Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая 2 Серебренниковой Л.В.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

образования.

Таблица 1.2.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Тенденции

Процессы

 

Управление

Педагогическая деятельность

Сопровождение и обеспечение

Гуманизация

Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление.

Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы.

Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

Демократизация

Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.

Новые отношения и позиции:

- субъект-субъктные;

-возможность гибкой смены  позиции объекта и субъекта  каждым участником.

Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

Диверсификация

Расширение типов и уровней управления.

Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.

Расширение структур сопровождения:

-медико-валеологическая;

-социально-педагогическая;

-психологическая;

-коррекционно-педагогическая.


 

       Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев[27] отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

       На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОО в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОО в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОО. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

       Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы (таблица 2).

       Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития.   Гуманизация образования,  как указывает В.А.Сластенин[49], - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности .

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

        Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОО по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОО и его участников:

- человекосообразности (единство  культуро- и природосообразности);

- целостности педагогического процесса и комплексности целей;

- активности и равнопартнерства  в педагогическом взаимодействии  всех субъектов педагогического  процесса.

Модернизация управления ДОО предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОО в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

       На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОО, в частности:

- совмещение инновационных  программ с уже существующими;

- сосуществование представителей  различных педагогических концепций;

- несоответствие новых  типов образовательных учреждений  требованиям 

родителей;

- потребность в обновлении научно-методического и материально-

технического обеспечения;

- потребность в квалифицированных педагогических кадрах;

- приспособление новшеств  к конкретным условиям;

- проблема воспроизводства  инновационности и формирования  условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления развития инноваций ДОО [27].

1. Рассмотрение дошкольного  образования в качестве не  подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей  системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.).

2. Утверждение гуманных  субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между  практиками и теоретиками в  области инноватики.

4. Широкая поисковая и  экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода .

       Таким образом, рассмотрев  особенности развития деятельности современной дошкольной образовательной организации, мы выявили следующее:

        Любая ДОО может функционировать в двух основных режимах деятельности: «функционирование» и «развитие», причем последний является оптимальным, так как в современный период развитие отечественного дошкольного образования идет по следующим направлениям:

- Формирование нового содержания образования;

- Разработка, внедрение и  реализация инновационных педагогических

технологий, методик, систем развития детей.

Определены актуальные проблемы и ведущие  направления развития  инновационной деятельности в ДОО. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования, в котором ведущую роль играют творческие педагоги, готовые к внедрению инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Инновационная деятельность в дошкольной образовательной

организации МКДОУ № 27

 

 

 

2.1      Анализ состояния развития МКДОУ  № 27 на этапе внедрения

инноваций

 

 

 

       В качестве основы для анализа деятельности организации МКДОУ  №27 были выбраны показатели, предложенные в параграфе 1.2 в таблице 1 «Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОО»:

- Цели и задачи,  субъект  управления;

- Нормативно-правовое обеспечение;

- Содержание образования;

- Технологии, организация воспитательно-образовательного процесса;

- Научно-методическое, материально-техническое обеспечение;

- Финансовое обеспечение.

- Кадровое обеспечение;

Для оценки параметров использовали метод изучения документации, а при  анализе кадровых условий также использовали методы: анкетирование и тестирование педагогического коллектива.

Общая характеристика образовательного учреждения

        Муниципальное  казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 27 открыт  и функционирует с 2009 года. Представляет  собой отдельно стоящее двухэтажное типовое кирпичное здание, благоустроенное. Расположено внутри жилого массива, ближайшее окружение: учреждения    образования (МКОУ СОШ № 14, МКДОУ № 28). Участок Учреждения озеленен, оснащен прогулочными участками, оборудованными для проведения и реализации всех видов детской деятельности. Оборудована  физкультурная площадка для проведения спортивных игр и  развития основных движений, имеется огород, цветники, точки экологической тропы.

В учреждении функционируют 5 групп общеразвивающей направленности, которые посещают 110 воспитанников, среди них- дети с ограниченными возможностями здоровья. Принцип распределения детей по группам- возрастной (2 группы детей раннего и 3- дошкольного возраста).

В учреждении имеются также залы для организации работы по физическому и музыкальному развитию детей, методический кабинет, кабинет логопеда, медицинский кабинет,  пищеблок и другие помещения, обеспечивающие полноценное функционирование  ДОО.

Помещения Учреждения и участок соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству и содержанию ДОО (СанПиН 2.4.1.3049-13), нормам и правилам техники пожарной, антитеррористической безопасности.

Цели и задачи,  субъект управления, нормативно-правовое обеспечение.

       Учреждение регулирует свою деятельность в соответствии с:

- Федеральным Законом  «Об образовании» в РФ № 273-ФЗ 2012 г,

-  ФГОС ДО;

- «Международной Конвенцией о правах ребенка»;

- «Декларацией прав ребенка»:

- «Конституцией РФ»;

- Лицензией на право  деятельности;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 и иными нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровня, а также самостоятельно разрабатывает и утверждает следующие документы, регламентирующие деятельность ДОО:

  • Устав;
  • Коллективный договор;
  • Программа развития Учреждения;
  • Основная общеобразовательная программа;
  • Положение о Совете Учреждения;
  • Положение о Совете педагогов;
  • Должностная инструкция;
  • Иные локальные акты.

       Цель  деятельности МКДОУ№ 27: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Основными задачами, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации