Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа
Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;
Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения
На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.
Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
- структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);
- смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;
- эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);
- смены ведущих форм
взаимосвязанной деятельности
Таким образом, масштабные преобразования в системе дошкольного образования в настоящее время стимулируют руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций к активной инновационной деятельности, поиску ресурсов развития организации, повышению её привлекательности и конкурентоспособности в образовательной среде.
Категория «инновации» относительно молода и на первых порах использовалась исследователями по отношению к производственному процессу. В конце 50-х гг. XX столетия появилось понятие «инновационное обучение» и стало использоваться в системе образования, оказалось предметом специального изучения зарубежных ученых (Э. Брансуик, Найхоф и др.) [24,19] и отечественных исследователей (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и другие) [32.34,46.51].
Появление нового типа обучения было вызвано требованиями к сфере образования и просвещения в изменившихся социально-экономических, политических условиях общественно-экономической формации нашего государства. Так как образование является одним из основных факторов, влияющих на развитие человека и общества, то изменение экономической основы государства, возросший уровень развития наукоемких технологий потребовали серьезной перестройки основных подходов к организации системы образования в нашей стране, к конструированию педагогической системы образовательного учреждения, пересмотра системы ценностей и приоритетов государственной политики в области просвещения и образования, изменения взгляда на роль учителя, педагога и главного участника процесса обучения и воспитания - ученика, воспитанника. Таким образом, на смену старому, традиционному (его называют поддерживающим или воспроизводящим обучением) пришел новый тип обучения, который
получил название инновационного [14.55].
Проблемы инновационного обучения стали предметом изучения
педагогической инноватики - сферы науки,
изучающей развитие инновационных процессов
в образовательных учреждениях [54].
В настоящее время исследованы многие
аспекты данной проблемы:
- вопросы управления инновационными процессами
в образовательных учреждениях (И. И. Аркин,
К. Ю. Белая, Л. А. Иванова, В. И. Зверева,
В. Ю., Юсуфбекова и другие) [1,4,17, 54, 16];
- критерии уровня инноваций и методы их экспертной оценки (Д. Л. Бенькович, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, Н. П. Кузькин, А. Б. Кузнецов, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин) [ 6,15.24,30.49];
- анализ факторов, влияющих на ход инновационных процессов в образовательных учреждениях (В. И. Андреева, С. Ф. Багаутдинова, Н. И. Войтина, Н. В. Горбунова, Л. А. Иванова, Д. Ф. Ильясов, В. Н. Казакова, [2, 9, 13,52,20].
Рассмотрим, как трактуются в современной теоретической литературе основные понятия: «новшество», «инновации», «нововведения». Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Самым старым термином считается термин, данный Э. М. Роджерсом на основе обзора западных исследований в области новшеств агрономии, промышленности и медицины. «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли эта идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования» [24].
Академик Н. И. Лапин нововведение определяет «как комплексный процесс
создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для нового или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей; одновременно это есть процесс сопряженных с введением данного новшества изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл» [35].
В педагогической теории в определении
разными авторами основных понятий (инновация,
новшество, нововведения) существуют некоторые
разногласия.
Согласно первой позиции
российские авторы Г. М. Коджаспирова,
А. Ю. Коджаспиров, С. А. Бараннникова и
другие) считают понятия «новшество, нововведения,
инновации» - синонимами [ 42,7]. Сюда же
можно отнести В. Н. Кузькина, И. П. Подласого,
Л. В. Поздняк и других [ 43.44].
Исследователи, представляющие
вторую позицию (К. Ю. Белая, С. Ф. Багаутдинова,
В. С. Лазарев, А. В. Лоренсов, М. М. Поташник,
О. Г. Хомерики [1,2,47,] и другие, группируют
данные понятия, считая синонимами «новое
– новшество», «инновации – нововведения».
Новшество - это именно новое средство,
новый метод, методика, технология, программа
и т. д. Инновации – нововведение – это
процесс освоения этого средства. Нововведение
определяется данными авторами как целенаправленное
изменение, вносящее в среду внедрения
новые стабильные элементы (новшества),
вызывающие переход системы из одного
состояния в другое.
При определении понятия «инновационный
процесс» К. Ю. Белая, В. С. Лазарев, М. М.
Поташник используют категорию «деятельность».
Инновационный процесс - это комплексная
деятельность по созданию, освоению, использованию
и распространению новшеств [4,34,46].
Согласно исследователям третьей
позиции (Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова и
другие [51], инновационный процесс включает
в себя: инновации, нововведения и условия,
обеспечивающие успешность перевода системы
в новое качественное состояние. Несмотря
на некоторое различие обозначенных позиций
ученых, можно сделать вывод, что общей
основой понятий «новшество», «инновации»,
«нововведения» является внесение элементов
нового в изучаемый объект, приводящий
к его развитию. В исследовании мы будем
придерживаться данной точки зрения.
Следует отметить, что часть исследователей и практиков связывает
инновационную деятельность
только с экспериментальной. Другая часть
исследователей (С. Ф. Багаутдинова
и другие) трактует более широко категорию
«инновационная деятельность», включая
в нее такие понятия, как «внедрение передового
педагогического опыта, внедрение результатов
научных исследований в практику, экспериментальная
деятельность, внедрение инноваций» [2,47].
Нам близка данная точка зрения.
Данные понятия используются
в различных областях и наиболее широко
в сфере содержания и технологии организации
образовательного процесса. В последние
годы появились новые понятия: инновационное
образовательное учреждение, инновационные
образовательные программы, инновационный
вуз и т. д., инновационный менеджмент, управление
инновационной деятельностью, управленческие
инновации и другие.
Рассмотрим подробнее категории: инновационное образовательное учреждение, управление инновационной деятельностью, управленческие инновации, инновационный менеджмент.
«Инновационное образовательное учреждение - это учреждение, в деятельности которого прослеживаются следующие черты: разрабатывается и реализуется иная, чем в массовом учреждении, модель устройства жизни ребенка; ведется поиск другого содержания труда педагога, апробируются новые средства и способы его работы, направленные на развитие творческих черт его личности [33,34,38].
Определение «управление инновационной деятельностью» можно найти в работах Л. М. Денякиной, Л. А. Ивановой, Г. В. Яковлевой [14.17.55]. Управление инновационной деятельностью как особым объектом представляет собой сложный комплекс кооперативных воздействий людей на управляемую систему в целях обеспечения ее развития в новом, более прогрессивном направлении.
Понятие «управленческие инновации» вводит в своем исследовании
доктор экономических наук П. И. Ваганов. «Управленческие инновации
(нововведения) – это целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы системы управления, ориентированное на замену элементов системы управления или системы управления в целом, с целью ускорения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач на основе выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов»[8].
Понятие «инновационный менеджмент» все чаще используется в области экономики, маркетинга и представляет современную концепцию управления инновационной деятельностью организации. Инновационный менеджмент – взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами [31,44]. Объектами инновационного менеджмента являются инновации и инновационный процесс. Принципиальным моментом является расширенное видение инновационных процессов.
Развитие образовательного
учреждения (то есть переход его в новое,
качественное состояние) не может быть
осуществлено иначе, чем через освоение
нововведений, через развитие инновационного
процесса. Чтобы управлять этим процессом,
руководителю образовательного учреждения
необходимо познать и изучить его строение
и структуру.
Процесс развития дошкольного учреждения
представляет сложную динамическую систему,
поэтому инновационный процесс (как система)
тоже полиструктурен и в его составе можно
выделить следующие структурные компоненты:
деятельностную, субъектную, уровневую,
содержательную, управленческую, организационную
[ 36,46].
Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих
компонентов: мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты. Субъектная структура включает инновационную деятельность всех участников образовательного процесса: руководителя, его заместителей, педагогов, учащихся, родителей и т. д. Уровневая структура предполагает, что инновационная деятельность в учреждении должна коснуться субъектов на всех уровнях управления: на международном, федеральном, региональном, районном и школьном. Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств во всех сферах образовательного процесса, в управлении ДОО и т. д. Отсутствие управления инновационным процессом в образовательном учреждении быстро приведет к его затуханию, поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что не исключает элементов самоуправления. Организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический - прогностический - собственно организационный - практический - обобщающий - внедренческий.
Все структурные компоненты
инновационного процесса взаимосвязаны
друг с другом. Важно и необходимо, чтобы
они осуществлялись параллельно, одновременно,
что позволит эффективно развиваться
образовательному учреждению.
Образовательное учреждение как самостоятельный
организм представляет собой довольно
сложную структуру, в которую входят следующие
компоненты: совокупность целей, деятельность,
обеспечивающая их реализацию; сообщество
взрослых и детей, ее организующих и в
ней участвующих; отношения, их объединяющие;
среда внутренняя и внешняя; управление,
обеспечивающее интеграцию всех компонентов
в единое целое, его целесообразное функционирование
и развитие. В этом контексте новшества
могут коснуться любого компонента, тем
самым пробуждая к жизни инновационный
процесс различного характера. Именно
поэтому ученые разделяют все нововведения
на определенные виды, опираясь при этом
на разнообразные методологические основания.
Классификация новшеств, инноваций рассматривается в теории управления дошкольными образовательными учреждениями исследователями С. Ф. Багаутдиновой, К. Ю. Белой, Л. В. Поздняк и другими [ 2,3,44].
Интересна типология Л. В. Поздняк, характеризующая инновации по потенциалу, механизму его осуществления, по объему и последствиям и совершенно новый критерий, которого нет в школьных типологиях – особенности инновационного процесса. По инновационному потенциалу Л. В. Поздняк выделяет следующие инновации: радикальные, комбинированные, модифицированные; по особенностям механизма осуществления: единичные - диффузные; завершенные - незавершенные; успешные - неуспешные; по объемам, целям, социальным последствиям: точечные; системные, многочисленные; стратегические.
– по особенностям инновационного процесса: абсолютная новизна (нет аналогов); относительная новизна (местная, в данном ДОО, регионе); целесообразная новизна [44].
Классификацию нововведений
необходимо знать современному руководителю
образовательного учреждения, прежде
всего для того, чтобы разобраться в объекте
развития детского сада, выявить всестороннюю
характеристику осваиваемого новшества,
понять то общее, что объединяет его с
другими, и то особенное, что отличает
его от других новшеств, и наилучшим образом
разработать технологию его освоения.
Любое педагогическое нововведение представляет
процесс, развивающийся в пространстве
и во времени, оно содержит идеи и технологии,
опирающиеся на объективные закономерности
и на практический опыт исканий. Чаще всего
нововведения зарождаются практически,
когда отдельные педагоги осознанно или
интуитивно улавливают прогрессивные
тенденции и стремятся преодолеть возникающие
трудности. Но чтобы нововведение развивалось,
для этого необходима официальная поддержка
его внедрения, его научная разработка
и обоснование.
Динамика взаимодействия инновационного процесса с его средой образует жизненный цикл нововведения. Различают следующие стадии этого жизненного цикла: старт, быстрый рост, зрелость процесса производства при активном потребительском спросе, насыщение потребительского спроса, финиш [15]. В. И. Загвязинский считает, что есть некоторое своеобразие в жизненных циклах инновационных концепций, рожденных в теории, и концепций, родившихся из практики.
Анализ литературы показывает,
что жизненный цикл теорий и концепций,
несущих инновационные подходы, зависит
от ряда обстоятельств: характера и степени
востребованности обществом возможных
результатов, силы и направленности инновационного
потока, его организованности; подготовленности
условий для осуществления нововведений,
в том числе кадрового обеспечения; степени
сопротивления среды.
К настоящему времени в научной
литературе сложилась следующая схема
развития инновационного процесса в социальных
организациях, в том числе образовательном
учреждении (школе, детском саду) [17,31,47,54]:
Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации