Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:49, дипломная работа
Цель — теоретическое обоснование, разработка комплекса математических игр, как средства повышения качества успеваемости по математике в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме использования игр как средства повышения качества успеваемости младших школьников на уроках математики.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игр.
Введе-ние…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты использования игр на уроках в начальной школе как средства повышения качества успеваемости по математике……7
1.1. Понятие игры и условия ее использования в начальной школе………7
1.2. Понятие и критерии качества успеваемости…………………………..13
1.3. Критерии подбора игр и их использование на уроках математи-ки……………………………………………………………….…………..21
Выводы по первой главе………………………………………………………..43
Глава 2. Методика использования игр на уроках математики в начальной школе с целью повышения качества успеваемости по предмету………….45
2.1. Анализ успеваемости по предмету до использования игр (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………….45
2.2. Методика использования дидактических игр на уроках математики (формирующий эксперимент)……………………………..…………………..49
2.3. Оценка влияния игр на успеваемость по предмету (контрольный экспе-римент)…………………………………………………….……………………..80
Выводы по второй главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….88
Оборудование: 1. Дидактический материал — разрезные цифры; 2. Демонстрационный материал — картинки с изображением фрагментов сказок: «Колобок», «Маша и Медведь», «Теремок».
На доске вывешиваются рисунки так, чтобы последовательность событий была нарушена. Дети должны вспомнить, что было сначала, что потом, и сказать, какой из рисунков поставить первым и какой последним. Под каким номером поставить рисунок первым, под каким — вторым. У себя на партах выставить в такой последовательности цифры. Тот, кто первым это сделает и правильно, т. е. получит последовательность: 5, 6, 3, 1, 4, 2, выходит по указанию учителя к доске и рядом с теремком ставит в нужной последовательности зверюшек. Он и объявляется лучшим сказочником.
Так проводится работа и по другим сказкам.
ИГРА «ОПРЕДЕЛИМ, КОГДА ЭТО БЫВАЕТ»
Дидактическая задача: закреплять знания временных представлений: сначала, потом, раньше, позже, до, после.
Оборудование: 1. Дидактический материал — предметные картинки; 2. Демонстрационный материал — сюжетные картинки, изображающие поры года.
Содержание. Проводится беседа о порах года, выясняются их основные признаки и последовательность.
Вывешиваются картинка, изображающие поры года в нарушенной последовательности. Дети должны самостоятельно продумать, в какой последовательности расположить, и из своего дидактического материала отобрать те карточки, где изображены предметы, присущие данной поре года. Например, елочка, покрытая снегом, яблоня в цвету, ветки земляники, черники, колосья спелой ржи и т. д.; соотнести их с рисунком на доске и на партах расположить в нужной последовательности.
Затем дается задание придумать как можно больше предложений со словами: сначала, потом, раньше, позже, до, после.
Поощряется тот, кто сделал все быстро и правильно.
ИГРА «ЧИСЛА РАССКАЗЫВАЮТ О СЕБЕ»
Дидактическая задача: повторение понятий «предыдущий», «следующий», «за», «перед», «между», «раньше», «позже», «после».
Б) понимание порядкового значения чисел:
ИГРА «РАССТАВЬ ПРАВИЛЬНО ФИГУРЫ И НАЗОВИ ИХ НОМЕР»
Дидактическая задача: формировать порядковое значение чисел. Повторять порядковые отношения: за, перед, между. Развивать комбинаторное мышление.
Оборудование: 1. Дидактический материал — лист бумаги, карандаши; 2. Демонстрационный материал: 1 — плакат с изображением зверей, в прорези вставлены геометрические фигуры; 2 — плакат с геометрическими фигурами.
Содержание. (Замечание. Можно использовать карточки из игры «Построй по росту и определи, где кто находится».) Учитель на доске вывешивает плакат. Он говорит, что звери нарисованы в таком порядке, в каком они шли на водопой. Просит назвать, кто идет первым, вторым…, кто идет последним, кто идет за носорогом, перед носорогом, между зайцем и носорогом.
Далее учитель говорит, что звери могли бы идти и в другом порядке, что дети будут это изображать на своих листах бумаги, рисуя вместо зверя геометрические фигуры, соответствующие зверям на плакате. Можно не рисовать, а вставлять готовые геометрические фигуры (их должно быть по 15 штук каждой). Это дети делают самостоятельно. Но перед этим учитель сообщает, что он изобразил на другом плакате, в каком другом порядке могут идти звери и что у него получилось много способов. На какое-то время он дает посмотреть плакат и убирает.
Дети придумывают способы и изображают на листах бумаги. Дается определенное время.
Выигрывает тот, что больше способов придумал. Лист этого ученика можно показать классу и спросить, кто, например, у Коли на рисунке в такой-то строчке идет первым, вторым, кто в такой-то строчке с водопоя идет первым, вторым…
Далее можно сказать, что Мишка идет третим. Куда он идет: на водопой или с водопоя? Заяц идет последним. Куда он идет? И т. д.
Если дети будут затрудняться, то можно дать меньше зверей и фигур.
ИГРА «В КОТОРЫЙ ДОМ ДОЛЖЕН ЗАЙТИ ПОЧТАЛЬОН?»
Дидактическая задача: формировать порядковое значение чисел.
