Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

теоретическое обоснование инновационных педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста. Кроме этого раскрыто понятие «педагогическая технология», приведена классификация педагогических технологий.
Во второй главе приводится краткая характеристика инновационных технологий и раскрывается роль педагога в инновационном процессе, рассмотрены методологические основы инновационных технологий в специфике ДОУ.
В третьей главе приводится методика и анализ диагностики готовности дошкольников к обучению в общеобразовательной школе на основе использования инноваций в дошкольном образовании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
1ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………6
Педагогическая технология: понятие, классификация…………6
1.2 Становление инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании………………………………………………..9
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………….14
2.1 Роль педагога в инновационном образовательном процессе….14
2.2 Инновационные технологии развития диалогической речи ….19
2.3 Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология………………………………………………………………..21
3 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………
3.1 Методологическая основа исследования…………………………24
3.2 Анализ и оценка результатов эксперимента……………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ курсовая инновации.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Дополнительно проводится анкетирование родителей, целью которого является сбор информации об особенностях физического и психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания:

  • Фамилия, имя, отчество ребенка.
  • Возраст ребенка, дата рождения.
  • Адрес фактического проживания ребенка, адрес прописки ребенка.
  • Мнение о состоянии здоровья ребенка.
  • С кем проживает ребенок?
  • Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка?
  • В какие игры любит играть? Чем вы больше всего любите заниматься с ребёнком?
  • Что нужно учитывать в общении с вашим ребенком?
  • Были ли в жизни Вашего ребёнка какие-либо особые переживания, о которых Вы хотите мне сообщить?
  • Что делает Ваш ребёнок, когда он расстроен, как легче всего его успокоить?
  • Что ещё Вы хотите рассказать мне о ребёнке?

По итогам проведенных  исследований и анализа анкеты я составила беседу с родителями. Особое внимание при этом уделила подготовке беседы с родителями детей, продемонстрировавших низкий уровень готовности к обучению. В тактичной форме, опираясь на протоколы диагностики, познакомила с результатами и совместно наметила план коррекционной работы.

Полностью готовым к  обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который  правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 21 балл. В течение  времени, отводимого на ответ, ребенку  можно было задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Результаты диагностики  готовности детей к обучению в  школе представлены в таблице 6.

Таблица 6 Результаты диагностики  готовности детей к обучению в  школе

Фамилия, имя ребенка

Окр.мир

Память

Мышление

Р.Р.

Ш.М.

Итого

Петрова Наташа

3

3

3

9

3

21

Шевкун Оля

3

3

2

7

2

17

Степанов Славик

3

3

3

9

3

21

Волкова Маша

2

1

2

4

2

11

Соколов Толи

3

2

2

6

3

13

Соколова Алина

2

1

2

7

1

 

Михайлова Аня

3

3

3

8

3

20

Королев Матвей

2

1

2

5

2

12

Павлова Катя

3

2

2

5

1

12

Кривенко Артем

3

3

3

7

3

19

Панкова Катя

3

3

3

8

3

20

Шматко Назар

3

3

1

7

3

17

Куркин Миша

2

1

1

5

1

10

Донцова Марина

3

3

3

7

3

19


 

Исходя из полученных результатов, можно заключить, что  большинство детей (8 из 14 человек) данной группы имеют высокий уровень  готовности к обучению в школе  в целом и по различным категориям.

Обращает на себя внимание cравнительно низкий уровень развития логического и речевого развития. Тем не менее, все дети в малой группе выполняют задания, достаточно долго удерживают цель работы, доводят ее до конца.

Таким образом, результаты диагностики готовности дошкольников к началу обучения в общеобразовательной  школе имеют высокий уровень – 57%, что обеспечит в дальнейшем полноценную адаптацию и развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последнее время  все чаще поднимается вопрос о  применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования  системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается  в формировании и развитии содержания и организации нового.

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и  уровня развития. Сегодня в центре внимания  - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.       

Задача педагогов состоит  в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада  направлена на формирование  у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении. 
Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка ( в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик (сообщение, побуждение, реакции на них), дети  способны усвоить разнообразные их функции, а следовательно научиться пользоваться диалогом.

Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной  ребенок должен обладать  обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом. В совместной деятельности педагога и ребенка  посредством системы игровых упражнений  развивается способность  создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.

Из  результатов  исследования аспекта проблемы готовности детей к обучению в общеобразовательной школе следует, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Абрамова Т.В., Корнещук Н.Г., Рубин Ш.Г. Оценка готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе Оценка качества образования, 2007. – №1. – С.66.
  2. Агапова И.Ю., Чеховская В.Б. Инновационные технологии в ДОУ. Начальная школа, 2004. – № 3. – С. 19.
  3. Алексеева А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом // Дошкольное воспитание, 2007. – №2. – С.58.
  4. Безруких М. Портрет будущих первоклассников // Дошкольное образование, 2008. – №6. – С.94.
  5. Белова Е. Размышления перед школой Дошкольное воспитание, 2006. – №8. – С.80.
  6. Вайнер М.Э. Ребёнок и родители на пороге школьной жизни // Начальная школа, 2007. – №4. – С.15.
  7. Валлон А.. Психическое развитие ребенка. – М.:Просвещение, 2009.– 235с.
  8. Волкова Е. Готов ли ребёнок к школе? // Дошкольное воспитание, 2004. – №8. – С.99.
  9. Годник М.С. Характеристика своеобразной сущности педагогической деятельности // Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / Под ред. М.С.Годника. – Воронеж: ВОИПКРО, 2008. – 191с.
  10. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание, 2004. – №4. – С.42.
  11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. Под ред. В.В.Слободчикова, – Томск, 2004.– 321с.
  12. Гришаева Н.П. Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005. – №3. – С.61.
  13. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 2007. – №4. – С.11.
  14. Денисова Р. Приоритеты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие // Дошкольное воспитание, 2004. – №12. – С.81.
  15. Емельянова М. Ребёнок идёт в школу // Ребёнок в детском саду, 2006. – №5. – С.21.
  16. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Завуч начальной школы, 2004. – №3. – С.58.
  17. Клиндухова Е., Веркина Л. Мы уходим в школу Дошкольное воспитание, 2008. – №4. – С.116.
  18. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.– М.: Просвещение, 2006 – 341с.
  19. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 2009. – С. 79.
  20. Крушельницкая О., Третьякова А. Дети, школа и ответственность // Семья и школа, 2006. – №4. – С.10.
  21. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающийся мир // Дошкольное воспитание, 2006. – №8. – С.61.
  22. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2008. – 328с.
  23. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.
  24. Прокопович О.И. Готовим к школе с раннего возраста // Управление ДОУ, 2009. – №4. – С.70.
  25. Ращикулина Е. Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методологические ориентиры // Дошкольное воспитание, 2004. – №12. – С.78.
  26. Смирнова Е. О подготовке дошкольников к школе (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание, 2006. – №10. – С.49.
  27. Ульенкова У. К проблеме дифференцированной подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание, 2008. – №2. – С.33.
  28. Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 385с.
  29. Хипунова О.Ю., Солецкая Л.Т., Софронова Н.А., Точилина В.А. Социальная адаптация ребёнка при переходе из дошкольного образовательного учреждения в общеобразовательную школу // Начальная школа, 2007. – № 11. — С. 18.
  30. Яшнова О.А. Пути и способы подготовки ребёнка к успешному обучению в начальной школе Дидакт (Учитель), 2002. – №1. – С.40.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

    По уровню применения


 


 

 

    По концепции усвоения


 


 

 


 

 

    По организационным формам


 



 

 

    По типу управления познавательной деятельностью


 


 

 


 

 

    По подходу к ребенку


 

 

 

 

 

 

 

 

    По категории обучающихся


 

 

 

 

 

                                       

 

 

Схема 1. Педагогические технологии

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА 

 

НАШ   ДОМ - ПРИРОДА

 

Цель, структура  и содержание проекта  «Наш дом  — природа»

Цель проекта -  формированию целостного взгляда на природу и место человека в природе, формирование  первых представлений о существующих в природе взаимосвязях, начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Задачи проекта:

- развитие  представлений о самоценности природы, эмоциональное положительное отношению к ней, выработка первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

-  приобретение  первоначальных  умений, позволяющих  участвовать  в посильной практической  деятельности по охране природы родного края.

Структура проекта «Наш дом — природа» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых к более сложным (расширение и усложнение знаний). Все блоки связаны между собой и предусматривают многократную повторность содержания на разных уровнях. В целом можно выделить четыре уровня проекта.

 

 

 

 

 

 

 Структура проекта «Наш дом — природа»

 

 

 

 

Вид проекта –  творческий, долгосрочный, групповой

Адресация – проект реализуется в рамках раздела программы «Детство» экологическое образование

Сроки проведения экологического проекта - не менее года, так как ребенок  должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе - сентябре, октябре - ноябре, марте - апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.

Первый уровень — ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. Принцип целостности реализуется также через представление «ребенок — часть природы» (блок «Я и природа»). Педагог знакомит детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Сравнивая по специально разработанным рисункам обычный дом человека и «дом-природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце (тепло и свет), которые все тесно связаны друг с другом и с человеком. В этом же блоке изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода», «Воздух», «Камни, песок, глина»), затем - с компонентом, включающем живую и неживую природу («Почва»), и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения», «Животные»). При этом каждый блок начинается с обращения к материалу первого блока «Я и природа».

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»). Таким образом, на этом уровне природа также рассматривается как целостное образование, однако, теперь уже ребенок получает первые представления о том, как именно обеспечивается эта целостность за счет взаимосвязей и взаимоотношений организмов с окружающей средой.

Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения. На основе сформировавшихся в процессе занятий представлений и эмоционально-положительного отношения к природе ребенок самостоятельно (под руководством педагога) формулирует правила поведения в природе, оценивает действия человека (в том числе и собственные) с позиции безопасности для природы и для себя лично.

 

 

 

 

Схема реализации проекта

 

Разделы программы

Виды детско-взрослой деятельности

Игровая деятельность

Организация дидактических игр по теме «Растения» «Животные»

Социально-нравственное воспитание

Проведение тематических занятий:

«Особенности неживой природы»

«Особенности растительного мира»

«Особенности животного мира»

«Отношение человека к природе»

Оформление фотовыставки

Речевое развитие

Рассказывание детей по темам: «Солнце» «Вода» «Земля» «Цветы на окне и  саду» «Животные в нашем доме»»

Познавательное развитие

Познавательные занятия по определению  характерных особенностей живой  и неживой природы

Художественное развитие

Знакомство с пословицами и  поговорками о природе, растениях, животных

Изобразительная деятельность

Организация выставок «Самый лучший букет» «Дары осени»

Музыка

Разучивание песен о реке, о животных, о растениях, о солнце.

Информация о работе Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании