Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа
Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;
Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения
образования.
Таблица 1.2.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования.
Тенденции |
Процессы | ||
Управление |
Педагогическая деятельность |
Сопровождение и обеспечение | |
Гуманизация |
Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. |
Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. |
Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности. |
Демократизация |
Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. |
Новые отношения и позиции: - субъект-субъктные; -возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. |
Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса |
Диверсификация |
Расширение типов и уровней управления. |
Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг. |
Расширение структур сопровождения: -медико-валеологическая; -социально-педагогическая; -психологическая; -коррекционно-педагогическая. |
Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев[27] отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОО в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОО в режим развития.
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОО. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.
Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы (таблица 2).
Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, как указывает В.А.Сластенин[49], - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности .
Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.
Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.
Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОО по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОО и его участников:
- человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
- целостности педагогического процесса и комплексности целей;
- активности и равнопартнерства
в педагогическом
Модернизация управления ДОО предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОО в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОО, в частности:
- совмещение инновационных программ с уже существующими;
- сосуществование
- несоответствие новых
типов образовательных
родителей;
- потребность в обновлении научно-методического и материально-
технического обеспечения;
- потребность в
- приспособление новшеств к конкретным условиям;
- проблема воспроизводства
инновационности и
В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления развития инноваций ДОО [27].
1. Рассмотрение дошкольного
образования в качестве не
подготовительной к школе
2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.
3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.
4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода .
Таким образом, рассмотрев особенности развития деятельности современной дошкольной образовательной организации, мы выявили следующее:
Любая ДОО может функционировать в двух основных режимах деятельности: «функционирование» и «развитие», причем последний является оптимальным, так как в современный период развитие отечественного дошкольного образования идет по следующим направлениям:
- Формирование нового содержания образования;
- Разработка, внедрение и реализация инновационных педагогических
технологий, методик, систем развития детей.
Определены актуальные проблемы и ведущие направления развития инновационной деятельности в ДОО. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования, в котором ведущую роль играют творческие педагоги, готовые к внедрению инновационной деятельности.
Глава 2 Инновационная деятельность в дошкольной образовательной
организации МКДОУ № 27
2.1
Анализ состояния развития
инноваций
В качестве основы для анализа деятельности организации МКДОУ №27 были выбраны показатели, предложенные в параграфе 1.2 в таблице 1 «Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОО»:
- Цели и задачи, субъект управления;
- Нормативно-правовое
- Содержание образования;
- Технологии, организация воспитательно-образовательного процесса;
- Научно-методическое, материально-техническое обеспечение;
- Финансовое обеспечение.
- Кадровое обеспечение;
Для оценки параметров использовали метод изучения документации, а при анализе кадровых условий также использовали методы: анкетирование и тестирование педагогического коллектива.
Общая характеристика образовательного учреждения
Муниципальное
казенное дошкольное
В учреждении функционируют 5 групп общеразвивающей направленности, которые посещают 110 воспитанников, среди них- дети с ограниченными возможностями здоровья. Принцип распределения детей по группам- возрастной (2 группы детей раннего и 3- дошкольного возраста).
В учреждении имеются также залы для организации работы по физическому и музыкальному развитию детей, методический кабинет, кабинет логопеда, медицинский кабинет, пищеблок и другие помещения, обеспечивающие полноценное функционирование ДОО.
Помещения Учреждения и участок соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству и содержанию ДОО (СанПиН 2.4.1.3049-13), нормам и правилам техники пожарной, антитеррористической безопасности.
Цели и задачи, субъект управления, нормативно-правовое обеспечение.
Учреждение регулирует свою деятельность в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании» в РФ № 273-ФЗ 2012 г,
- ФГОС ДО;
- «Международной Конвенцией о правах ребенка»;
- «Декларацией прав ребенка»:
- «Конституцией РФ»;
- Лицензией на право деятельности;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 и иными нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровня, а также самостоятельно разрабатывает и утверждает следующие документы, регламентирующие деятельность ДОО:
Цель деятельности МКДОУ№ 27: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Основными задачами, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации