Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа
Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;
Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения
Общее (стратегическое руководство) осуществляет заведующий.
Координацию программного и научно-методического обеспечения инновационной деятельности, а так же проектировку, оперативную коррекцию, контроль осуществляет старший воспитатель.
Оперативное выполнение – педагоги ДОО и другие участники образовательного процесса, обладающие необходимыми компетенциями и полномочиями (медработники, специалисты и т.д).
Направления развития инновационных процессов
1. Инновации в управленческой деятельности:
2. Инновации в работе с педагогическими кадрами:
3. Инновации в содержании образования.
Работа по каждому из инновационных направлений осуществляется в четыре основных шага:
1. Поиск новых идей:
- создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;
- выявление инновационных потребностей ДОО;
2. Формирование нововведения:
- формулирование идей и возможностей инновационного ДОО, планирование этапов работы;
- апробирование инновационных идей с участием «опережающей группы»
педагогических коллективов ДОО;
- подведение итогов
- разработка нормативно-
3. Реализация нововведения:
- обучение инновационным технологиям всего педагогического коллектива (кроме коллектива «опережающей группы»);
- мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;
- исследовательская, творческая,
рефлексивная деятельность
4. Закрепление новшества:
- разработка презентационных материалов;
- обобщение и распространение (презентация) опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Заключительные положения.
Данная программа
рассчитана на три года и
может быть использована в
работе дошкольных
Заключение
Данная работа была посвящена проблеме организации и содержания инновационной деятельности в современной дошкольной образовательной организации. Целью курсовой работы являлось теоретическое и практическое изучение содержания инновационной деятельности в ДОО.
Для реализации поставленной цели были определены задачи, подобраны методы исследования.
В ходе реализации работы по первой задаче был проведен анализ учебной, научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования, раскрыта сущность инноваций в системе образования, дана их характеристика, классификация. Было определено, что инновационный процесс - это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Развитие образовательного учреждения (то есть переход его в новое, качественное состояние) не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через развитие инновационного процесса. Инновационный процесс (как система) полиструктурен и в его составе выделяются следующие компоненты: деятельностный, субъектный, уровневый, содержательный, управленческий, организационный. Классификация новшеств, инноваций рассматривалась различными исследователями С. Ф. Багаутдиновой, К. Ю. Белой, Л. В. Поздняк и другими. Данные классификации необходимо знать современному руководителю для того, чтобы разобраться в объекте развития детского сада, выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств, и наилучшим образом разработать технологию его освоения.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели особенности развития деятельности современной дошкольной образовательной организации.
Выявили основные приоритетные направления развития деятельности ДОО,
установили, что любая ДОО на современном этапе может работать в двух основных режимах: «функционирование» и «развитие». Причем оптимальным является режим «развитие» как в рамках деятельности с учетом требований современного общества. Так и с учетом положений основных нормативно-правовых документов Российского образования.
Также были определены основные признаки, по которым можно определить, является ли деятельность ДОО «развивающейся», сформулированы современные тенденции в развитии ДОО, выявлен ряд проблем в деятельности ДОО на современном этапе развития общества.
Во второй главе нашей работы при решении третьей задачи исследования был осуществлен анализ состояния развития МКДОУ № 27 на этапе внедрения инноваций. Было установлено, что образовательное учреждение находится на этапе перехода из режима функционирования в режим развития, о чем свидетельствуют результаты анализа кадровых условий, анализ содержания образования и организации воспитательно-образовательного процесса, а также анализ изучения состояния нормативно-правового, научно-методического и финансового обеспечения.
Выявлены проблемы: организация недостаточно готова к отбору и внедрению позитивных инноваций, к качественной реализации их в работе с детьми. Существующие подходы к организации методической работы не в полной мере сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОО в ее новое состояние – инновационное пространство ДОО.
В связи с этим возникает необходимость разработки программы инновационной деятельности и внедрение её в работу МКДОУ № 27. Четвертой задачей нашего исследования явилась разработка программы инновационной деятельности в МКДОУ № 27, которая была обусловлена
результатами анализа деятельности ДОО.
Ведущая цель программы - создание модели инновационного образовательного пространства ДОО как одно из условий повышения качества образования. В программе представлены основные направления развития инновационных процессов: инновации в управленческой деятельности, в работе с педагогическими кадрами, в содержании образования.
Работа по каждому из инновационных направлений осуществляется в четыре основных шага:
1. Поиск новых идей:
2. Формирование нововведения:
3. Реализация нововведения:
4. Закрепление новшества:
Программа рассчитана на три года и может быть использована в работе дошкольных образовательных организаций, работающих в режиме функционирования или находящихся на переходном этапе в режим развития, в качестве методического пособия.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что поставленная в нашем исследовании цель «Определить содержание инновационной деятельности в ДОО» достигнута, задачи решены.
Данная работа будет иметь практическое значение для руководителей и педагогов ДОО при модернизации методической деятельности дошкольной образовательной организации на этапе внедрения и реализации инновационных процессов.
Список литературы
1. Аркин И.И. Теоретические новации и реальность школы // Советская педагогика. 1990. № 9. С. 28-32.
2. Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к курсу «Управление дошкольным образованием». Магнитогорск: МаГУ, 2001. 21 с.
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2009.
4. Белая К.Ю. Методическая
работа в дошкольном
5. Белая К.Ю. Планирование работы в ДОУ по результатам на год // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 5. С. 14- 17.
6. Бенькович Д.Л. Системная оценка эффективности инновационной деятельности как условие управления качеством образования в школе: Дис. . канд. пед. наук: Санкт-Петербург, 2004 г. 226 с.
7. Бычков А.В. Инновационная культура/ А.В. Бычков// Профильная школа. 2005. № 6. с. 33.
8. Ваганов П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций: Дисс. . . доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2003. 355 с.
9. Войтина Н.И. Условия эффективности контрольно-диагностической деятельности в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 8. с. 8-10.
10. Волобуева JI.M. Организация деятельности методиста // Управление ДОУ. 2002. № 1. С. 83 - 93.
11. Волобуева JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2004. 96 с.
12. Волобуева JI.M. Структура управления дошкольным образовательным учреждением // Управление дошкольным образованием. 2004. № 1. с.8-15.
13. Горбунова Н.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. М.: Педагогическое общество России, 1995. 47 с.
14. Денякина Л.М. Новые
подходы к управленческой
15. Загвязинский В.И. Инновационные
процессы в образовании и
16. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. Москва: Новая школа, 1997. 319 с.
17. Иванова JI.A. Моделирование системы
управления инновационной
18. Ильин Г.Л. Философия образования. М.: Вузовская книга, 2002. 224 с
19. Инновации в образовании.
Выступление Участников VII-Й Всероссийской
дистанционной августовской
20. Казакова В.Н. Управление инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях: Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 161 с.
21. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб. : Речь, 2003. 147с.
22. Каменский А.К. Нормативно-правовая
база общественно-
23. Караковский В.А. Ошибки в управлении
воспитательной системой // Научно-методический
журнал заместителя директора
школы по воспитательной
24. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования. Рига: Эксперимент, 1995. 176 с.
25. Козлов С.Д. Роль образования в современном обществе // Педагогическая мастерская. 2004. № 2. с. 9.
26. Кочетова А.Н. Коллективное педагогическое творчество - приоритет внутришкольного управления, основа развития школы // Народное образование. 2004. № 2. с. 72.
27. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. 1999. №3, 12.
28. Кузнецов А.Б. Оценка профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений к использованию инноваций: Дис. . канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. 178 с.
29. Кузнецова Е.Б. Инновации
в управленческой деятельности руководителя
ДОУ // Управление дошкольным образовательным
учреждением. М.:
ООО «ТЦ СФЕРА», 2009, № 4. С. 10-19.
Кузнецова, С.В. и колл. авт. Проектирование развития ДОУ/метод.
Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации