Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

теоретическое обоснование инновационных педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста. Кроме этого раскрыто понятие «педагогическая технология», приведена классификация педагогических технологий.
Во второй главе приводится краткая характеристика инновационных технологий и раскрывается роль педагога в инновационном процессе, рассмотрены методологические основы инновационных технологий в специфике ДОУ.
В третьей главе приводится методика и анализ диагностики готовности дошкольников к обучению в общеобразовательной школе на основе использования инноваций в дошкольном образовании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
1ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………6
Педагогическая технология: понятие, классификация…………6
1.2 Становление инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании………………………………………………..9
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………….14
2.1 Роль педагога в инновационном образовательном процессе….14
2.2 Инновационные технологии развития диалогической речи ….19
2.3 Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология………………………………………………………………..21
3 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………
3.1 Методологическая основа исследования…………………………24
3.2 Анализ и оценка результатов эксперимента……………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ курсовая инновации.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы над проектом

 

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

Подготовительный

1. Составляют рассказ «Что такое  природа»

2.Рассказывают стихи о цветах, животных.

Читает рассказы и стихи о  природе, показывает репродукции известных  русских художников.

Формулирование проблемы

1. Осознают и личностно воспринимают  проблему

2. Принимают задачи проекта

Формулирует проблему: Место и роль человека в природе

Цель: ответственное отношение  к окружающей среде

Задачи:

- узнать что такое природа

-показать взаимосвязь человека и природы

Систематизация информации о взаимоотношениях природы и человека

Диалоговые беседы

« Волшебница вода »

«Как растения добывают пищу»

« Почему птицы улетают на юг»

Проводит беседы

« Волшебница вода» 

«Как растения добываю пищу»

«Почему птицы улетают на юг»

Практическая деятельность детей

«Давайте вырастем цветок» (огурец, помидор, капусту)

1. Выбирают посадочный материал

2. Совместно составляют схему  последовательности выращивания  цветка (овощной культуры)

3. Экспериментирование с выращиванием цветов (овощей) 

Оказывает практическую помощь  и  ведет совместно с детьми экспериментальную  деятельность

Оформление

1.Оформляют выставку «Дары осени»

Помогает в оформлении выставки

Презентация

1.Договариваются о защите проекта,  разучивают стихи и песни

2. Представляют продукт деятельности

Организует работу с родителями, принимает участие в защите проекта


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Компоненты содержания в проекте «Наш дом - природа»

Компоненты

Познавательный

Ценностный

Нормативный

Деятельностный

Блоки занятий

«Волшебница вода»

Вода в окружающем нас мире (водоемы, виды осадков), свойства воды, состояния  воды, элементы круговорота воды, водные животные и растения, их приспособленность  к водной среде

Значение воды в жизни человека и живых организмов, водоемов как среды обитания живых организмов, ценность чистой воды

Правила поведения во время отдыха на берегах водоемов, бережное отношение  к водным животным и растениям, выбор  мест для купания, рациональное использование  воды в быту (дома и в детском саду)

Экскурсия на ближайший водоем с  целью оценки отношения к нему людей, помощь обитателям водоема (подкормка  птиц), реализация правил поведения  во время экскурсий, совместный отдых  с родителями у водоема, очистка (фильтрование) воды (помощь реке), уход за обитателями живого уголка


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 1. Определение  характерных особенностей представителей мира животных

Цель Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование  Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция  к проведению  Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять  вторую карту, из оставшихся фигурок  выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять  третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и  разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок  справился с заданием, педагог  предлагает ему выбрать два изображения  животных, три изображения птиц и  три изображения насекомых и  затем ответить на следующие вопросы  в соответствии с выбранными картинками.

- Как называется животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать  о нем? 

- Твое отношение к  ним. 

Оценка результатов  деятельности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

•  Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

•  Соотносит представителей фауны со средой обитания.

•  Знает характерные признаки.

•  Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

•  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

•  Не всегда аргументирует свой выбор.

•  В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

•  Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

•  На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

•  Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

•  Не всегда аргументирует свой выбор.

•  Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

•  Затрудняется назвать характерные признаки.

•  На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

•  Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 2. Определение характерных особенностей растительного мира

 

Цель Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция  к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

- Какие условия необходимы  для жизни, роста и развития  комнатных растений?

- Как правильно ухаживать  за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно  это нужно делать (на примере  одного растения).

- Для чего людям  нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе  комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом  кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные  деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов  деятельности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

•  Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

•  Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

•  Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

•  Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

•  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

•  В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

•  Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

•  Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

•  Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

•  Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

•  Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

•  Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

•  Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

•  В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие  3. Определение  характерных особенностей неживой  природы.

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция  к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

- Какие свойства песка  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует песок? 

- Какие свойства камней  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует камни? 

- Какие свойства воды  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует воду?

Оценка результатов  деятельности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

•  Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

•  Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

•  При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

•  Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

•  Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

•  Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

•  Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Тест для оценки словесно-логического мышления

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных  больше – лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером? 

3. Днем на улице  светло, а ночью?

Информация о работе Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании