Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа
Цель: определить содержание инновационной деятельности в ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как систему;
2. Раскрыть понятие «инновационная деятельность», определить цель, виды, дать её характеристику;
3. Проанализировать процесс организации инновационной деятельности в ДОО;
Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность в ДОО: теоретический аспект
1.1. Дошкольная образовательная организация как система 6
1.2. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика 18
1.3. Организация инновационной деятельности в ДОО
Глава 2. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности на примере МКДОУ № 27 Артемовского городского округа
2.1 Анализ инновационной деятельности в МКДОУ № 27
2.2 Перспективный план методического сопровождения
инновационной деятельности в МКДОУ № 27
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения
Отвергнутые потребности:
- потребность в опеке (моя воспитательная
работа одобряется коллегами);
- потребность в привлечении внимания
(участвую в данной работе, нахожусь в центре
внимания);
- потребность в избегании неудач
(в этой работе мне легче всего добиться
успеха);
- потребность в признании (выполняя данную
работу, я пользуюсь уважением коллег).
Таким образом, педагоги на первое место в своих потребностях и мотивах ставят: потребность в уважении, аффилиации, альтруизме, понимании. Педагоги отвергают: потребность в опеке, в привлечении внимания, в признании.
Обработав результаты анкеты «Отношение к инновациям», мы получили следующие данные (таблица 8):
Таблица 8
Результаты анкетирования педагогов «Отношение к инновациям»
Позитивное отношение |
Отношение с опаской |
Негативное отношение |
90% |
10% |
0% |
Таким образом, к инновационной деятельности положительно относятся 90% педагогов. Из числа тех, кто относится к нововведениям с опаской (10%), можно выделить молодых педагогов, получающих среднее специальное образование и ещё достаточно неуверенных в собственных профессиональных способностях.
Какие же условия влияют на отношение педагогов и нововведениям?
Позитивные условия:
- неудовлетворённость результатами
образовательного процесса;
- потребность в творчестве, осознание
происходящих перемен в обществе;
- положительная оценка творческих возможностей
коллег;
- совпадение собственных воззрений с
целями нововведений, наличие собственных
идей, применимых в инновационном процессе;
- высокая степень информированности о
достижениях педагогической науки;
- демократический стиль отношений в коллективе;
- практический опыт инновационной деятельности.
Негативные условия:
- несогласие воззрений педагога
с сутью планируемых преобразований;
- отсутствие других мотивов инновационной
деятельности, кроме соображений престижа,
материальной заинтересованности;
- отсутствие интереса к инновациям;
- отрицательная оценка творческих возможностей коллег.
В результате анализа результатов теста «Удовлетворённость работой» мы получили следующие результаты:
Педагоги удовлетворены и вполне удовлетворены:
- дошкольным учреждением
- 90%;
- работой - 80%;
- материально-технической базой -
70%;
- стилем взаимоотношений с руководителем
- 60%;
- профессиональной компетентностью методистов
- 70%;
- взаимоотношениями с коллегами по работе
- 80%;
- психологическим климатом в коллективе
- 80%;
- тем, как вы можете использовать свой
опыт и способности - 80%.
Педагоги не удовлетворены:
- учебно-методическим оснащением
- 40%;
- работой – 20 %;
- материальными и моральными стимулами
- 40%.
Разделились мнения по утверждению « поиск новой работы»:
- будут не удовлетворены поиском
новой работы - 80%;
- будут удовлетворены поисками новой
работы - 20%.
Тест Стилберга-Ханина на тревожность показал, что состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервностью в данной конкретной ситуации, возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
У 80% педагогов низкая ситуативная тревожность, то есть педагоги не испытывают особой тревоги. Можно так же предположить, что низкая тревожность, наоборот, характеризует состояние как депрессивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя с лучшей стороны.
У 60 % педагогов умеренная личностная тревожность, что свидетельствует о естественной и обязательной особенности активной деятельности человека.
С высоким уровнем личностной тревожности - 40% педагогов, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Это даёт основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетентности и престижа.
Таким образом, проанализировав состояние развития МКДОУ № 27 на этапе внедрения инноваций, можем сделать вывод:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 27» находится на этапе перехода из режима функционирования в режим развития.
Это подтверждается следующими показателями:
- Воспитательно-образовательный процесс организован как на основе традиционных программ и педагогических технологий, так и с использованием инновационных, ориентированных на личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов; прежнее содержание образования, педагогические технологии воспитания и образования приходят в противоречие с новыми целями, условиями ДОО и федеральными стандартами;
- Цели, задачи ДОО ориентированы на обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности;
- Субъект управления: используются оптимальное сочетание видов управления;
- Содержание образования: используются традиционные идеи, учебные планы и программы, но они уже переориентированы на современные требования; в то же время не разработаны комплексно-целевые программы по освоению инновационных технологий и процессов;
- Нормативно-правовое обеспечение: Использование как типовых документов, обеспечивающих стабильную работу, так и начата разработка собственных, в основе которых лежат типовые;
- Кадровое обеспечение: при приеме на работу к педагогам предъявляются традиционные требования к уровню их профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения; в коллективе выявлен благоприятный социально-психологический климат, заметна готовность педагогов к реализации инноваций, удовлетворенность большинства субъектов текущими результатами работы; Но в то же время выявлен ряд проблем:
- Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;
- Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов;
- отсутствие мониторинга качества и эффективности внедрения инноваций.
Таким образом, образовательное учреждение недостаточно готово к отбору и внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО и реальным состоянием деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Существующие подходы к организации методической работы не в полной мере сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть, система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОО в ее новое состояние – инновационное пространство ДОО.
В связи с этим возникает необходимость разработки программы инновационной деятельности и внедрение её в работу МКДОУ № 27.
2.2 Программа инновационной деятельности в ДОО
Общая направленность настоящей программы состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОО, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику процессов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.
Цель программы: Создание модели инновационного образовательного пространства ДОО как одно из условий повышения качества образования.
Основные задачи программы:
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества организации методической работы в МКДОУ № 27 (переход на инновационную модель методической работы);
- Формирование позитивного имиджа МКДОУ № 27 как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОО, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи;
- Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДО);
- увеличение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию;
- Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОО и их отношения к работе;
- Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями;
- Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОО.
Построение программы основано на принципах:
Диагностический инструментарий:
- Диагностика готовности педагогов к внедрению инновационной деятельности в систему методической работы ДОО.
- Результаты диагностирования, самодиагностики профессиональной компетентности педагогов, их затруднений и образовательных потребностей.
- Комплексный анализ методической работы за год.
В процессе реализации программы используются следующие методы:
Информация о работе Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации