Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:49, дипломная работа
Цель — теоретическое обоснование, разработка комплекса математических игр, как средства повышения качества успеваемости по математике в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме использования игр как средства повышения качества успеваемости младших школьников на уроках математики.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игр.
Введе-ние…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты использования игр на уроках в начальной школе как средства повышения качества успеваемости по математике……7
1.1. Понятие игры и условия ее использования в начальной школе………7
1.2. Понятие и критерии качества успеваемости…………………………..13
1.3. Критерии подбора игр и их использование на уроках математи-ки……………………………………………………………….…………..21
Выводы по первой главе………………………………………………………..43
Глава 2. Методика использования игр на уроках математики в начальной школе с целью повышения качества успеваемости по предмету………….45
2.1. Анализ успеваемости по предмету до использования игр (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………….45
2.2. Методика использования дидактических игр на уроках математики (формирующий эксперимент)……………………………..…………………..49
2.3. Оценка влияния игр на успеваемость по предмету (контрольный экспе-римент)…………………………………………………….……………………..80
Выводы по второй главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….88
Анализ показал, что минимум стандарта по математике во 2-х классах усвоили 81% учащихся, качество составило 62,8%. Основной пробел – вычислительные навыки – 35% учащихся допускают ошибки. На сравнение допускают ошибки 29 % учащихся. Усвоение геометрического материала – 24 %.
Также мы провели первичный диагностический срез с целью определения уровня сформированности выделенных нами критериев математических умений.
1.Умение сравнивать числа и объекты, позволяют диагностировать игры «Строители», «Найди свое место», «Как сосчитать кроликов».
2.Умение правильно выполнять арифметические действия, позволяют определить игры «Задача в стихах», «Математический футбол», «Математическая радуга».
3.Грамотно усваивать геометрический материал проверяется в играх «Закроем окошечки», «Правильно расположи фигуры», «Чего здесь не хватает».
4.Определение порядка чисел и действий определяется в играх «Вспомним сказку», «Числа рассказывают о себе», «В который дом должен зайти почтальон».
Анализ успеваемости, с учетом отмеченных нами критериев в параграфе 1.3. по 2 «а» и по 2 «б» классам представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты констатирующего среза
Критерии |
Уровни сформированности | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
А) сравнение предметов по размеру, цвету; Б) сравнение предметов по форме; В) сравнение чисел и групп предметов («больше», «меньше», «столько же») |
15% 17%
14% |
32% 34%
35% |
53% 49%
51% |
Итого по критерию: |
|||
2. Выполнение арифметических действий: А) тренировка в устном счёте; Б) вычислительные навыки (прибавление, вычитание); В) вычислительные навыки (умножение и деление) |
12%
19% 8% |
31 %
37% 34% |
57%
44% 58% |
3. Усвоение геометрического материала: А) распознавание предметов по форме; Б) определение отличительных признаков геометрических фигур; В) умение пользоваться линейкой и циркулем |
19%
15% 16% |
41%
38% 36% |
40%
47% 48% |
4. Определение порядка чисел и действий А) Временные представления: «раньше», «позже», «до», «после», «за»; Б) понимание порядкового значения чисел |
14% 17% |
36% 40% |
50% 43% |
По результатам итоговых контрольных работ,
проведенных в конце первой четверти ученики
двух классов получили оценки:
"5" - 33,3%
"4" - 16,6%
"3" - 33,3%
"2" - 16,6%
Диаграмма 1.
Только 4 из учеников смогли решить задания
правильно без ошибок. Два ученика – написали
контрольную работу на 2. По результатам
констатирующего этапа эксперимента заметно,
что ученики слабо решают задания, они
не достаточно подготовлены.
Таким образом, результаты диагностического
среза и анализ оценок в журнале и за контрольные работы
показали, что успеваемость у детей вторых
классов на уроках математике недостаточно
высокая. В следующем параграфе дается
описание формирующего эксперимента,
проведение которого направлено на повышение
успеваемости младших школьников на уроках
математики.
2.2. Методика использования дидактических игр на уроках математики (формирующий эксперимент)
На формирующем этапе эксперимента мы использовали включение дидактических игр на уроках математики, а также проводили игру как самостоятельный полноценный урок, с целью повышения качества успеваемости младших школьников. Экспериментальная работа велась в течение второй и третьей четверти текущего учебного года. Комплекс дидактических игр представлен в приложении 1.
Пояснительная записка
Проблема школьной успеваемости и причины неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она остаётся актуальной в связи с многообразием причин, её порождающих. Так выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей и др.), так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребностно-мотивоционной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность процессов анализа и синтеза и др.) Это затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает такой способ работы как дополнительные занятия. Дифференцированный метод обучения также не решает всех проблем неуспеваемости. Для того, чтобы учебная деятельность стала эффективной мы отметили конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний, а также подобрали систему дидактических игр, способствующих повышению качества успеваемости. Таким образом, мы использовали принцип перехода от знания причины ошибки к её устранению.
Содержание учебного материала для проведения системы игровых занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать развитию учащихся. Благодаря такой работе с самых первых уроков математики повышается успеваемость и степень обученности учащихся.
Актуальность экспериментальной части нашего исследования заключается в создании учителем атмосферы в классе, помогающей возникновению учения, значимого для ученика. Учитель при этом должен быть именно таким, какой он есть на самом деле, к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Таким образом, он становится откровенным в отношении с учеником. Он живой человек, а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний. Учитель принимает ученика таким, каков он есть, и способен понять его чувства и вывести их на более высокий уровень. Кроме обычных средств обучения учитель использует игровые методы (дидактическую игру). Результатами взаимодействия является качество усвоенных знаний, а также те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. Это особенно актуально в настоящее время, когда развивающему обучению отводится одно из главенствующих мест в образовании.
В основе формирующего эксперимента лежат следующие идеи:
Формирующий эксперимент реализуется как через урок, так и через внеклассную работу по предмету.
При создании системы по развивающей работе мы взяли за основу опыт Н.П. Локаловой, кандидата психологических наук, специалистов – психологов из Санкт-Петербургского университета, авторского коллектива учебно-методических пособий “Начальная ХХI века” под руководством члена-корреспондента РАО, профессора Н.Ф. Виноградовой; учителя начальных классов Н.Б. Зайко (Приложение 1).
В основе их опыта лежит:
Цель формирующего эксперимента: построить четкую систему развивающей работы с включением дидактических игр на уроках математики в начальной школе для повышения качества успеваемости учащихся.
Задачи:
Средствами достижения данных целей и задач можно считать следующие:
Система нашей работы состоит из следующих компонентов:
В ходе реализации формирующего эксперимента мы ориентировались на следующие моменты:
Реализация формирующего эксперимента осуществлялась непосредственно в учебной деятельности, на уроках математики, в течение второй и третьей четверти. Мы использовали дидактические игры в качестве отдельных элементов, входящих в структуру урока (приложение 1), а также в качестве самостоятельного полноценного урока.
Тематический план.
Урок 1. Тема: сравнение предметов по размеру, цвету. Используемые на уроке игры: «Пирамидка», «Матрешка», «Что куда», «Помогите Незнайке», «Строители», "Правильно расположи фигуры", "Что предмет рассказывает о себе".
Урок 2. Тема: сравнение предметов по форме. Используемые на уроке игры: «Пирамидка», «Найди пару», «Что куда», «Строители», "Правильно расположи фигуры", "Что предмет рассказывает о себе".
Урок 3. Тема: сравнение чисел и групп предметов («больше», «меньше», «столько же»). Используемые на уроке игры: «Найди пару», «Больше, меньше, столько же», «Хватит ли», «Что куда», "Портнихи", "Найди лишний".
Урок 4. Тема: Сложение и вычитание
двузначных чисел (урок целиком проведен
в форме игры; предлагается подробный
план).
Цели:
1. Закрепить навыки сложения и вычитания
двузначных чисел без перехода через десяток
в пределах 100.
2. Развивать умение решать задачи изученных
видов, навыки логического мышления.
3. Пробуждать интерес к предмету через
дидактическую игру, логические задания.
Оборудование: рисунки с изображением
Иван - Царевича, Змея Горыныча, Кощея;
карточки с числами и буквами, орнамент
из цифр для каллиграфической минутки,
листки с примерами для групповой работы.
Устный счёт.
В некотором царстве, в Тридевятом государстве
жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная.
Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич
потужил, погоревал и отправился на поиски.
Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?
Мы узнаем, выполнив первое задание.
1) Найдите “лишнее" число; расположите
числа в порядке убывания. Теперь перевернём
карточки. Что получилось? 35, 73, 33, 40, 13, 23.
73 35 33 2313
КОЩЕЙ
Иван-Царевич отправился в путь. Но его
уже поджидает Змей Горыныч, посланный
Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить
все три головы Змея.
2) Индивидуальное задание у доски (3 человека).
25 + 15 43 + 2 33 + 8
40 - 40 64 - 6 52 - 7
27 - 20 12 - 6 45 - 5
20 + 30 21 + 9 18 + 2
Поведет Ивана-Царевича волшебный клубочек.
3) Волшебный клубочек привёл Ивана-Царевича
на распутье. На придорожном камне надпись:
“Верная дорога та, где ответ не самый
большой и не самый маленький”. По какой
дороге идти Ивану?
4) а) А на дороге числа записаны рядами.
Найдите закономерность, продолжите ряды
чисел:
20, 17, 14, …, …, …, …
2, 4, 7, 11, …, …, …, …
б) Проверка индивидуального задания.
Ребята победили Змея Горыныча. Он охранял
сундук, в котором находился меч для Ивана-Царевича.
Но сундук крепко заперт тремя замками.
А замки не простые - на каждом пример.
Что скажете?
Замки откроются, если мы исправим ошибки,
сделаем их невидимками. Стирать ничего
нельзя, можно дописывать числа и знаки
действия.
46=50 28+1=30 64>70
4+46=50 1+28+1=30 64>70-7 и др. числа до 70
46=50-4 28+1=30-1 любое число >6+64>70
Итак, меч в руках Ивана, путь в царство
Кощея свободен!