Оборудование: демонстрационный материал — плакат, карточка с изображением «почтальона-сороки».
Содержание. Вывешивается плакат. «Почтальона» можно поместить сверху над плакатом на доске. Учитель говорит, что в домиках живут животные. Каждый из них стоит напротив своего домика. Он просит назвать животных слева — направо по порядку. Спрашивает: «Можно ли сказать, что и домики расположены в таком же порядке?»
Далее учитель сообщает, что сорока несет поздравительные открытки с Днем 8 Марта.
Дается задание для самостоятельной работы: определить, в которые по счету домики, если считать слева — направо, почтальон должен принести открытки (1, 4, 5) и почему (обосновать свой ответ).
Подумать над ответом на вопрос: «Чем привлекательна работа почтальона?»
Тот, кто сделал все правильно и быстро, объявляется лучшим почтальоном. Ему вручается поздравительная открытка.
ИГРА «ЧИСЛА РАССКАЗЫВАЮТ О СЕБЕ»
Дидактическая задача: повторение понятий «предыдущий», «следующий», «за», «перед», «между».
Оборудование: Демонстрационный материал — красочные рисунки цифр (1, 2, 3, 4).
Детям дается задание: помочь каждому числу рассказать о себе (где оно стоит: за, перед, между, является последующим или предыдущим по отношению к другим, больше оно или меньше других чисел и на сколько). Вспомнить стихотворение С. Маршака о каждой из цифр.
Каждый ученик должен выбрать одно или два числа и все о нем рассказать.
Например: число 3 идет за числом 2, оно следующее за числом 2 и предшествует числу 4. Оно расположено между числами 2 и 4. Оно на 1 больше числа 2 и на 1 меньше числа 4.
Для активизации познавательной деятельности применяются различные карточки, задачи-шутки, ребусы и т. д. Занимательный материал не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Применение различных приёмов проведения урока, использование элементов игр, соревнований делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность. И добиваются порой самых высоких для себя результатов.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный [45; 34].
Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер [20; 66].
Занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока [20; 74].
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры [20].
В экспериментальной части нашего исследования представлена более полная система занятий с использованием дидактических игр и их содержание.
Выводы по первой главе
Наиболее популярным средством организации интересной познавательной деятельности младшего школьника, является игра. По мнению В.А. Сухомлинского, не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся. Проблема успеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы:
1) как преподаватель учит;
2) как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие.
В процессе игры дети активизируют свое внимание, память, мышление, элемент соревнования добавляет интереса к игре. Кроме учебного компонента, в процессе игры реализуются и здоровьесберегающие технологии. Постоянная смена деятельности (формы работы) способствуют снятию как физической, так и моральной нагрузки, ребенок больше двигается, чаще переключает внимание, что также способствует снятию напряжения, кроме того, игра дает прекрасную возможность показать свои способности даже самым слабым учащимся, ввиду различных способов деятельности, каждый ребенок может выбрать себе задание по уровню.
Таким образом, в процессе игры решается много задач учебных, в том числе использование игры на уроках математики способствует повышению успеваемости младших школьников. На уроках математики игра в большей степени способствует изучению, закреплению, повторению изучаемого материала. Часто употребляется форма игры как отдельный этап урока, в отдельных случаях весь урок проводится в форме игры, например урок-КВН, викторина, путешествие и т.д.
Глава 2. Методика использования игр на уроках математики в начальной школе с целью повышения качества успеваемости по предмету
2.1. Анализ успеваемости по предмету до использования игр (констатирующий эксперимент)
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 4 в начальных классах. Нами были обследованы учащиеся 2 «а» и 2 «б» классов.
Целью нашего исследования является разработка комплекса математических игр, как средства повышения качества успеваемости по математике в начальной школе.
Гипотеза: повышение качества успеваемости младших школьников по математике будет успешным, если:
- на уроках математики будет использоваться комплекс математических игр (дидактические игры);
- разработанный комплекс будет использоваться на всех этапах урока: актуализация знаний, постановка проблемы, повторение и закрепление знаний.
Исследование проводилось в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
На констатирующем этапе эксперимента мы провели анализ успеваемости детей 2-х классов на уроке математики. Главным показателем успеваемости учащихся, по программам, реализующимся во 2-х классах, являются оценки, полученные детьми на уроках и результаты контрольных работ на конец первой четверти. В таблице 2 представлен анализ успеваемости по математике у детей вторых классов (по итогам первой четверти).
Таблица 2.
Анализ успеваемости по математике во вторых классах за первую четверть.
класс |
Кол-во учащ. |
Успевают на «5» (по преобладанию) |
Успевают на «4» (по преобладанию) |
Успевают на «3» (по преобладанию) |
Неуспевающие |
основные ошибки |
качество знаний |
2 «а» |
26 |
13 % |
41 % |
46 % |
0% |
вычитание – 8%; сложение – 7%; уравнение – 7%; порядок действий – 6%; сравнение – 8%; усвоение геометрического материала – 9%. |
54 % |
2 «б» |
24 |
14% |
36 % |
48 % |
2% |
вычитание –7 %; сложение – 6%; уравнение – 9%; порядок действий – 9%; сравнение – 9%; усвоение геометрического материала – 6%. |
50% |