Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

теоретическое обоснование инновационных педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста. Кроме этого раскрыто понятие «педагогическая технология», приведена классификация педагогических технологий.
Во второй главе приводится краткая характеристика инновационных технологий и раскрывается роль педагога в инновационном процессе, рассмотрены методологические основы инновационных технологий в специфике ДОУ.
В третьей главе приводится методика и анализ диагностики готовности дошкольников к обучению в общеобразовательной школе на основе использования инноваций в дошкольном образовании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
1ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………6
Педагогическая технология: понятие, классификация…………6
1.2 Становление инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании………………………………………………..9
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………….14
2.1 Роль педагога в инновационном образовательном процессе….14
2.2 Инновационные технологии развития диалогической речи ….19
2.3 Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология………………………………………………………………..21
3 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………
3.1 Методологическая основа исследования…………………………24
3.2 Анализ и оценка результатов эксперимента……………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ курсовая инновации.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

3 балла выставляются  при успешном выполнении задания,  без помощи педагога; 2 балла –  допустима минимальная помощь  педагога (наводящие вопросы), но  задание выполнено самостоятельно; 1 балл – выполнение задания  после демонстрации образца.

Анализ результатов обследования осведомленности об окружающем мире представлен в таблице  1.

 

 

 

Таблица 1 Осведомленность  детей  об окружающем мире

Фамилия, имя ребенка

Полный ответ

Необходима минимальная помощь педагога

Ответ требует образца

Петрова Наташа

3

   

Шевкун Оля

3

   

Степанов Славик

3

   

Волкова Маша

 

2

 

Соколов Толи

3

   

Соколова Алина

 

2

 

Михайлова Аня

3

   

Королев Матвей

 

2

 

Павлова Катя

3

   

Кривенко Артем

3

   

Панкова Катя

3

   

Шматко Назар

3

   

Куркин Миша

 

2

 

Донцова Марина

3

   

ИТОГО

30

   

Доля ,%

79

21

 

 

Обследование памяти включает в себя:

  • обследование кратковременной слуховой памяти;

- обследование смысловой памяти;

Педагог зачитывает ребенку  следующие слова: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, таз. Ребенок должен в любой последовательности воспроизвести те слова, которые запомнил. Норма – 5-6 слов.

Ребенку предлагается запомнить  пары слов: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь. Затем педагог  произносит первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово. В норме ребенок должен вспомнить все пары.

Таблица 2 Обследование слуховой и смысловой памяти у дошкольников

Фамилия, имя ребенка

Полный ответ

Необходима минимальная помощь педагога

Ответ требует образца

Петрова Наташа

3

   

Шевкун Оля

3

   

Степанов Славик

3

   

Волкова Маша

   

1

Соколов Толи

 

2

 

Соколова Алина

   

1

Михайлова Аня

3

   

Королев Матвей

 

2

 

Павлова Катя

   

1

Кривенко Артем

3

   

Панкова Катя

3

   

Шматко Назар

3

2

 

Куркин Миша

   

1

Донцова Марина

3

   

ИТОГО

24

6

4

Доля ,%

71

18

11


 

Результаты обследования памяти у дошкольников  представлены на гистограмме.

 

Как видно из таблицы  и гистограммы, 71% - справились с заданием, 18% - имеют проблемы со смысловой  памятью, 11% - воспроизводят меньше трех пар слов.

Уровень развития мышления определяется с помощью выполнения дошкольником ряда субтестов:

- словесно-логическое  мышление (умение анализировать, рассуждать, классифицировать предметы) исследуется в ходе игры «Четвертый лишний». Педагог предлагает рассмотреть четыре предметных картинки (четыре варианта) и назвать лишний предмет, при этом доказать свой ответ, назвав общим словом характеристику трех, по его мнению, однородных предметов. Возможны варианты ответов, если они логичны, то засчитываются, как правильные. В норме ребенок справляется с заданием полностью.

- для выявления умений находить причинно-следственные связи ребенку предлагают серию картинок с изображением последовательных событий с просьбой разложить картинки в нужной последовательности и пояснить своё мнение. Оценивается правильность нахождения причинно-следственных связей.

- навыки сравнения исследуются в ходе работы с иллюстрациями в вопросно-ответной форме, например: покажи картинку, где девочка выше мальчика, но ниже дерева и т.д.

Результаты обследования уровня развития мышления представлены в таблице 3 и на гистограмме.

Таблица 3 Обследование уровня развития мышления

Фамилия, имя ребенка

Полный ответ

Необходима минимальная помощь педагога

Ответ требует образца

Петрова Наташа

3

   

Шевкун Оля

 

2

 

Степанов Славик

3

   

Волкова Маша

 

2

 

Соколов Толи

 

2

 

Соколова Алина

 

2

 

Михайлова Аня

3

   

Королев Матвей

 

2

 

Павлова Катя

   

1

Кривенко Артем

3

   

Панкова Катя

3

   

Шматко Назар

   

1

Куркин Миша

   

1

Донцова Марина

3

   

ИТОГО

18

10

3

Доля ,%

62

29

19


 

По результатам обследования видно, что 62% - справились с заданием

29% - имеют проблемы  со смысловой памятью, 19% - воспроизводят  меньше трех пар слов.

Речевое развитие исследуется на разных уровнях:

  • речевой слух,
  • словарный запас,
  • грамматический строй,
  • связная речь.

Для исследования речевого слуха педагог просит ребенка:

- прослушать слова  и хлопнуть в ладоши при  наличии в слове заданного  звука. Например: звук «с» в  словах соловей, цапля, зяблик;

- определить место  заданного звука в слове (в  начале, в середине, в конце);

- повторить слово сложной  слоговой структуры (милиционер, велосипед, электропоезд и т.д.).

Исследование словарного запаса включает в себя задания на выявление уровня развития:

- предметного словаря:  педагог выкладывает перед ребенком  предметную картинку с изображением машины, стула, рубашки и просит назвать предмет и его части;

- глагольного словаря:  педагог просит помочь рассказать  историю, вставив подходящие слова  (по дорожке мишка …, к большому  дубу …., через речку …);

- словаря признаков:  исследование проходит в виде игры «Скажи по-другому». Педагог: «Ваза из стекла, она какая?» (Стеклянная). Исследуя словарь признаков, следует выявить знание слов противоположных по значению (антонимов), обозначающих цвет, величину, время, пространственные признаки (высокий-низкий);

Результаты обследования речевого развития представлены в таблице 4.

Таблица 4 Обследование уровня речевого развития

Фамилия, имя ребенка

Словарный запас

Грамматический строй

Связная речь

Итого

Петрова Наташа

3

3

3

9

Шевкун Оля

3

2

2

7

Степанов Славик

3

3

3

9

Волкова Маша

2

1

1

4

Соколов Толи

3

2

1

6

Соколова Алина

3

2

2

7

Михайлова Аня

3

2

3

8

Королев Матвей

2

2

1

5

Павлова Катя

2

2

1

5

Кривенко Артем

3

2

2

7

Панкова Катя

3

3

2

8

Шматко Назар

3

3

1

7

Куркин Миша

2

2

1

5

Донцова Марина

3

2

2

7


 

            

Исследование грамматического строя включает в себя задания по образованию имен существительных множественного числа, согласованию имен существительных с числительными, употреблению в речи сложных предлогов (из-под, из-за и т.д.).

Исследование связной речи проходит в виде игры «Собери сказку»: педагог предлагает рассмотреть четыре сюжетные иллюстрации, расположить их в нужном порядке и рассказать сказку (могут быть использованы сюжеты русских народных сказок, известных ребенку). Учитываются: грамматическая правильность речи, ее эмоциональность, разнообразие лексики.

   В ходе исследования  речевого развития выявлено, что  29% - справились с заданием полностью, 43% - имеют проблемы с грамматическим  строем, 28% -имеют проблемы с связной речью.

Школьная мотивация выявляется в ходе беседы, где главными вопросами являются: «Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?». Критерии оценивания:

  • если ребёнок отвечает полным ответом, чему он хочет научиться в школе – 3 балла;
  • если ребёнок не может раскрыть значение слова «Учиться», ответ односложный – 2 балла;
  • если ребёнок отвечает, что хочет пойти в школу, потому что ему купят красивые вещи, портфель, но не мотивирован на учение – 1 балл.

Все результаты диагностики (количество баллов) заносятся в таблицу 5.

Таблица 5 Обследование школьной мотивации

Фамилия, имя ребенка

Полный ответ

Не может раскрыть значение слова  «Учиться»

Ответ не мотивирован на учение

Петрова Наташа

3

   

Шевкун Оля

 

2

 

Степанов Славик

3

   

Волкова Маша

 

2

 

Соколов Толи

3

   

Соколова Алина

   

1

Михайлова Аня

3

   

Королев Матвей

 

2

 

Павлова Катя

   

1

Кривенко Артем

3

   

Панкова Катя

3

   

Шматко Назар

3

   

Куркин Миша

 

2

 

Донцова Марина

3

   

ИТОГО

24

8

2

Доля ,%

67

22

11

Информация о работе Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании