Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая 2 Серебренниковой Л.В.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

Отвергнутые потребности:

- потребность в опеке (моя воспитательная работа одобряется коллегами); 
- потребность в привлечении внимания (участвую в данной работе, нахожусь в центре внимания);

- потребность в избегании неудач (в этой работе мне легче всего добиться успеха); 
- потребность в признании (выполняя данную работу, я пользуюсь уважением коллег).

       Таким образом, педагоги на первое место в своих потребностях и мотивах ставят: потребность в уважении, аффилиации, альтруизме, понимании. Педагоги отвергают: потребность в опеке, в привлечении внимания, в признании.

       Обработав результаты анкеты «Отношение к инновациям», мы получили следующие данные (таблица 8):

Таблица 8

Результаты анкетирования педагогов «Отношение к инновациям»

Позитивное отношение

Отношение с опаской

Негативное отношение

     

90%

10%

0%


 

Таким образом, к инновационной деятельности положительно относятся 90% педагогов. Из числа тех, кто относится к нововведениям с опаской (10%), можно выделить молодых педагогов, получающих среднее специальное образование и ещё достаточно неуверенных в собственных профессиональных способностях.

Какие же условия влияют на отношение педагогов и нововведениям?

Позитивные условия:

- неудовлетворённость результатами образовательного процесса; 
- потребность в творчестве, осознание происходящих перемен в обществе; 
- положительная оценка творческих возможностей коллег; 
- совпадение собственных воззрений с целями нововведений, наличие собственных идей, применимых в инновационном процессе; 
- высокая степень информированности о достижениях педагогической науки; 
- демократический стиль отношений в коллективе; 
- практический опыт инновационной деятельности.

Негативные условия:

- несогласие воззрений педагога с сутью планируемых преобразований; 
- отсутствие других мотивов инновационной деятельности, кроме соображений престижа, материальной заинтересованности;

- отсутствие интереса к инновациям;

- отрицательная оценка творческих возможностей коллег.

В результате анализа результатов  теста «Удовлетворённость работой» мы получили следующие результаты:

Педагоги удовлетворены и вполне удовлетворены:

- дошкольным учреждением - 90%; 
- работой - 80%; 
-  материально-технической базой -  70%; 
- стилем взаимоотношений с руководителем -  60%; 
- профессиональной компетентностью методистов -  70%; 
- взаимоотношениями с коллегами по работе -  80%; 
- психологическим климатом в коллективе -  80%; 
- тем, как вы можете использовать свой опыт и способности -  80%.

Педагоги не удовлетворены:

- учебно-методическим оснащением -  40%; 
- работой – 20 %; 
- материальными и моральными стимулами - 40%.

Разделились мнения по утверждению  « поиск новой работы»:

- будут не удовлетворены поиском новой работы -  80%; 
- будут удовлетворены поисками новой работы -  20%.

       Тест Стилберга-Ханина на тревожность показал, что состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервностью в данной конкретной ситуации, возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

У 80% педагогов низкая ситуативная тревожность, то есть педагоги не испытывают особой тревоги. Можно так же предположить, что низкая тревожность, наоборот, характеризует состояние как депрессивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя с лучшей стороны.

У 60 % педагогов умеренная личностная тревожность, что свидетельствует о естественной и обязательной особенности активной деятельности человека.

С высоким уровнем личностной тревожности - 40% педагогов, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Это даёт основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетентности и престижа.

  Таким образом, проанализировав состояние развития МКДОУ № 27 на этапе внедрения инноваций, можем сделать вывод: 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 27» находится на этапе перехода из режима функционирования в режим развития.

Это подтверждается следующими показателями:

- Воспитательно-образовательный процесс организован как  на основе традиционных  программ и педагогических технологий, так и с использованием инновационных, ориентированных на личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов; прежнее содержание образования, педагогические технологии  воспитания и образования  приходят в противоречие с новыми целями, условиями ДОО и  федеральными стандартами;

- Цели, задачи ДОО ориентированы на обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности;

- Субъект управления: используются оптимальное сочетание видов управления;

- Содержание образования: используются традиционные идеи, учебные  планы и программы, но они уже переориентированы на современные требования; в то же время не разработаны  комплексно-целевые программы по освоению инновационных технологий и процессов;

- Нормативно-правовое обеспечение: Использование как типовых документов, обеспечивающих стабильную работу, так и начата разработка собственных, в основе которых лежат типовые;

- Кадровое обеспечение: при  приеме на работу к педагогам  предъявляются традиционные требования к уровню их профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения; в коллективе выявлен благоприятный социально-психологический климат, заметна готовность педагогов к реализации инноваций, удовлетворенность большинства субъектов текущими результатами работы; Но  в то же время выявлен ряд проблем:

- Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;

- Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности   учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска,   стимулировало   инновационную деятельность педагогов;

- отсутствие   мониторинга качества и эффективности внедрения инноваций.              

       Таким образом, образовательное учреждение недостаточно готово к отбору и внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО и реальным состоянием деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Существующие подходы к организации методической работы не в полной мере сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть, система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОО в ее новое состояние – инновационное пространство ДОО.

В связи с этим возникает необходимость разработки программы инновационной деятельности и внедрение её в работу МКДОУ № 27.

 

 

2.2 Программа инновационной деятельности в ДОО

 

 

 

       Общая направленность настоящей программы состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОО, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику процессов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Цель программы: Создание модели инновационного образовательного пространства ДОО как одно из условий повышения качества образования.

Основные задачи программы:

  • Повысить уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОО.
  • Стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и воспитания детей.  
  • Создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов-практиков.
  • Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков.
  • Пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике.
  • Произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.

Ожидаемые результаты:

- Повышение качества организации методической работы в МКДОУ № 27 (переход на инновационную модель методической работы);

- Формирование позитивного имиджа МКДОУ № 27 как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОО, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи;

- Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДО);

- увеличение  количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию;

- Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на муниципальном, региональном  и федеральном уровнях;

- Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОО и их отношения к работе;

- Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями;

- Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательный процесс  ДОО.

Построение программы основано на принципах:

  • Гуманизм (создание в ДОО эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода  с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого педагога).
  • Демократизация (активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций).
  • Научность, аналитическая деятельность.
  • Системный подход (сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДОО).
  • Перспективность (направленность на конечный результат).
  • Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течении учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации).
  • Реальность поставленных целей.
  • Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).
  • Принцип главного звена (выбор основных целей на определенных периодах времени и этапах инновации)

Диагностический инструментарий:

- Диагностика готовности педагогов к внедрению инновационной деятельности в систему методической работы ДОО.

- Результаты диагностирования, самодиагностики профессиональной компетентности педагогов, их затруднений и образовательных потребностей.

- Комплексный анализ методической работы за год.

В процессе реализации программы используются следующие методы:

  • изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы, нормативных и инструктивных документов;
  • анализ имеющегося опыта по теме;
  • теоретическое моделирование;
  • методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.);
  • использование ИКТ в организации инновационной методической работы;
  • метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.

Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации