Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:49, дипломная работа
Цель — теоретическое обоснование, разработка комплекса математических игр, как средства повышения качества успеваемости по математике в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме использования игр как средства повышения качества успеваемости младших школьников на уроках математики.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игр.
Введе-ние…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты использования игр на уроках в начальной школе как средства повышения качества успеваемости по математике……7
1.1. Понятие игры и условия ее использования в начальной школе………7
1.2. Понятие и критерии качества успеваемости…………………………..13
1.3. Критерии подбора игр и их использование на уроках математи-ки……………………………………………………………….…………..21
Выводы по первой главе………………………………………………………..43
Глава 2. Методика использования игр на уроках математики в начальной школе с целью повышения качества успеваемости по предмету………….45
2.1. Анализ успеваемости по предмету до использования игр (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………….45
2.2. Методика использования дидактических игр на уроках математики (формирующий эксперимент)……………………………..…………………..49
2.3. Оценка влияния игр на успеваемость по предмету (контрольный экспе-римент)…………………………………………………….……………………..80
Выводы по второй главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….88
Использование игр на уроках в начальной школе как средство повышения качества успеваемости по математике
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты использования игр на уроках в начальной школе как средства повышения качества успеваемости по математике……7
Выводы по первой главе………………………………………………………..43
Глава 2. Методика использования игр на уроках математики в начальной школе с целью повышения качества успеваемости по предмету………….45
2.1. Анализ успеваемости
по предмету до использования
игр (констатирующий эксперимент)………………………………………………
2.2. Методика использования
дидактических игр на уроках математики
(формирующий эксперимент)……………………………..……………
2.3. Оценка влияния игр
на успеваемость по предмету (контрольный эксперимент)………………………………………………
Выводы по второй главе………………………………………………………..83
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….88
Введение
Современная образовательная ситуация в России диктует свои условия построения учебного процесса. Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности младших школьников, в процессе, которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективность, качество обучения находятся в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся начальной школы познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется игре. В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется деятельность, изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир».
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Для детей младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь школьников в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.
Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского “О воспитании”. В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: “…Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”. Продолжая работу Сухомлинского В.А., в своей работе “Психология игры” Эльконин Д.Б. пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: “Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов”. Амонашвили Ш.А. в своей книге “В школу — с шести лет” описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: “Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития”, что и определяет актуальность нашей работы.
Современные педагогические технологии все больше признают игру, как наиболее оптимальный метод приобретения умений и навыков в определенных сферах человеческой деятельности.
Таким образом, игра несет несомненную важность для интеллектуального развития, познания окружающего мира.
Все выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего исследования: «Использование игр на уроках в начальной школе как средство повышения качества успеваемости по предмету».
Проблема исследования: каковы условия повышения качества успеваемости на уроках математики посредством игр.
Объект: качество успеваемости по математике в начальной школе.
Предмет: игра как средство повышения качества успеваемости младших школьников на уроках математики.
Цель — теоретическое обоснование, разработка комплекса математических игр, как средства повышения качества успеваемости по математике в начальной школе.
Гипотеза: повышение качества успеваемости младших школьников по математике будет успешным, если:
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме использования игр как средства повышения качества успеваемости младших школьников на уроках математики.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игр.
3. Выделить критерии качества успеваемости младших школьников по математике и разработать комплекс математических игр для повышения уровня сформированности данных критериев.
4. Экспериментально проверить эффективность использования игр на уроках математики.
Методы исследования:
- изучение и теоретический анализ литературы для выявления характеристик дидактических игр, их места и степени разработанности данной проблемы;
- теоретические методы
для отбора содержания и
- эмпирические методы
для проверки эффективности
- математические методы для обработки материала, полученного в ходе работы с учащимися.
Практическая значимость исследования: разработка комплекса математических игр, направленного на повышение качества успеваемости у младших школьников на уроках математики. Данный комплекс математических игр может быть использован в образовательном процессе начальной школы учителями начальных классов, в педагогических заведениях при проведении дисциплины «методика преподавания математики», на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.
Результаты выпускной
квалификационной работы по
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Теоретические аспекты использования игр на уроках в начальной школе как средства повышения качества успеваемости по математике
Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний. Для этого учителя используют целый спектр методических приёмов [14; 36]:
Наиболее популярным средством организации интересной познавательной деятельности младшего школьника, является игра.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом [35; 21].
1. Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
2. По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие, дидактические;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
3. По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
4. По предметной области
5. По игровой среде, которая в
значительной степени
- с предметами и без них;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- на местности;
- компьютерные и с ТСО;
- с различными средствами передвижения [35; 32].
По мнению В.А. Сухомлинского, не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе [22; 71].
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
4. игры, включающие элементы поиска и творчества [22; 96].
Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности — умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).