Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 03:03, курсовая работа
теоретическое обоснование инновационных педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста. Кроме этого раскрыто понятие «педагогическая технология», приведена классификация педагогических технологий.
Во второй главе приводится краткая характеристика инновационных технологий и раскрывается роль педагога в инновационном процессе, рассмотрены методологические основы инновационных технологий в специфике ДОУ.
В третьей главе приводится методика и анализ диагностики готовности дошкольников к обучению в общеобразовательной школе на основе использования инноваций в дошкольном образовании.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
1ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………6
Педагогическая технология: понятие, классификация…………6
1.2 Становление инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании………………………………………………..9
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………….14
2.1 Роль педагога в инновационном образовательном процессе….14
2.2 Инновационные технологии развития диалогической речи ….19
2.3 Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология………………………………………………………………..21
3 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………
3.1 Методологическая основа исследования…………………………24
3.2 Анализ и оценка результатов эксперимента……………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Этапы работы над проектом
Этап |
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Подготовительный |
1. Составляют рассказ «Что такое природа» 2.Рассказывают стихи о цветах, животных. |
Читает рассказы и стихи о природе, показывает репродукции известных русских художников. |
Формулирование проблемы |
1. Осознают и личностно 2. Принимают задачи проекта |
Формулирует проблему: Место и роль человека в природе Цель: ответственное отношение к окружающей среде Задачи: - узнать что такое природа -показать взаимосвязь человека и природы |
Систематизация информации о взаимоотношениях природы и человека |
Диалоговые беседы « Волшебница вода » «Как растения добывают пищу» « Почему птицы улетают на юг» |
Проводит беседы « Волшебница вода» «Как растения добываю пищу» «Почему птицы улетают на юг» |
Практическая деятельность детей |
«Давайте вырастем цветок» (огурец, помидор, капусту) 1. Выбирают посадочный материал 2. Совместно составляют схему
последовательности 3. Экспериментирование с выращиванием цветов (овощей) |
Оказывает практическую помощь и ведет совместно с детьми экспериментальную деятельность |
Оформление |
1.Оформляют выставку «Дары |
Помогает в оформлении выставки |
Презентация |
1.Договариваются о защите 2. Представляют продукт |
Организует работу с родителями, принимает участие в защите проекта |
Таблица 1. Компоненты содержания в проекте «Наш дом - природа»
Компоненты |
Познавательный |
Ценностный |
Нормативный |
Деятельностный |
Блоки занятий | ||||
«Волшебница вода» |
Вода в окружающем нас мире (водоемы, виды осадков), свойства воды, состояния воды, элементы круговорота воды, водные животные и растения, их приспособленность к водной среде |
Значение воды в жизни человека и живых организмов, водоемов как среды обитания живых организмов, ценность чистой воды |
Правила поведения во время отдыха на берегах водоемов, бережное отношение к водным животным и растениям, выбор мест для купания, рациональное использование воды в быту (дома и в детском саду) |
Экскурсия на ближайший водоем с целью оценки отношения к нему людей, помощь обитателям водоема (подкормка птиц), реализация правил поведения во время экскурсий, совместный отдых с родителями у водоема, очистка (фильтрование) воды (помощь реке), уход за обитателями живого уголка |
Занятие 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных
Цель Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. • Соотносит представителей фауны со средой обитания. • Знает характерные признаки. • Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. |
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. • Не всегда аргументирует свой выбор. • В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. • Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. • На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. |
• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. • Не всегда аргументирует свой выбор. • Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. • Затрудняется назвать характерные признаки. • На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. • Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. |
Занятие 2. Определение характерных особенностей растительного мира
Цель Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. • Без труда выделяет группы предлагаемых растений. • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. |
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. • В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. • Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. |
• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. • Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. • Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. • Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. • В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям. |
Занятие 3. Определение характерных особенностей неживой природы.
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
- Какие свойства песка ты знаешь?
- Где и для чего человек использует песок?
- Какие свойства камней ты знаешь?
- Где и для чего человек использует камни?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
• Ребенок без труда определяет содержимое баночек. • Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. • Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. • При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию. |
• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. • Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. • После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы. |
• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. • Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. • Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1. Тест для оценки словесно-логического мышления
Ребенок отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
Информация о работе Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании