузные; завершенные - незавершенные; успешные - неуспешные; по объемам, целям, социальным последствиям: точечные; системные, многочисленные; стратегические.

– по особенностям инновационного процесса: абсолютная новизна (нет аналогов); относительная новизна (местная, в данном ДОО, регионе); целесообразная новизна [44].

       Классификацию нововведений необходимо знать современному руководителю образовательного учреждения, прежде всего для того, чтобы разобраться в объекте развития детского сада, выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств, и наилучшим образом разработать технологию его освоения. 
   Любое педагогическое нововведение представляет процесс, развивающийся в пространстве и во времени, оно содержит идеи и технологии, опирающиеся на объективные закономерности и на практический опыт исканий. Чаще всего нововведения зарождаются практически, когда отдельные педагоги осознанно или интуитивно улавливают прогрессивные тенденции и стремятся преодолеть возникающие трудности. Но чтобы нововведение развивалось, для этого необходима официальная поддержка его внедрения, его научная разработка и обоснование.

        Динамика взаимодействия инновационного процесса с его средой образует жизненный цикл нововведения. Различают следующие стадии этого жизненного цикла: старт, быстрый рост, зрелость процесса производства при активном потребительском спросе, насыщение потребительского спроса, финиш [15]. В. И. Загвязинский считает, что есть некоторое своеобразие в жизненных циклах инновационных концепций, рожденных в теории, и концепций, родившихся из практики.

       Анализ литературы показывает, что жизненный цикл теорий и концепций, несущих инновационные подходы, зависит от ряда обстоятельств: характера и степени востребованности обществом возможных результатов, силы и направленности инновационного потока, его организованности; подготовленности условий для осуществления нововведений, в том числе кадрового обеспечения; степени сопротивления среды. 
       К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема развития инновационного процесса в социальных организациях, в том числе образовательном учреждении (школе, детском саду) [17,31,47,54]:

Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации