Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

теоретическое обоснование инновационных педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста. Кроме этого раскрыто понятие «педагогическая технология», приведена классификация педагогических технологий.
Во второй главе приводится краткая характеристика инновационных технологий и раскрывается роль педагога в инновационном процессе, рассмотрены методологические основы инновационных технологий в специфике ДОУ.
В третьей главе приводится методика и анализ диагностики готовности дошкольников к обучению в общеобразовательной школе на основе использования инноваций в дошкольном образовании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
1ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………6
Педагогическая технология: понятие, классификация…………6
1.2 Становление инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании………………………………………………..9
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………….14
2.1 Роль педагога в инновационном образовательном процессе….14
2.2 Инновационные технологии развития диалогической речи ….19
2.3 Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология………………………………………………………………..21
3 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………
3.1 Методологическая основа исследования…………………………24
3.2 Анализ и оценка результатов эксперимента……………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ курсовая инновации.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

 I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.[5,с.25] Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо решить ряд проблем:

- низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;

- нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;

- недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;

- низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности. [1,47]

Таким образом, рассмотренные  выше методологические основы проектной  деятельности дают представления о  высокой степени адаптивности инновационных  технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования (Приложение 2).

 

 

3 ДИАГНОСТИКА  ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

3.1 Методологическая  основа исследования

 

 Объект исследования: дети подготовительной группы д/с «». Общее количество испытуемых 14 человек.

Цель исследования: установить, как, используя инновационные технологии, наиболее успешно организовать процесс подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

В ходе исследования проверялась  гипотеза: исходя из очевидной значимости диагностики готовности ребенка к школьному обучению, можно предположить, что чем выше данная готовность, тем выше уровень школьной адаптации и мотивации младших школьников к обучению.

В  исследовании, направленном на проверку выдвинутой гипотезы, решались следующие  задачи:

- выявление проблем психолого-педагогической готовности детей к началу обучения в школе;

- анализ психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- выявление  особенностей проведения  диагностики; 

- выработка рекомендаций по  улучшению психолого-педагогической  подготовки в школе.

Методологической основой исследования выступили концепция природосообразности  Л. С. Выготского, взгляды А. Н. Леонтьева  на процесс развития памяти, фундаментальные  исследования интеллекта, проведенные  А. А. Смирновым, П. И. Зинченко. Широко применялись идеи и работы других отечественных педагогов и психологов, внесших существенный вклад в разработку изучаемой проблемы: Л. В. Занкова, В. Я. Ляудис, Л. М. Житниковой, 3. М. Истоминой, В. И. Самохваловой, К. П. Мальцевой, В. Д. Шадрикова, М. И. Лохова и др. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, формирующий эксперимент, методы диагностики развития интеллектуальной готовности к школе.

При проведении эксперимента показана возможность использования одних приемов как базовых по отношению к другим. Определены условия освоения детьми приемов логического запоминания и воспроизведения. Исследована методика обучения дошкольников приемам логического запоминания материала, отвечающая разработанной теоретической модели и условиям успешного развития логической памяти. На исследование выносятся следующие положения:

1. Готовность к школьному  обучению – многокомпонентное  образование, которое требует  комплексных психолого-педагогических  исследований его личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны готовности ребенка к школе, так называемой «социально-психологической» или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми – родителями и учителями.

2. Подготовка детей  к школе – это  не создание  каких-либо конкретных элементов  учебной деятельности, а создание  предпосылок к школьному обучению, которая  заключается не столько  в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы. Целью подготовки к обучению в предлагаемой концепции является всестороннее развитие дошкольников, позволяющее им успешно овладеть школьной программой.

3. Соблюдение указанных  условий позволяет добиться значимых  успехов в подготовке к обучению  в школе. 

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в усовершенствовании модели развития логической памяти у  детей младшего школьного возраста, а также в определении условий успешного формирования логической памяти у младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что  апробирована специальная методика формирования у младших школьников системы  приемов логической обработки информации, основанная на использовании одних мнемических приемов в качестве базы для становления и освоения детьми других приемов запоминания. На основе проведенного исследования разработаны практические рекомендации по формированию логической памяти у детей младших классов школы.

3.2 Анализ и  оценка результатов эксперимента

Основным контингентом испытуемых во всех моих экспериментах были воспитанники подготовительной группы.

Я считаю, что готовность детей дошкольного возраста к  обучению в школе на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование. Оно может быть осуществлено профессионально подготовленными психологами, работающими в системе образования, совместно с учителями и воспитателями. В связи с тем, что в реальности это обследование проводится воспитателем или учителем, мною разработан диагностический комплекс, в который входят задания, направленные на изучение уровня развития высших психических функций, интеллектуального развития и уровень сформированности мотивации к обучению. Он включает в себя исследование основных компонентов готовности ребенка к обучению:

  • памяти;
  • словесно-логического мышления;
  • речевого развития;
  • школьной мотивации.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является смена роли педагога с позиции воспитателя на позицию исследователя.

Важно соблюдать следующие  условия:

- необходимо выяснить  мнение ребенка о желательности  присутствия родителей при индивидуальном  собеседовании. Родителей необходимо  предупредить о недопустимости вмешательства в процесс беседы;

- начиная беседу, учитель  должен назвать ребенка по  имени, дать возможность освоиться  в обстановке, создать доброжелательную  атмосферу;

- результаты выполнения  заданий и уровень оказанной  ребенку помощи следует фиксировать в протокол;

- общая продолжительность  беседы не должна превышать  20-25 минут;

- после выполнения  каждого задания выставляется  количественный балл, а затем  проводится общая оценка уровня  развития ребенка по данному  параметру.

Суммируя баллы, набранные ребёнком в ходе диагностики, можно сделать вывод:

- не менее 80% заданий,  выполнение которых оценено в  3 балла, свидетельствуют о высоком  уровне готовности к школьному  обучению.

- 55-80% - свидетельствуют  о среднем уровне.

- менее 55% - низкий уровень.

В качестве экспериментального материала использовались наборы картинок, списки слов, связные учебные тексты (Приложение 1). Познавательным действием, адекватным структуре материала, выступала  его группировка (классификация). Реализация первой задачи показала, что дети в самостоятельной работе не прибегают к логической обработке материала как способу его запоминания, но психологически они готовы к использованию этих способов для решения мнемических задач.

Вместе с тем, умения анализировать логическую структуру материала у большинства дошкольников сформированы на очень низком уровне. Я не обнаружила какой-либо отчетливо выраженной связи между уровнем развития и уровнем группировки. Поэтому реализация потенциальных возможностей развития произвольной памяти в этом возрасте обусловлена, прежде всего, целенаправленным формированием приемов логической обработки материала. Лишь при этом условии возможна более или менее объективная оценка целесообразности и эффективности произвольного запоминания связного учебного материала.

Анализируя результаты обучающего эксперимента, я обратились к «нормативному» виду классификации, описанному в современной формальной логике (Д.Н. Горский, П.В. Таванец, Н.И. Кондаков Д.Н. Фалин).

Общая осведомленность об окружающем мире исследуется в ходе беседы:

  • Назови свою фамилию, имя, отчество.
  • Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  • У тебя есть брат, сестра? Как их зовут? Кто старше?
  • Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?
  • Сейчас утро, день или вечер?
  • Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Что бывает раньше – обед или ужин?
  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  • Кем работает твой отец, мать?
  • Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
  • Каких птиц ты знаешь?
  • Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?

Информация о работе Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании