Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

теоретическое обоснование инновационных педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста. Кроме этого раскрыто понятие «педагогическая технология», приведена классификация педагогических технологий.
Во второй главе приводится краткая характеристика инновационных технологий и раскрывается роль педагога в инновационном процессе, рассмотрены методологические основы инновационных технологий в специфике ДОУ.
В третьей главе приводится методика и анализ диагностики готовности дошкольников к обучению в общеобразовательной школе на основе использования инноваций в дошкольном образовании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
1ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………6
Педагогическая технология: понятие, классификация…………6
1.2 Становление инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании………………………………………………..9
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………….14
2.1 Роль педагога в инновационном образовательном процессе….14
2.2 Инновационные технологии развития диалогической речи ….19
2.3 Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология………………………………………………………………..21
3 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………
3.1 Методологическая основа исследования…………………………24
3.2 Анализ и оценка результатов эксперимента……………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ курсовая инновации.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

Восприимчивость как  черта инновационного потенциала, определяется чувствительностью, готовностью, чувством нового, ознакомлением с проблемой, анализом имеющихся путей её решения, выбором пути, принятием последствий выбора решения.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном  процессе существенно отличается от традиционной.

Во-первых, значительно  усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы.

Кроме того, современные  информационные технологии выдвигают  дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.

Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где  в качестве центральной фигуры выступает  педагог, основное внимание переключается  на ребенка – его активность, избирательность, креативность.

Важной функцией воспитателя  становится умение поддержать ребенка  в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в  мире, облегчить решение возникающих  проблем, помочь освоить разнообразную  информацию.

 К.Роджерс, А.Б.Орлов  и С.Я.Ромашина отмечают, что в  мировом образовательном сообществе  в связи с этим появился  и стал использоваться новый  термин – фасилитатор – тот,  кто способствует, облегчает, помогает  учиться.

В-третьих, представление  познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие воспитателя с отдельным ребенком довольно слабое.

Таким образом, необходимыми предпосылками использования инновационных  технологий в ДОУ выступают потенциал  и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость и фасилитация.

Изменение позиций педагога и ребенка в образовательном  процессе требуют перестройки системы  взаимодействия, прежде всего взаимодействия педагогов – их интеграции и координации, а также совершенствования взаимодействия в триаде «педагог – ребенок – родители». Это является с одной стороны, предпосылкой инновационного процесса в ДОУ, с другой – результатом и показателем его успешности.

На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания либо отдельного курса, либо блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения.

На любом из уровней  инновацию можно рассматривать как теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. На любом из уровней инновация развивается в 4 этапа:

- теоретический; т.е.  обоснование инноваций на основе  психолого-педагогического анализа;  прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия;

- организационно-практический;

- аналитический (обобщение  и анализ полученных результатов);

- внедренческий.

Каждый из этапов имеет  свои задачи и содержание. Самым сложным является первый этап, так как педагогические раздумья предполагают владение психолого-педагогической теорией, умение выстроить в единую концепцию свои идеи, обоснование необходимости или неизбежности инноваций, выделение факторов, способствующих внедрению новшества. Этот этап предполагает информационное обеспечение планируемого нововведения. Тщательная работа на первом этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс. 

Второй этап - это создание новых структур, способствующих освоению новшества. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы.

На третьем этапе надо осознать, на каком уровне осуществляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате внедрения нововведения. Если соответствие не состоялось, надо найти ответ на вопрос: почему?

Успех на внедренческом этапе зависит от двух факторов: от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество, и от квалификации педагогических работников и руководителей, от их отношения к новациям вообще, от их творческой активности. Любые инновации требуют от работников повышенных эмоциональных и интеллектуальных затрат, следовательно, и оплачиваться этот труд должен адекватно. В силу названных проблем (профессионализм преподавательского корпуса; материально-техническая база и общественная оценка труда) инновации в образовании пробивают себе дорогу долго и болезненно.

Если проанализировать систему отличий традиционного обучения от инновационного и выявить педагогические способы реализации инновационной деятельности, то этот анализ подведет нас к мысли о необходимости смены технологий обучения.

Самым распространенным определением технологии обучения является следующее: технология обучения - это  способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, и эта система обеспечивает наиболее эффективное достижение поставленной дидактической цели [14, 124].

Таким образом, образование  является частью культуры, и изменения  в ее недрах меняют способы жизнедеятельности  людей, а значит, ведут к инновациям в образовании. В постиндустриальный период человеческой цивилизации, который многие ученые называют информационно-инновационным, знания и образование становятся ключевыми понятиями.

2.2 Инновационные технологии развития диалогической речи

Современные педагогические технологии, такие как обучение в  сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование  новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и  уровня развития. Сегодня в центре внимания  - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками,  которое связано с инновационными технологиями в организации  процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса является приоритетным.

Задача педагогов состоит  в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада  направлена на формирование  у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Процесс общения –  это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная  функция которой реализуется  в диалоге. Именно диалог является первичной  формой речи ребенка ( в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик (сообщение, побуждение, реакции на них), дети  способны усвоить разнообразные их функции, а следовательно научиться пользоваться диалогом.

Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной  ребенок должен обладать  обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом. Нашими педагогами был разработан и внедрен языковый материал по обучению речевому этикету, осваивая который дошкольники научились использовать его в зависимости от ситуации общения, что способствовало обогащению их речи сложными предложениями,  развитию навыков общения со взрослыми и детьми.

Большая работа по развитию коммуникативной функции речи проводилась  в рамках реализации инновационного проекта «Мы журналисты», в ходе которого дети научились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести  диалог между собой, брать и давать интервью. Внедряя данный проект, обучение диалогической речи происходит в беседе с использованием инновационных подходов при работе с картиной, как целостной системой, что нашло свое отражение в представленном занятии по развитию речи в подготовительной группе  «Репортаж с места события» . 
В занятии  используются разнообразные формы обращения, которые построены в виде игр «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу», где у детей формируются не только знания о профессии журналиста, но и  умения задавать вопросы  в определенной  логической последовательности, пользоваться репликами, при помощи которых дети учатся  высказывать  свою точку зрения, суждения, мнения, а также реагировать на высказывания собеседника.

Работа над картиной построена таким образом, что постепенно подводит детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик. 
Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями». В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным,  дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры  «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями. 

Используя прием «Вхождение в картину»,  дети  с помощью речевых зарисовок передают  свое отношение к окружающему от лица персонажа  картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать  на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине  отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством. После окончания  занятия дети пообщались со взрослыми в форме интервью, что вызвало живой интерес как у детей, так и у взрослых.

Данные технологии позволяют  сохранить интерес к картине  в течении всего  занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка  посредством системы игровых упражнений  развивается способность  создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине. 
Предлагаемые инновации  можно использовать в работе по диалогической речи  старших дошкольников, так как, несмотря  на разноаспектное изучение феномена общения в многочисленных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в области педагогики и психологии, методы и приемы развития диалогической речи недостаточно разработаны.

 

2.3 Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

 

Современные педагогические исследования показывают, что главная  проблема дошкольного образования  – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. [4,с.97] В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.[3,с.75] В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.[2,с.190] В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел).

Информация о работе Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании