Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 03:03, курсовая работа
теоретическое обоснование инновационных педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста. Кроме этого раскрыто понятие «педагогическая технология», приведена классификация педагогических технологий.
Во второй главе приводится краткая характеристика инновационных технологий и раскрывается роль педагога в инновационном процессе, рассмотрены методологические основы инновационных технологий в специфике ДОУ.
В третьей главе приводится методика и анализ диагностики готовности дошкольников к обучению в общеобразовательной школе на основе использования инноваций в дошкольном образовании.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
1ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………6
Педагогическая технология: понятие, классификация…………6
1.2 Становление инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании………………………………………………..9
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………….14
2.1 Роль педагога в инновационном образовательном процессе….14
2.2 Инновационные технологии развития диалогической речи ….19
2.3 Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология………………………………………………………………..21
3 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………
3.1 Методологическая основа исследования…………………………24
3.2 Анализ и оценка результатов эксперимента……………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дополнительно проводится анкетирование родителей, целью которого является сбор информации об особенностях физического и психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания:
По итогам проведенных исследований и анализа анкеты я составила беседу с родителями. Особое внимание при этом уделила подготовке беседы с родителями детей, продемонстрировавших низкий уровень готовности к обучению. В тактичной форме, опираясь на протоколы диагностики, познакомила с результатами и совместно наметила план коррекционной работы.
Полностью готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 21 балл. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно было задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.
Результаты диагностики готовности детей к обучению в школе представлены в таблице 6.
Таблица 6 Результаты диагностики готовности детей к обучению в школе
Фамилия, имя ребенка |
Окр.мир |
Память |
Мышление |
Р.Р. |
Ш.М. |
Итого |
Петрова Наташа |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
21 |
Шевкун Оля |
3 |
3 |
2 |
7 |
2 |
17 |
Степанов Славик |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
21 |
Волкова Маша |
2 |
1 |
2 |
4 |
2 |
11 |
Соколов Толи |
3 |
2 |
2 |
6 |
3 |
13 |
Соколова Алина |
2 |
1 |
2 |
7 |
1 |
|
Михайлова Аня |
3 |
3 |
3 |
8 |
3 |
20 |
Королев Матвей |
2 |
1 |
2 |
5 |
2 |
12 |
Павлова Катя |
3 |
2 |
2 |
5 |
1 |
12 |
Кривенко Артем |
3 |
3 |
3 |
7 |
3 |
19 |
Панкова Катя |
3 |
3 |
3 |
8 |
3 |
20 |
Шматко Назар |
3 |
3 |
1 |
7 |
3 |
17 |
Куркин Миша |
2 |
1 |
1 |
5 |
1 |
10 |
Донцова Марина |
3 |
3 |
3 |
7 |
3 |
19 |
Исходя из полученных результатов, можно заключить, что большинство детей (8 из 14 человек) данной группы имеют высокий уровень готовности к обучению в школе в целом и по различным категориям.
Обращает на себя внимание cравнительно низкий уровень развития логического и речевого развития. Тем не менее, все дети в малой группе выполняют задания, достаточно долго удерживают цель работы, доводят ее до конца.
Таким образом, результаты диагностики готовности дошкольников к началу обучения в общеобразовательной школе имеют высокий уровень – 57%, что обеспечит в дальнейшем полноценную адаптацию и развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.
Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Задача педагогов состоит
в том, чтобы создать условия для
практического овладения разговорной
речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения,
которые позволили бы каждому воспитаннику
проявить свою речевую активность, свое
словотворчество. Деятельность педагогического
коллектива нашего детского сада направлена
на формирование у дошкольников коммуникативных
навыков, культуры общения, умения кратко
и доступно формулировать мысли, добывать
информацию из разных источников, создание
языковой среды, способствующей возникновению
естественных потребностей в общении.
Процесс общения – это непосредственное
взаимодействие субъектов и основной
«образующей» выступает речь, коммуникативная
функция которой реализуется в диалоге.
Именно диалог является первичной формой
речи ребенка ( в отличии от монолога).
Полноценный диалог возможен только при
использовании разнообразных видов диалогических
реплик, а не только умение задавать вопросы
и отвечать на них. Осваивая разнообразие
диалогических реплик (сообщение, побуждение,
реакции на них), дети способны усвоить
разнообразные их функции, а следовательно
научиться пользоваться диалогом.
Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной ребенок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.
Из результатов исследования аспекта проблемы готовности детей к обучению в общеобразовательной школе следует, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
По уровню применения
По концепции усвоения
По организационным формам
По типу управления познавательной деятельностью
По подходу к ребенку
По категории обучающихся
Схема 1. Педагогические технологии
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
НАШ ДОМ - ПРИРОДА
Цель, структура и содержание проекта «Наш дом — природа»
Цель проекта - формированию целостного взгляда на природу и место человека в природе, формирование первых представлений о существующих в природе взаимосвязях, начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Задачи проекта:
- развитие представлений о самоценности природы, эмоциональное положительное отношению к ней, выработка первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- приобретение первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Структура проекта «Наш дом — природа» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых к более сложным (расширение и усложнение знаний). Все блоки связаны между собой и предусматривают многократную повторность содержания на разных уровнях. В целом можно выделить четыре уровня проекта.
Структура проекта «Наш дом — природа»
Вид проекта – творческий, долгосрочный, групповой
Адресация – проект реализуется в рамках раздела программы «Детство» экологическое образование
Сроки проведения экологического проекта - не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе - сентябре, октябре - ноябре, марте - апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.
Первый уровень — ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. Принцип целостности реализуется также через представление «ребенок — часть природы» (блок «Я и природа»). Педагог знакомит детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Сравнивая по специально разработанным рисункам обычный дом человека и «дом-природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце (тепло и свет), которые все тесно связаны друг с другом и с человеком. В этом же блоке изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.
Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода», «Воздух», «Камни, песок, глина»), затем - с компонентом, включающем живую и неживую природу («Почва»), и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения», «Животные»). При этом каждый блок начинается с обращения к материалу первого блока «Я и природа».
Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»). Таким образом, на этом уровне природа также рассматривается как целостное образование, однако, теперь уже ребенок получает первые представления о том, как именно обеспечивается эта целостность за счет взаимосвязей и взаимоотношений организмов с окружающей средой.
Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения. На основе сформировавшихся в процессе занятий представлений и эмоционально-положительного отношения к природе ребенок самостоятельно (под руководством педагога) формулирует правила поведения в природе, оценивает действия человека (в том числе и собственные) с позиции безопасности для природы и для себя лично.
Схема реализации проекта
Разделы программы |
Виды детско-взрослой деятельности |
Игровая деятельность |
Организация дидактических игр по теме «Растения» «Животные» |
Социально-нравственное воспитание |
Проведение тематических занятий: «Особенности неживой природы» «Особенности растительного «Особенности животного мира» «Отношение человека к природе» Оформление фотовыставки |
Речевое развитие |
Рассказывание детей по темам: «Солнце» «Вода» «Земля» «Цветы на окне и саду» «Животные в нашем доме»» |
Познавательное развитие |
Познавательные занятия по определению характерных особенностей живой и неживой природы |
Художественное развитие |
Знакомство с пословицами и поговорками о природе, растениях, животных |
Изобразительная деятельность |
Организация выставок «Самый лучший букет» «Дары осени» |
Музыка |
Разучивание песен о реке, о животных, о растениях, о солнце. |
Информация о работе Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании