Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:49, дипломная работа
Цель — теоретическое обоснование, разработка комплекса математических игр, как средства повышения качества успеваемости по математике в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме использования игр как средства повышения качества успеваемости младших школьников на уроках математики.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игр.
Введе-ние…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты использования игр на уроках в начальной школе как средства повышения качества успеваемости по математике……7
1.1. Понятие игры и условия ее использования в начальной школе………7
1.2. Понятие и критерии качества успеваемости…………………………..13
1.3. Критерии подбора игр и их использование на уроках математи-ки……………………………………………………………….…………..21
Выводы по первой главе………………………………………………………..43
Глава 2. Методика использования игр на уроках математики в начальной школе с целью повышения качества успеваемости по предмету………….45
2.1. Анализ успеваемости по предмету до использования игр (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………….45
2.2. Методика использования дидактических игр на уроках математики (формирующий эксперимент)……………………………..…………………..49
2.3. Оценка влияния игр на успеваемость по предмету (контрольный экспе-римент)…………………………………………………….……………………..80
Выводы по второй главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….88
Деятельность учителя по повышению качества успеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятиях «успеваемость» и «неуспеваемость» не выделены их элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений, для повышения качества успеваемости.
При установлении причин неуспеваемости отдельного ученика, учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.
В таблице 1 представлены основные критерии успеваемости младших школьников на уроках математики [11; 16].
Таблица 1.
Область математики
|
Знают и умеют на: | |||
О |
X |
П |
Н | |
1. Читать, записывать и сравнивать любые числа |
|
|
|
|
2. Прибавляют
к двухзначному числу однозначн |
|
|
|
|
З.Соотношение единиц длины, единиц массы, единиц времени |
|
|
|
|
4. Распознают геометрические фигуры |
|
|
| |
5. Умеют пользоваться линейкой и циркулем |
||||
6. Умеют использовать отношения (столько же, больше, меньше, увеличить на, уменьшить на, больше на, меньше на) |
|
|
|
|
7. Знают таблицы сложения, умножения и используют при вычислении (автоматизированный навык) |
||||
Личностное и социальное развитие |
|
|
|
|
1 . Умеют слушать |
|
| ||
2.Умеют завершить работу. |
|
|||
З.Умеют работать в паре. |
|
| ||
4.Умеет работать один |
||||
5 .Прилежность. |
||||
6.Умеет играть с другими. |
|
|
| |
7.Дисциплина, самоконтроль |
О - отлично
X - хорошо
П - посредственно
Н – неудовлетворительно
1.3. Критерии подбора игр и их использование на уроках математики
Игра рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Игра содержит элементы занимательности: всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
Повышению качества успеваемости по математике способствуют игры, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или самая элементарная головоломка. Многообразие занимательного материала — игр, задач, головоломок — даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию, характеру и значению, характеру мыслительных операции, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Приведем классификацию игрового материала для предмета «Математика» [14; 115].
Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются».
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей [18; 97].
Проанализировав учебно-методическую, психолого-педагогическую литературу, мы отметили 4 основных критерия качества успеваемости младших школьников по математике:
Данный критерий формируется через развитие следующих умений:
А) сравнивать предметы по размеру, цвету.
ИГРА «СТРОИТЕЛИ»
Дидактическая задача: формировать понятия «разные», «одинаковые».
Оборудование: 1. Дидактический материал — набор цветных фигур (круги, квадраты, треугольники, пятиугольники разных цветов и размеров; 2. Демонстрационный материал — плакат (образец выполненного задания), картонный «Буратино».
Содержание. Проводится краткая беседа о профессии строителя. Учитель говорит, что сегодня строителями будут ребята. А судить о том, кто лучший строитель, нам поможет Буратино. Картонный Буратино закрепляется на доске.
Дается задание построить два красивых дома — красный и зеленый так, чтобы красный был выше зеленого, а зеленый был длиннее красного. Крышу сделать цветом по выбору. Дети «строят» дома на партах. В конце работы на доску вывешивается плакат с образцом. Буратино «оценивает» работу каждого учащегося. Лучшему строителю он вручает флажок и улыбку учителя.
Далее дается задание построить для двух зайцев-близнецов рядом два одинаковых домика по размеру, а по цвету самим подобрать так, чтобы они были очень красивыми. Буратино находит самый красивый дом.
ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМ»
Дидактическая задача: формировать понятие «одинаковые по цвету».
Оборудование: дидактический материал — карточки, цветные карандаши.
Содержание. Дети имеют карточки вида. Учитель объясняет, что в красном доме должны быть красные фигуры, в зеленом — зеленые и в желтом — желтые. Надо проложить (нарисовать) «дорожки» от фигур к «домикам» карандашами такого же цвета. Выигрывает тот, кто сделал правильно, аккуратно и быстро.
ИГРА «ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ»
Дидактическая задача: проверить умение различить предметы по величине (больший, меньший, самый маленький).
Оборудование: 1. Раздаточный материал — карточки, цветные карандаши; 2. Демонстрационный материал — плакат с изображением домиков; 3. Картонные Незнайка и звери, фишки.
Содержание. Учитель говорит, что сегодня к ребятам пришел очень грустный Незнайка. Ему надо помочь расселить на зиму зверей в теплые домики. Это надо сделать правильно, чтобы всем было удобно жить в домике. Звери: медведь, жираф, зайка, мышка-норушка. Далее учитель говорит, что когда дети продумают, как надо помочь Незнайке, они должны будут посмотреть на свои карточки и найти среди красных мячей самый маленький и подумать, кому они его подарят, а среди синих — самый большой и подумать, кому его подарят. На эти мячи надо поставить фишки цвета, одинакового с цветом мячей.
Б) сравнивать фигуры по форме:
ИГРА «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»
Дидактическая задача: формировать умение различать фигуры по форме.
Оборудование: карточки, карандаши.
Содержание. Раздаются карточки. Учитель сообщает, что каждая фигура должна стоять в одном ряду со своими братьями и сестрами, которые друг на друга похожи, но некоторые из них заблудились. Им стало скучно. Поможем им найти свои братьев и сестер, укажем карандашом дорожки со стрелочками, идя по которым фигура попадут в свой ряд.
Выигрывает тот, кто быстрее все правильно выполнил. Его работу учитель показывает классу.
ИГРА «В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ»
Дидактическая задача: научиться различать геометрические фигуры; учиться выделять предметы и группы предметов по двум заданным свойствам.
Оборудование: карточки, цветные карандаши.
Содержание. Учитель сообщает, что в лесной школе заяц получил карточку, на которой были изображены различные фигуры. Медведь-учитель велел ему обвести все красные фигуры красным карандашом, а зеленым карандашом — все треугольники. «А еще, — сказал загадочно медведь, — найди, какую фигуру не надо обводить».
Детям раздаются карточки. В конце работы показывается образец. Учитель находит лучшую работу и показывает классу. Говорит, что ученика, который так все правильно сделал, можно отправить поработать учителем в лесную школу.
ИГРА «ДУМАЙ И ДЕЛАЙ САМ»-1
Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по цвету и форме.
Оборудование: 1. Дидактический материал — карточки; 2. Демонстрационный материал — плакат «Паровоз» с изображением паровоза.
Содержание. Учащимся раздаются карточки вида.
Учитель спрашивает, что изображено на плакате, из каких фигур составлен «паровоз». Проводит краткую беседу о том, какую работу выполняют паровозы, каким внимательным должен быть машинист паровоза, который его ведет. «А теперь», — говорит учитель, — посмотрим, как внимательны ребята к тому, что я говорю. Посмотрим, как они могут выполнить мои задания. Кто сделает все правильно и быстро, может стать, когда окончит школу, хорошим машинистом».
Содержание заданий, которые можно предложить:
1. Обведите контуры сходных по форме фигур карандашом одного цвета.
2. Раскрасьте рисунок так, чтобы одинаковые по форме фигуры были раскрашены одним цветом, а разные — другими (например, синим, зеленым, красным, желтым).
3. Раскрасить все треугольники в разные цвета.
4. Раскрасить одинаковые по величине круги в разные цвета, а разные по величине — в одинаковый цвет.
ИГРА «ДУМАЙ И ДЕЛАЙ САМ»-2
Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по форме к цвету, называть геометрические фигуры, учить видеть главную часть предмета.
Оборудование: 1. Демонстрационный материал — плакат с изображением инструментов труда; 2. Дидактический матерная — листы бумаги, цветные карандаши.
Содержание. Учитель просит учащихся назвать орудия труда. Замечает, кто большее количество их назвал. Вывешивает плакат. Спрашивает, что изображено и назначение каждого предмета. Далее учитель сообщает, что сегодня ребята сами будут изготовлять (рисовать) орудия труда, а Буратино посмотрит, как ребята умеют делать, но прежде, чем приступить к работе, ребята должны продумать ответы на вопросы:
1. Из скольких частей состоит каждый предмет на плакате?
2. Какие части главные?
Дается задание самим нарисовать орудия труда, каких нет на плакате, или какие есть на плакате, но другой формы. (Это могут быть грабли, лопата прямоугольной формы, щипцы, отвертка, шило, спицы, крючок, удочка, коса и др.). Выигрывает тот, кто больше придумал предметов и правильно раскрасил. Буратино его благодарит. Лучшая работа демонстрируется, еще раз обращается внимание на то, каким одним словом можно назвать эти предметы.
В) сравнивать числа и группы предметов («больше», «меньше», «столько же»):
ИГРА «ПОМОГИТЕ ПЧЕЛКАМ»
Дидактическая задача: формировать умение соотносить элементы равных множеств; правильно употреблять предложение «столько же, сколько и…»
Оборудование: дидактический материал — карточки с рисунками, простой карандаш.
Содержание. Вид карточек, которые получают дети.
Учитель: «Пчелки вылетели собирать с цветков нектар (сок), чтобы из него в ульях приготовить мед. Они нашли поляну, где уже расцвело несколько цветов. Хватит ли на всех пчелок цветков? Как это можно определить?» (Можно подсказать, чтобы от каждой пчелки помогли найти дорожку к цветку). Это дети выполняют самостоятельно. В конце надо спросить, что можно сказать о количестве цветков и пчелок, требуя «доказать» свой ответ. Того, кто сделал все правильно и быстрее всех (помог пчелкам), пчелки «угощают медом».
ИГРА «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ПОМОЩНИКОМ АЙБОЛИТА»
Дидактическая задача: закрепить понятия «столько же», «больше», «меньше». Повторять счет предметов.
Оборудование: дидактический материал — плакат, изображающий Айболита и больных зверей.
Содержание. Учитель предлагает внимательно рассмотреть рисунок. Составить как можно больше предложения со словами: «сколько», «столько же», «больше», «меньше». Подумать, «как помочь доктору быстрее вылечить зверят?» Дети возможно и ответят, что они бы дали доктору еще один градусник, чтобы измерять температуру сразу всем животным, что принесли бы еще две таблетки витаминов, чтобы всем хватило, что укрыли бы две лапы у зайца и спрятали бы еще по одной лапе под одеяло у лисички и медвежонка.